Из опыта работы Социальное партнерство семьи и школы в организации проектной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уренская средняя общеобразовательная школа №1»
Уренского муниципального района
Нижегородской области


















Автор:
Половинкина
Екатерина Николаевна,
учитель начальных классов


г. Урень, 2017 год

«Социальное партнерство в образовании» это один из эффективных механизмов реализации ФГОС НОО.
Исследователи в данной области по-разному трактуют понятие «социального партнерства». В нашем случае «социальное партнерство» понимается, как особый тип совместной деятельности между тремя субъектами образовательного процесса: ребенок, родители, педагог, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Иными словами, можно сказать, что «социальное партнерство в образовании» - это взаимодействие семьи и школы.
У отечественной педагогической теории и практики взаимодействия школы и семьи богатые традиции. Примером тому - работы известных педагогов и учителей-практиков.
Писатель и заслуженный педагог А. С. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительное внешкольное влияние, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя свои профессиональные возможности.
Однажды мне посчастливилось побывать на семинаре великого педагога Ш.А. Амонашвили, где он щедро делился своей мудростью и мастерством, богатыми знаниями и личным опытом. Система воспитания и обучения по Амонашвили это "педагогика целостной жизни детей и взрослых", где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. «Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», эти слова советует ежедневно произносить  педагогам и родителям Шалва Александрович.
Судя по результатам социологического опроса родителей параллели 4-х классов, на вопрос о том, какой социальный институт: семья или школа, несут большую ответственность за подрастающее поколение, уверенно отвечают – семья. При этом отмечают, что преобладающая доля ответственности возлагается и на школу, так как спрос строже  со школы. 
Также почти все единодушны, что и в семейном, и в школьном воспитании у нас глубокий кризис. Ученые в области педагогики отмечают снижение воспитательного потенциала российской семьи, необходимость ее педагогической поддержки, в частности на уровне образовательного учреждения. Однако школа сама нуждается в помощи и выход из кризиса школьного воспитания, по мнению многих авторов невозможен без участия семьи.
Делясь опытом работы по данной теме на педагогических советах, заседаниях ШМО, РМО, на педагогической конференции; являясь руководителем творческой группы, провела мастер-классы на межрайонных семинарах по темам: «Современные подходы к организации взаимодействия школы с семьёй», «Семья и школа: опыт эффективного взаимодействия», на базе НИРО приняла участие в Педагогической мастерской «Новые технологии воспитания младших школьников»; участвую в работе Интернет-порталов, определила для себя цель педагогической деятельности.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы: определяется созданием условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации, проявления самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей и формированию активной жизненной позиции.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
Задачи - формировать систему ценностных отношений: семья-школа;
- повышать учебную мотивацию через организацию проектной деятельности на основе краеведческого материала;
- способствовать воспитанию потребности к самообучению и саморазвитию учащихся;
- организовать совместную продуктивную деятельность детей, родителей, педагога; - вовлечь родителей в творческий процесс, обогатить отношения родителей и детей посредством совместной творческой деятельности.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” и с введением ФГОС возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы.
Как известно, ФГОС ставит на первый план развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который становится основополагающим в учебно-воспитательном процессе. Он предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика. Ребенок должен осознавать себя частью этого мира, с какого урока или внеклассного мероприятия он бы ни вышел, поэтому на первый план выходят метапредметные технологии. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не становится «хранителем знаний, истин и формул», а овладевает УУД, сам добывает информацию о мире. Считаю, что организация проектной деятельности и отвечает всем современным тенденциям в образовании.
Мои ученики и их родители - активные участники проектной деятельности, проявляют заинтересованность и принимают непосредственное участие на всех этапах деятельности. Помощь родителей неоценима.
Существуют разные формы участия родителей в проектной работе школьников:
мотивационная поддержка может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности и заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы; родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся;
информационная поддержка – актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов; родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет;
организационная поддержка – одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей; например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта);
техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации; она подразумевает участие родителей в проведении фото - и видеосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.
Также ребенку требуется поддержка в самооценке проекта. Она важна не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе (чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия). Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное в выполнении конкретного проекта? В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты, И обязательно отметить достижения ребёнка.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель выступает одновременно в нескольких ролях:
консультирует;
отслеживает выполнение плана;
решает оперативные вопросы;
помогает в предварительной оценке проекта;
участвует в подготовке презентации.
Отсюда следует, что осуществляется сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком и педагогом.
Продуктом совместной деятельности можно назвать следующие проекты:
- «Герой Советского Союза М.Ф. Орлов»;
- «Мой прадедушка был на войне»;
- «Жизнь на селе в старину»;
- «Традиции и обряды наших предков»;
- «Всех скорбящих Радость»;
- «Неувядаемый Цвет»;
- «Святая Пасха» и другие.
На своем личном опыте убедилась, метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем "фундамент" всего дальнейшего обучения. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдывает себя, позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя - ученика - родителей.
Проектная деятельность - это одно из направлений выстроенной модели совместной деятельности в моём классе (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Как видно на модели, взаимодействие состоит из 3 модулей.
1 модуль: ПЕДАГОГ+РОДИТЕЛИ
Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:
– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);
– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями, предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Следующий модуль - РЕБЕНОК+РОДИТЕЛИ.
Родительско - детские отношения и взаимодействие рассматривается как единое целостное явление, и строиться оно должно исключительно на сотрудничестве. В настоящее время - это проблема многих российских семей. Наша с вами задача: научить, помочь, направить родителей, чтобы их дети были благополучны, душевно и физически здоровы, удачливы в жизни.
Процесс этот сложный и здесь нет мелочей. Мы не можем забрать себе детей, изолировать их от семьи, социума и создать педагогический идеал. «Нельзя, что бы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе, или только в семье. Если мы хотим воспитать в нём личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную систему», писал Ш.А. Амонашвили.
Таким образом, семья и школа создают тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Третий модуль социального партнерства: ПЕДАГОГ+РЕБЕНОК+РОДИТЕЛИ.
В моем классе родители – помощники и единомышленники. Они добросовестны, активны, заинтересованны, проявляют серьезный, деятельный интерес к задачам обучения и воспитания своих детей. Таким мало быть просто «в курсе» - им хочется влиять на то, что конкретно происходит в школе, в классе. Они готовы в любую минуту прийти на помощь. Формы работы, как видно из слайда, разнообразны.
Главную педагогическую идею можно выразить словами Л. Кассиля: «Семья и школа – это две ведущие системы, во  взаимодействии которых  определяется и  вектор  личностного развития ребенка и морально-нравственного состояния всего общества».
Предлагаемая модель совместного взаимодействия «Мы вместе!» помогает решать проблемы сотрудничества семьи и школы инновационно и переводит сложившиеся традиционные отношения, когда семья играла пассивную роль в организации учебно-воспитательного процесса, на новый уровень активно-ответственного взаимовыгодного социального партнёрства, где каждая из сторон в равной степени ответственна за результат обучения и воспитания детей.
Результатом совместной деятельности являются: приобретение опыта проектной деятельности, личные достижения учащихся в конкурсах разного уровня и публикации в районной газете. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Новое время диктует новые требования не только к содержанию учебной деятельности, но и к общей педагогической стратегии. А это значит, что современная школа и современные родители находятся в принципиально иных условиях сотрудничества. Иными словами, между школой и семьёй устанавливаются принципиально новый тип сотрудничества – социальное партнёрство, требующее от обеих сторон обязательное соблюдение взаимовыгодных условий и требований.
Мой опыт работы показывает, что организация проектной деятельности совместно с родителями наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.
«Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».












Литература, Интернет-источники:
1. Амонашвили Ш.А. «Размышления о гуманной педагогике», 1996.
2. Гуслякова Л.Г. Социальное партнерство: проблемы, реалии, перспективы / Л.Г. Гуслякова, А.К. Мишин, В.В. Ткаченко; М-во образования РФ - Барнаул, 2003.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.
4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
6. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г.
7. Реморенко И.М. “Социальное партнерство” в образовании: понятие и деятельность//Новый город: образование для изменения качества жизни/И.М. Реморенко. - М.; СПб.: Югорск, 2003.
8. Хоменко И. А. Семья как образовательная система и партнер школы. // Народное образование. – N 8. – 2009

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]view.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
myshared.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]article
nsportal.ru
festival.1september.ru








13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 141215