Информационные технологии в профессиональной деятельности, рабочая программа по учебной дисциплине специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Базовая подготовка, УАвиаК, Ульяновск, 2016 (ред.3)


УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Базовая подготовка
Ульяновск, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ( далее СПО ) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки (приказ Минобрнауки России № 832 от 28 июля 2014 года.
РЕКОМЕНДОВАНА
УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК
программирования и ИТПредседатель ЦМК
А. А. Шарифуллина подпись
Протокол №1 от «31» августа 2015г. Заместитель директора по учебно-методической работе
Л.Н.Подкладкина подпись
«31» августа 2015г.

ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж»

РАЗРАБОТЧИКИ: Дубовик И.Б., преподаватель информатики и специальных дисциплин Ульяновского авиационного колледжа
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации рабочей ПРОГРАММЫ учебной
дисциплины
18
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» направлено на формирование профессиональных и общих компетенций:
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1 Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2 Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3 Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4 Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УчЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа информацию;
создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты информации;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68
в том числе: - теоретические занятия 25
- практические занятия 40
- лабораторные занятия не предусмотрены
- курсовой проект (работа) не предусмотрены
- контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 46
в том числе: - графическое изображение структуры текста (схема); 8
- использование сети «Internet» и справочной системы программного обеспечения; 12
- работа с конспектом лекций; 6
- аналитическая обработка текста (составление алгоритмов, перечней); 8
- составление таблиц для систематизации учебного материала; 6
- проектирование и моделирование различных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- создание презентаций. 2
4
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уро-
вень осво-ения1 2 3 4
4 семестр
РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 10т+4 пр+12 с/р=26 Тема 1.1
Применение информационных технологий и информационных систем в профессиональной деятельности Уметь:
- применять классификацию информационных систем.
Знать:
- классификацию информационных технологий и систем;
- свойства систем;
- состав обеспечивающей и функциональной частей экономической информационной системы;
- основные принципы, положения и способы построения системы обработки и передачи экономической информации;
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
- основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации. Содержание учебного материала 1.1.1 Основные понятия, информации и информационных технологий. 2 2
1.1.2 Основные этапы развития информационных технологий и информационных систем. 1.1.3 Классификация информационных систем. 1.1.4 Компоненты информационных систем. 1.1.5 Процессы, происходящие в экономической информационной системе. 1.1.6 Основные положения и принципы построения систем обработки и передачи экономической информации. Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Развитие информационных технологий в современных условиях» 2 Тема 1.2
Технические
средства
информационных
технологий Уметь:
- визуально определять компоненты ПК.
Знать:
- классификацию ЭВМ;
- классификацию ПЭВМ;
- основные виды и принципы архитектуры ЭВМ;
- состав и назначение устройств персонального компьютера (ПК);
- периферийные устройства ввода и вывода информации. Содержание учебного материала 2 2
1.2.1 Классификация ЭВМ. 1.2.2 Классификация ПЭВМ. 1.2.3 Основные виды и принципы архитектуры ЭВМ. 1.2.4 Состав и назначение устройств персонального компьютера (ПК). 1.2.5 Периферийные устройства ввода и вывода информации. Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа - разработка перечня устройств домашнего
компьютера (назначение, характеристики,производитель). 2 Тема 1.3
Основные компоненты компьютерных сетей Уметь:
- использовать возможности локальных сетей для поиска и передачи информации.
Знать:
- классификацию компьютерных сетей;
- основные компоненты компьютерных сетей;
- принципы пакетной передачи данных;
- организацию межсетевого взаимодействия. Содержание учебного материала 2 2
1.3.1 Классификация сетей. 1.3.2 Одноранговые сети и сети с выделенным сервером. 1.3.3 Сетевые аппаратные средства. 1.3.4 Принципы пакетной передачи данных. Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа - составление таблицы достоинств и недостатков одноранговых сетей и сетей с выделенным сервером. 2 Тема 1.4
Технология поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Уметь:
- использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
Знать:
- режимы передачи данных;
- структура и систему адресации в Internet;
- основные услуги Internet;
- технологию поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети Поисковые машины Internet. Содержание учебного материала 1 2
1.4.1 Режимы передачи данных. 1.4.2 Структура и система адресации в Internet. Способы подключения. 1.4.3 Основные услуги Internet. 1.4.4 Поисковые машины Internet. Практические занятия ПЗ 1 Поиск и передача информации в локальной сети и сети Internet. 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Технология поиска информации в информационно - телекоммуникационной сети Internet». 2 Тема 1.5
Основы защиты
информации Уметь:
- применять методы и средства защиты бухгалтерской информации;
- применять антивирусные средства защиты информации;
Знать:
- основные угрозы информационной безопасности;
- принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
- методы, приемы и средства защиты информации. 2 Содержание учебного материала 2 2
1.5.1 Угрозы безопасности информации и их квалификация. 1.5.2 Компьютерные вирусы. 1.5.3 Методы, приемы и средства и принципы защиты информации от несанкционированного доступа. Практические занятия ПЗ 2 Изучение механизма обеспечения информационной безопасности операционной системы и MS Office. 2 Самостоятельная работа - разработка перечня средств и методов защиты информации; 2 - работа с конспектом лекции для подготовки к зачету; 1 - работа с конспектом лекции при подготовке к контрольной работе. 1 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 1 1 РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ 12 т+20 пр+ 20 с/р=52 Тема 2.1
Программное
обеспечение
информационных
технологий Уметь:
- использовать базовое и сервисное программное
обеспечение ПК.
Знать:
- классификацию программного обеспечения ПК;
- программный принцип управления компьютером;
- назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. Содержание учебного материала 2 2
2.1.1 Классификация, назначение и состав программного обеспечения. 2.1.2 Базовое и сервисное программное обеспечение. 2.1.3 Прикладное программное обеспечение. 2.1.4 Автоматизированное рабочее место специалиста. Практические занятия ПЗ 3 Работа со служебным и стандартным программным обеспечением. 2 Самостоятельная работа -разработка классификационной схемы программного обеспечения домашнего компьютера. 2 Тема 2.2
Технология
обработки
текстовой
информации Уметь:
- обрабатывать текстовую информацию.
Знать:
- интерфейс текстового процессора;
- специальные возможности текстового процессора. Содержание учебного материала 2 2
2.2.1.Интерфейс текстового процессора MS Word. 2.2.2.Специальные возможности текстового процессора MS Word. Практические занятия ПЗ 4 Создание и форматирование документа. 2 ПЗ 5 Создание документа с использованием элементов управления. 2 Самостоятельная работа - разработка шаблона анкеты с использованием элементов управления и экспресс-блоков в MS Word. 2 Тема 2.3
Технология
обработки
табличной
информации Уметь:
- обрабатывать табличную информацию;
- создавать диаграммы.
Знать:
- организацию расчетов в электронных таблицах;
- средства электронных таблицах для обработки финансово-экономической информации. Содержание учебного материала 2 2
2.3.1 Организация расчетов в электронных таблицах. 2.3.2 Табличный процессор как средство обработки финансово-экономической информации. Практические занятия ПЗ 6 Использование относительной и абсолютной адресации в вычислениях. 2 ПЗ 7 Использование сортировки, фильтров, сводных таблиц и консолидации для анализа информации в списках. 2 ПЗ 8 Создание итоговых, транспонированных и связанных таблиц для управления информацией в базе данных. 2 ПЗ 9 Организация обратного расчета. 2 ПЗ 10 Организация бухгалтерского учета в программе. 2 Самостоятельная работа - составление таблицы функций финансового анализа, применяемых в расчётах MS Excel на основании, с указанием форматов и аргументов; 2 - составление таблицы типов и видов стандартных диаграмм MS Excel; 2 - разработка алгоритма построения и редактирования диаграмм; 2 - разработка алгоритма работы с надстройкой «Подбор параметра»; 2 Тема 2.4
Применение программ подготовки презентаций в профессиональной деятельности Уметь:
- создавать презентации.
Знать:
- классификацию программ для создания презентаций;
- порядок создания презентации. Содержание учебного материала 2 2
2.4.1 Классификация и принцип действия программ для создания презентаций. 2.4.2 Общие сведения о программе Microsoft PowerPoint. 2.4.3 Порядок создания новой презентации в PowerPoint и возможные операции над ней. Практические занятия ПЗ 11 Создание рекламной презентации. 2 Самостоятельная работа - создание презентации «Моя профессия – мое будущее». 4 Тема 2.5
Применение программы-органайзера в организации деловой и личной жизни
Уметь:
- использовать программы-органайзеры для управления личной и деловой информацией.
Знать:
- назначение программ - органайзеров;
- интерфейс программы Microsoft Outlook. Содержание учебного материала 2 2
2.5.1 Обзор программ - органайзеров. 2.5.2 Интерфейс программы Microsoft Outlook. Практические занятия ПЗ 12 Управление личной и деловой информацией в программе MS Outlook. 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Применение программы - органайзера в работе бухгалтера»; 2 - работа с конспектом лекции для подготовки к зачету; 1 - работа с конспектом лекции при подготовке к контрольной работе. 1 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 2 1 РАЗДЕЛ 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ОРИЕНТИРОВАННИХ СИСТЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 т+ 16 пр+ 14 с/р=36 Тема 3.1
Справочные правовые системы.
Уметь:
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения;
- производить поиск информации в СПС по тематике и известным реквизитам;
- сохранять найденную информацию;
- находить контекстную помощь в СПС «КонсультантПлюс»;
Знать:
- современные справочные правовые системы, их назначение и возможности;
- методы поиска информации в СПС«КонсультантПлюс». Содержание учебного материала 2 2
3.1.1 Общая характеристика справочных правовых систем, назначение и возможности. 3.1.2 Интерфейс СПС «КонсультантПлюс». Практические занятия ПЗ 13 Организация полнотекстового поиска и работа со списком в «СПС «Консультант плюс». 2 ПЗ 14 Поиск информации с помощью Правового навигатора в СПС «Консультант плюс». 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Обзор современных справочных правовых систем»; 2 - составление схемы использования различных критериев поиска (количество признаков равно одному; количество признаков равно двум и т.д.). 2 Тема 3.2
Автоматизирован -ные системы
документооборота Уметь:
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения
Знать:
- принципы работы программы «1С:Документооборот 8». Содержание учебного материала 1 2
3.2.1 Общая характеристика автоматизированных систем документооборота. 3.2.2 Интерфейс программы «1С:Документооборот 8». Практические занятия ПЗ 15 Настройка программы «1С:Документооборот 8». 2 ПЗ 16 Работа с документами и файлами. 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Учет рабочего времени в программе «1С:Документооборот 8». 2 Тема 3.3 Системы
автоматизации
бухгалтерского
учета Уметь:
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения
Знать:
- направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
- назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем.
- принципы работы программы «1С:Бухгалтерия 8». Содержание учебного материала 2 2
3.3.1 История развития, классификация и возможности российских систем автоматизации бухгалтерского учета. 3.3.2 Общая методика работы с бухгалтерской программой. 3.3.3 Критерии выбора системы автоматизации бухгалтерского учета. 3.3.4 Характеристика технологической платформы «1С:Предприятие 8». 3.3.5 Основные возможности конфигурации «1С:Бухгалтерия 8». 3.3.6 Система защиты данных в программе «1С:Бухгалтерия 8». Практические занятия ПЗ 17 Настройка программы. Заполнение справочников в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 ПЗ 18 Учет основных средств и нематериальных активов в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 ПЗ 19 Учет торговых операций в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 ПЗ 20 Кадровый учет и учет расчетов с персоналом в
программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме: «Российские программы бухгалтерского учета». 2 - разработка схемы документооборота в программе «1С:Бухгалтерия 8» при реализации товаров; 2 - разработка схемы документооборота в программе «1С:Бухгалтерия 8» при поступлении товаров; 2 - работа с конспектом лекции для подготовки к зачету; 1 - работа с конспектом лекции при подготовке к контрольной работе. 1 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 3 1 ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: в форме дифференцированного зачета 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 68
в том числе: - теоретические занятия 17
- практические занятия 48
- лабораторные занятия не предусмотрены
- курсовой проект (работа) не предусмотрены
- контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 46
в том числе: - графическое изображение структуры текста (схема); 8
- использование сети «Internet» и справочной системы программного обеспечения; 12
- работа с конспектом лекций; 6
- аналитическая обработка текста (составление алгоритмов, перечней); 8
- составление таблиц для систематизации учебного материала; 6
- проектирование и моделирование различных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- создание презентаций. 2
4
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование
разделов и тем Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уро-
вень осво-ения1 2 3 4
4 семестр
РАЗДЕЛ 1 МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 9 т+4 пр+12 с/р=25 Тема 1.1
Применение информационных технологий и информационных систем в профессиональной деятельности Уметь:
- применять классификацию информационных систем.
Знать:
- классификацию информационных технологий и систем;
- свойства систем;
- состав обеспечивающей и функциональной частей экономической информационной системы;
- основные принципы, положения и способы построения системы обработки и передачи экономической информации;
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
- основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации. Содержание учебного материала 1.1.1 Основные понятия, информации и информационных технологий. 2 2
1.1.2 Основные этапы развития информационных технологий и информационных систем. 1.1.3 Классификация информационных систем. 1.1.4 Компоненты информационных систем. 1.1.5 Процессы, происходящие в экономической информационной системе. 1.1.6 Основные положения и принципы построения систем обработки и передачи экономической информации. Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Развитие информационных технологий в современных условиях» 2 Тема 1.2
Технические
средства
информационных
технологий Уметь:
- визуально определять компоненты ПК.
Знать:
- классификацию ЭВМ, ПЭВМ;
- назначение и состав ПК;
- основные характеристики организационной и компьютерной техники. Содержание учебного материала 2 2
1.2.1 Классификация ЭВМ. 1.2.2 Классификация ПЭВМ. 1.2.3 Основные виды и принципы архитектуры ЭВМ. 1.2.4 Состав и назначение устройств персонального компьютера (ПК). 1.2.5 Периферийные устройства ввода и вывода информации. Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа - разработка перечня устройств домашнего
компьютера (назначение, характеристики,производитель). 2 Тема 1.3
Основные компоненты компьютерных сетей Уметь:
- использовать возможности локальных сетей для поиска и передачи информации.
Знать:
- классификацию компьютерных сетей;
- основные компоненты компьютерных сетей;
- принципы пакетной передачи данных;
- организацию межсетевого взаимодействия. Содержание учебного материала 2 2
1.3.1 Классификация сетей. 1.3.2 Одноранговые сети и сети с выделенным сервером. 1.3.3 Сетевые аппаратные средства. 1.3.4 Принципы пакетной передачи данных. Практические занятия - не предусмотрены Самостоятельная работа - составление таблицы достоинств и недостатков одноранговых сетей и сетей с выделенным сервером. 2 Тема 1.4
Технология поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Уметь:
- использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
Знать:
- режимы передачи данных;
- структура и систему адресации в Internet;
- основные услуги Internet;
- технологию поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети Поисковые машины Internet. Содержание учебного материала 1 2
1.4.1 Режимы передачи данных. 1.4.2 Структура и система адресации в Internet. Способы подключения. 1.4.3 Основные услуги Internet. 1.4.4 Поисковые машины Internet. Практические занятия ПЗ 1 Поиск и передача информации в локальной сети и сети Internet. 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Технология поиска информации в информационно - телекоммуникационной сети Internet». 2 Тема 1.5
Основы защиты
информации Уметь:
- применять методы и средства защиты бухгалтерской информации;
- применять антивирусные средства защиты информации;
Знать:
- основные угрозы информационной безопасности;
- принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
- методы, приемы и средства защиты информации. 1 Содержание учебного материала 1 2
1.5.1 Угрозы безопасности информации и их квалификация. 1.5.2 Компьютерные вирусы. 1.5.3 Методы, приемы и средства и принципы защиты информации от несанкционированного доступа. Практические занятия ПЗ 2 Изучение механизма обеспечения информационной безопасности операционной системы и MS Office. 2 Самостоятельная работа - разработка перечня средств и методов защиты информации; 2 - работа с конспектом лекции для подготовки к зачету; 1 - работа с конспектом лекции при подготовке к контрольной работе. 1 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 1 1 РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ 6 т+20 пр+ 20 с/р=46 Тема 2.1
Программное
обеспечение
информационных
технологий Уметь:
- использовать базовое и сервисное программное
обеспечение ПК.
Знать:
- классификацию программного обеспечения ПК;
- программный принцип управления компьютером;
- назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения. Содержание учебного материала 2 2
2.1.1 Классификация, назначение и состав программного обеспечения. 2.1.2 Базовое и сервисное программное обеспечение. 2.1.3 Прикладное программное обеспечение. 2.1.4 Автоматизированное рабочее место специалиста. Практические занятия ПЗ 3 Работа со служебным и стандартным программным обеспечением. 2 Самостоятельная работа -разработка классификационной схемы программного обеспечения домашнего компьютера. 2 Тема 2.2
Технология
обработки
текстовой
информации Уметь:
- обрабатывать текстовую информацию.
Знать:
- интерфейс текстового процессора;
- специальные возможности текстового процессора. Содержание учебного материала 1 2
2.2.1.Интерфейс текстового процессора MS Word. 2.2.2.Специальные возможности текстового процессора MS Word. Практические занятия ПЗ 4 Создание и форматирование документа. 2 ПЗ 5 Создание документа с использованием элементов управления. 2 Самостоятельная работа - разработка шаблона анкеты с использованием элементов управления и экспресс-блоков в MS Word. 2 Тема 2.3
Технология
обработки
табличной
информации Уметь:
- обрабатывать табличную информацию;
- создавать диаграммы.
Знать:
- организацию расчетов в электронных таблицах;
- средства электронных таблицах для обработки финансово-экономической информации. Содержание учебного материала 1 2
2.3.1 Организация расчетов в электронных таблицах. 2.3.2 Табличный процессор как средство обработки финансово-экономической информации. Практические занятия ПЗ 6 Использование относительной и абсолютной адресации в вычислениях. 2 ПЗ 7 Использование сортировки, фильтров, сводных таблиц и консолидации для анализа информации в списках. 2 ПЗ 8 Создание итоговых, транспонированных и связанных таблиц для управления информацией в базе данных. 2 ПЗ 9 Организация обратного расчета. 2 ПЗ 10 Организация бухгалтерского учета в программе. 2 Самостоятельная работа - составление таблицы функций финансового анализа, применяемых в расчётах на основании MS Excel с указанием форматов и аргументов; 2 - составление таблицы типов и видов стандартных диаграмм MS Excel; 2 - разработка алгоритма построения и редактирования диаграмм; 2 - разработка алгоритма работы с надстройкой «Подбор параметра»; 2 Тема 2.4
Применение программ подготовки презентаций в профессиональной деятельности Уметь:
- создавать презентации.
Знать:
- классификацию программ для создания презентаций;
- порядок создания презентации. Содержание учебного материала 1 2
2.4.1 Классификация и принцип действия программ для создания презентаций. 2.4.2 Общие сведения о программе Microsoft PowerPoint. 2.4.3 Порядок создания новой презентации в PowerPoint и возможные операции над ней. Практические занятия ПЗ 11 Создание рекламной презентации. 2 Самостоятельная работа - создание презентации «Моя профессия – мое будущее». 4 Тема 2.5
Применение программы-органайзера в организации деловой и личной жизни
Уметь:
- использовать программы-органайзеры для управления личной и деловой информацией.
Знать:
- назначение программ - органайзеров;
- интерфейс программы Microsoft Outlook. Содержание учебного материала 1 2
2.5.1 Обзор программ - органайзеров. 2.5.2 Интерфейс программы Microsoft Outlook. Практические занятия ПЗ 12 Управление личной и деловой информацией в программе MS Outlook. 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Применение программы - органайзера в работе бухгалтера»; 2 - работа с конспектом лекции для подготовки к зачету; 1 - работа с конспектом лекции при подготовке к контрольной работе. 1 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 2 1 РАЗДЕЛ 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ОРИЕНТИРОВАННИХ СИСТЕМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 т+ 24 пр+ 14 с/р=43 Тема 3.1
Справочные правовые системы.
Уметь:
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения;
- производить поиск информации в СПС по тематике и известным реквизитам;
- сохранять найденную информацию;
- находить контекстную помощь в СПС «КонсультантПлюс»;
Знать:
- современные справочные правовые системы, их назначение и возможности;
- методы поиска информации в СПС«КонсультантПлюс». Содержание учебного материала 1 2
3.1.1 Общая характеристика справочных правовых систем, назначение и возможности. 3.1.2 Интерфейс СПС «КонсультантПлюс». Практические занятия ПЗ 13 Организация полнотекстового поиска и работа со списком в «СПС «Консультант плюс». 2 ПЗ 14 Поиск информации с помощью Правового навигатора в СПС «Консультант плюс». 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Обзор современных справочных правовых систем»; 2 - составить схему примеров использования различных критериев поиска (количество признаков равно одному; количество признаков равно двум и т.д.). 2 Тема 3.2
Автоматизирован -ные системы
документооборота Уметь:
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения
Знать:
- принципы работы программы «1С:Документооборот 8». Содержание учебного материала 1 2
3.2.1 Общая характеристика автоматизированных систем документооборота. 3.2.2 Интерфейс программы «1С:Документооборот 8». Практические занятия ПЗ 15 Настройка программы «1С:Документооборот 8». 2 ПЗ 16 Работа с документами и файлами в программе «1С:Документооборот». 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме «Учет рабочего времени в программе «1С:Документооборот 8». 2 Тема 3.3 Системы
автоматизации
бухгалтерского
учета Уметь:
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения
Знать:
- направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
- назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем.
- принципы работы программы «1С:Бухгалтерия 8». Содержание учебного материала 2 2
3.3.1 История развития, классификация и возможности российских систем автоматизации бухгалтерского учета. 3.3.2 Общая методика работы с бухгалтерской программой. 3.3.3 Критерии выбора системы автоматизации бухгалтерского учета. 3.3.4 Характеристика технологической платформы «1С:Предприятие 8». 3.3.5 Основные возможности конфигурации «1С:Бухгалтерия 8». 3.3.6 Система защиты данных в программе «1С:Бухгалтерия 8». Практические занятия ПЗ 17 Настройка программы. Заполнение справочников в программе «1С:Бухгалтерия 8». 4 ПЗ 18 Учет основных средств и нематериальных активов в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 ПЗ 19 Учет операций по приобретению товарно -материальных ценностей в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 П3 20 Учет операций по реализации товаров и услуг,
в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 ПЗ 21 Учет складских операций в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 ПЗ 22 Учет расчетов с подотчетными лицами в программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 ПЗ 23 Кадровый учет и учет расчетов с персоналом в
программе «1С:Бухгалтерия 8». 2 Самостоятельная работа - используя возможности сети Интернет, подготовить сообщения по теме: «Российские программы бухгалтерского учета». 2 - разработать схему документооборота в «1С:Бухгалтерия 8» при реализации товаров; 2 - разработать схему документооборота в «1С:Бухгалтерия 8» при поступлении товаров; 2 - работа с конспектом лекции для подготовки к зачету; 1 - работа с конспектом лекции при подготовке к контрольной работе. 1 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 3 1 ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: в форме дифференцированного зачета Для характеристики уровня освоения учебного материала используются
следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории информатики, информационных технологий и обработки информации отраслевой направленности.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся в подгруппе (половина учебной группы);
рабочее место преподавателя:
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением:
операционная система Microsoft Windows 7 и выше;
программа обработки табличной информации в среде Microsoft табличный процессор Microsoft Excel;
программа обработки текстовой информации в среде Microsoft текстовый процессор Microsoft Word;
система автоматизации бухгалтерского учета «1С:Бухгалтерия8.Х»;
система автоматизации документооборота «1С:Документооборот 8.Х»;
справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
программа управления деловой информацией в среде Microsoft Outlook;
программа создания презентаций в среде Microsoft Power Point .
мультимедийный проектор или мультимедийная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Экономическая информатика: Учебник/ Под ред. В.П. Косарева. – 3-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 656 с.: ил.
Информатика для экономистов. Гриф МО РФ. Автор - Матюшок. Изд. «Инфра-М», 2009. – 880 с.
Филимонова Е.В. 1С:Предприятие 8.0: Учебно-практическое пособие для бухгалтеров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 400с.
Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
1С:Бухгалтерия 8. Учебная версия. – 4-е изд. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2008. – 685с.: ил. + 1CD.
Михеева Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова.– 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
Информатика для юристов и экономистов. Учебник для вузов, под ред. Симоновича С.В., СПб, Питер, 2008. – 688 с.
Годин В.В., Корнеев И.К., Информационное обеспечение управленческой деятельности, М.: Мастерство, 2001. – 240с.
Сингаевская Г.И., Microsoft Project 2004. Самоучитель. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 640 с.: ил.
Харвей Грег, Microsoft Office Excel 2007 для «чайников».: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 336 с. + 8 с. цв. Ил. – Парал. тит. англ.
Джелен Бил, Александер Майкл, Сводные таблицы в Microsoft Excel.: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 32- с.: ил. - Парал. тит. англ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Уэйн Л. Винстон Microsoft Excel: анализ данных и построение бизнес-моделей/ Пер. с англ. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005. – 576 с.: ил.
Холи Р., Холи Д. Excel, Трюки. – СПб., Питер, 2008. – 287 с.: ил.
Столяров А.М., Столярова Е.С. От захвата до проката. Pinnacle Studio 10.5/ Studio Plus v. 10.5/М.:НТ Пресс, 2007. – 512 с.: ил.. – (Домашняя видеостудия).
Столяров А.М. Создание и запись DVD с помощью Pinnacle Studio 9.0/ М.:НТ Пресс, 2005. – 187, [5] с.: ил.. – (Просто о сложном).
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
http://edu/consultant.ru/center/spoon-fed- Учебник «Введение в правовую информатику. Справочно-правовая система КонсультантПлюс»
http://umk-spo.biz/articles/profdis/obcproflek/intexnollek - Лекции по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"
.http://iit.metodist.ru - Информатика электронные образовательные ресурсы
.http://school-collection.edu.ru - сеть творческих учителей
.http://book.tr200.net/v.php?id=203486 –Практикум по информационным технологиям
http://www.intuit.ru/ - ИНТУИТ национальный открытый университет.
.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://tululu.ru/computer/2/ -Большая бесплатная библиотека.
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования устных опросов, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
У1-использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР1, ПР8, ПР9, ПР10, ПР11- ПР13
Рубежный контроль –экспертная оценка КР1, КР3
У2-обрабатывать текстовую и табличную информацию; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР1, ПР2- ПР7, ПР11-13
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1, ПР3
У3-использовать деловую графику и мультимедиа информацию; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР3-ПР7, ПР17, ПР18
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1, КР3
У4-создавать презентации Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР17, ПР18
Рубежный контроль – экспертная оценка КР3
У5-применять антивирусные средства защиты информации; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР1
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1У6-читать (интерпретировать) интерфейс специализированного ПО, находить контекстную помощь, работать с документацией; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка ПР8, ПР9, ПР14- ПР16, ПР19-23
Рубежный контроль – экспертная оценка КР2, КР3, КР4
У7-применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР19-23
Рубежный контроль – экспертная оценка КР2, КР3, КР4
У8-пользоваться автоматизированными системами делопроизводства; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР10
Рубежный контроль – экспертная оценка КР3
У9-применять методы и средства защиты бухгалтерской информации; Текущий (оперативный) контроль –устный опрос
Промежуточный контроль – ПР9-ПР23
Рубежный контроль – экспертная оценка КР4Знания:
З1-основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР1- ПР23
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1, КР2, КР3, КР4
З2-назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники; Текущий контроль –устный опрос, экспертная оценка ПР1
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1З3-основные компоненты компьютерных сетей; принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка ПР 10,
Рубежный контроль – экспертная оценка КР2З4-назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы экспертная оценка ПР 1-ПР18,
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1, КР2, КР3
З5-технологию поиска информации в Интернет; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка ПР 10,
Рубежный контроль – экспертная оценка КР2З6-принципы защиты информации от несанкционированного доступа; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы ПР 1, ПР 19
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1, КР4
З7-правовые аспекты использования информационных технологий и ПО; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка ПР 1
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1З8-основные понятия автоматизированной обработки информации; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы , экспертная оценка ПР 2-18
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1, КР2, КР3
З9-направления автоматизации бухгалтерской деятельности; Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка ПР 19-23,
Рубежный контроль – экспертная оценка КР4З10-назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем. Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка ПР 19-23,
Рубежный контроль – экспертная оценка КР4З11-основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. Текущий контроль – письменные, устные и тестовые опросы, экспертная оценка ПР 1, ПР 19,
Рубежный контроль – экспертная оценка КР1, КР4
Итоговый контроль:
4 семестр – дифференцированный зачет
5 семестр – экзамен
Итоговая аттестация: в форме ЭКЗАМЕНА
ПР - практическая работа
КР – контрольная работа