РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (2 курс) для специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


ОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«МАГАДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии впрофессиональной деятельности»
(2 курс)
для специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
2016 г.
Программа предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
РАССМОТРЕНО
Цикловой комиссией
Общеобразовательных дисциплин
Протокол № «___» от «____»__________ 2015 г.
Председатель ЦК_____________ Н.Н. Копылкова
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
___________ Г.П. Анкушина«___» _____________ 2015г.
Разработчик:
А.Г. Абраменко, преподаватель информатики
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию, создавать презентации;
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации;
применять антивирусные средства защиты информации;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения;
находить контекстную помощь, работать с документацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
назначение, состав, основные характеристики компьютерной и организационной техники;
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
технологию поиска информации в сети Интернет;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем.
1.4. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Рабочая программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информационные технологии в профессиональной деятельности» являются:
Профессиональные и общие компетенции:
Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
1.5. Результаты обучения:
Обязательные результаты изучения учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение студентами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится студентами. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности студента.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 74 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 110
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 74
в том числе: практические занятия 38
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
в том числе: индивидуальное проектное задание 26
тематика внеаудиторной самостоятельной работы 10
Итоговая аттестация в форме ДЗ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Содержание учебного материала 2 Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения персональных компьютеров. 2
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология
10 Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное общество Содержание учебного материала 2 1 Понятие информационных и коммуникационных технологий, их основные принципы, методы, свойства и эффективность. Понятие информации. Носители информации. Виды информации. Кодирование информации.
Измерение информации. Информационные процессы. Информатизация общества, развитие вычислительной техники. 2
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение «Компьютерные технологии в экономике» 2 Тема 1.2. Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации Содержание учебного материала 2 1 Персональный компьютер – устройство для накопления, обработки и передачи информации.
Назначение и основные функции текстового редактора, графического редактора, электронных таблиц, систем управления базами данных. Локальные и глобальные компьютерные сети. 2
Практические занятия 2 1 Работа с обучающей программой для получения общего представления о персональном компьютере 2 Отработка навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажер) Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение «Обзор программ деловой графики» 2 Раздел 2. Общий состав и структура персональных компьютеров и вычислительных систем, их программное обеспечение
24 Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники. Содержание учебного материала 2 1 Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера. Память персонального компьютера. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты.2
2 Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, папки и правила задания их имен. Шаблоны имен файлов. Путь к файлу. 2
Практические занятия 2 Установка программного продукта
Самостоятельная работа:
Составить конспект:
Программные оболочки
Операционная система MS DOS 4 Тема 2.2. Операционные системы и оболочки: графическая оболочка Windows
Содержание учебного материала 2 1 Основные элементы окна Windows. Управление окнами. Меню и запросы. Справочная система. Работа с пиктограммами программ. Переключение между программами. Обмен данными между приложениями. Операции с папками и файлами. Печать документов. 2
Практические занятия 2 1 Выполнение операций с папками и файлами 2 Создание, установка свойств и удаление ярлыков Самостоятельная работа:
Как правильно выполнить инсталляцию программного обеспечения? 4 Тема 2.3. Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты Содержание учебного материала 2 1 Файловые менеджеры. Программы-архиваторы. Пакеты утилит для Windows. Общий обзор. Назначение и возможности. Порядок работы. 2
Практические занятия 2 1 Выполнение операций с папками и файлами посредством файлового менеджера. 2 Создание архива и помещение в него файлов. Самостоятельная работа:
Восстановление сбойной дискеты (оптимизация дискеты) с помощью утилиты 4 Раздел 3. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации 10 Тема 3.1. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации Содержание учебного материала 2 1 Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Архивирование информации как средство защиты.
Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы. 2
Практические занятия 2 1 Создание архива, закрытого паролем 2 Тестирование носителей информации на наличие компьютерного вируса, и их лечение. Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение о криптографических методах защиты.
Как защитить информацию в сетях?
Подготовить реферат о контроле права доступа и электронной подписи. 6 Раздел 4. Прикладные программные средства 50 Тема 4.1. Графические редакторы. Содержание учебного материала 2 1 Методы представления графических изображений. Виды графики. Цвет и методы его описания.
Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений.
Форматы графических файлов. Печать графических файлов. 2
Практические занятия 2 Создание рисунка в приложении типа Paint. Сохранение его в файле. Самостоятельная работа:
Проведение сравнительного анализа возможностей программы Adobe Photoshop 2 Тема 4.2. Текстовые процессоры. Содержание учебного материала 2 1 Текстовый процессор Microsoft Word: понятие, назначение, возможности. Объекты (текст, таблица, внедренный объект), типовые действия с ними. Инструментальная среда: понятия. Обеспечение взаимодействия текста, графики, таблицы и других объектов, составляющих итоговый документ. Правила ввода, оформления и редактирования текста. Форматирование текста: понятие, назначение, технология. Колонтитулы: понятие, их назначение. Технология работы с табличной формой, иллюстрациями, выполнение колонной верстки. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать. 2
Практические занятия 4 1 Создание документа, набор и редактирование текста. Сохранение документа. Шрифтовое оформление и форматирование текста. Вставка в текстовый документ рисунка, таблицы или диаграммы. Редактирование набранного текста. Разбиение на страницы. Распечатка текста на печатающем устройстве. 2 Создание текстовых документов сложной структуры. Использование стилей, форм и шаблонов. Оформление деловой корреспонденции. Рассылка документов. Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение о возможностях текстового процессора. 2 Тема 4.3. Электронные таблицы Содержание учебного материала 4 1 Структура интерфейса табличного процессора. Объекты электронной таблицы и их параметры. Данные, хранящиеся в объектах электронной таблицы. Типовые действия над объектами.
Технология создания и форматирования любого объекта электронной таблицы, диаграмм. Типы диаграмм в электронной таблице и их составные части. Редактирование диаграмм. 2
Практические занятия 10 1 Создание, заполнение, оформление и редактирование электронной таблицы. 2 Проведение расчетов и поиска информации в электронной таблице с использованием формул,
функций и запросов 3 Проектирование и заполнение табличного документа. Работа с графическими возможностями электронной таблицы. 4 Анализ финансового состояния предприятия, оптимизация (подбор параметра) в системе электронных таблиц. 5 Комплексное использование MS EXCEL. Решение задач бухгалтерского учета в системе электронных таблиц. Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение о возможностях числового процессора.
2 Тема 4.4. Системы управления базами данных Содержание учебного материала 4 1 Основные элементы базы данных. Режим работы. Создание формы и заполнение базы данных. Оформление, форматирование и редактирование данных. Сортировка информации. Скрытие полей и записей. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. Режимы поиска. Формулы запроса. Понятие и структура отчета. Создание и оформление отчета. Модернизация отчета. Вывод отчетов на печать и копирование в другие документы. 2
Практические занятия 4 1 Создание формы и заполнение базы данных. 2 Сортировка записей. Организация запроса в базе данных. 3 Создание отчета по информации базы данных. Копирование в другой документ и распечатка отчета. Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение о возможностях системы управления базами данных 2 Тема 4.5. Компьютерные презентации. Содержание учебного материала 4 1 Microsoft Power Point: назначение, функциональные возможности, объекты и инструменты, области использования приложения, этапы. Создание и оформление презентаций. Звуковое и визуальное сопровождение. Демонстрация слайдов. 2
Практические занятия 4 Создание и демонстрация слайдов. Самостоятельная работа:
Как пользоваться информационно-поисковыми системами?
Составить конспект об информационно-поисковых системах, представленных на отечественном рынке и доступных в Internet. 2 Раздел 5. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации 6 Тема 5.1. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации Содержание учебного материала 2 1 Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. 2
2 Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Гипертекст. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации. 2
Практические занятия 4 1 Передача и получение сообщений по электронной почте. 2 Поиск информации в глобальной сети Internet. Раздел 6. Автоматизированные системы 8 Тема 6.1. Автоматизированные системы. Содержание учебного материала 2 1 Автоматизированное рабочее место специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем. 2
Самостоятельная работа:
Проведение сравнительного анализа различных видов автоматизированных систем. 4 Дифференцированный зачет 2 Всего: 110 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Оборудование компьютерной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
маркерная доска;
учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
компьютеры по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
лицензионное антивирусное программное обеспечение;
лицензионное специализированное программное обеспечение;
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2010. – 384 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 288 с.
Михеева Е.В. Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб.пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 208 с.
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.
Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие. – М.: Изд-во «Феникс», 2009. – 384 с.
Дополнительные источники:
Байдаков В., Дранищев В. И. др. 1С:Предприятие 8.1. Руководство пользователя. – М.: Фирма «1С», 2008. – 303 с.
Безека С.В. Создание презентаций в MsPowerPoint 2007. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 275 с.
Пикуза В.И. Экономические и финансовые расчеты в Excel. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 384 с.
Севостьянов А.Д., Володина Е.В., Севостьянова Ю.М. 1С:Бухгалтерия 8. Практика применения. – М.: АУЦ «1С» - ООО «Константа», 2008. – 232 с.
Ташков П.А. Интернет. Общие вопросы. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 416 с.
Харитонов С.А., Чистов Д.В. Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерия 8. Задачи, решения, результаты. – М.: 1С-Паблишинг, 2008. – 463 с.
Электронный ресурс: MS Office 2007 Электронный видео учебник. Форма доступа: http://gigasize.ru.
Электронный ресурс: Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа: http://www.edu.ru/fasi.
Электронный ресурс: Лаборатория виртуальной учебной литературы. Форма доступа: http://www.gaudeamus.omskcity.com.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: обрабатывать текстовую и табличную информацию Практические работы,внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа
использовать деловую графику и мультимедиа-информацию, создавать презентации практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа: выполнение индивидуального проектного задания, контрольная работа
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации Практические работы, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа
применять антивирусные средства защиты информации Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями практические занятия, контрольная работа
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения практические занятия, контрольная работа
находить контекстную помощь, работать с документацией. практические занятия, контрольная работа
Знания: основные понятия автоматизированной обработки экономической информации контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники. контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации Практические работы, практические занятия, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения Практические работы, практические занятия, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия Практические работы, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
технологию поиска информации в Интернет практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
принципы защиты информации от несанкционированного доступа Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа
направления автоматизации бухгалтерской деятельности практические занятия, контрольная работа
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем практические занятия, контрольная работа
Преподаватель Абраменко А.Г.