СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ШКОЛЫ СО СЛУЖБОЙ ЗАНЯТОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
-       сформировать положительное отношение к труду;
-       научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-       научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
-       научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
-  Профессиональная информация.
- Профессиональное воспитание.
- Профессиональная консультация.
В своей работе мы используем такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы:
-   профориентационные уроки; Проводятся с приглашением людей разных профессий, специальностей.
-  экскурсии; Из экскурсий учащиеся узнают о характере и содержании труда работников местных предприятий и учреждений, знакомятся с различными профессиями и специальностями
-   классный час по профориентации;
-  встречи со специалистами;
-   профессиографические исследования; Проводятся как школьным психологом, так и специалистами ЦЗН.
-       родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
В системе профессиональной ориентации в школе используем такие активные формы профориентации, как конкурсы «В мире профессий», «Кем быть и каким быть», «Кто больше и лучше знает о профессиях?», написание сочинений о будущей профессии, читательские конференции.
Информация в виде бюллетеней  или проспектов об учебных заведениях помогает выпускникам школы выбрать пути реализации своих профессиональных намерений. В школе есть множество буклетов, справочной литературы по многим учебным заведениям Кировской области, Вологодской области, разным регионам России. В школьной библиотеке постоянно действует выставка «Куда пойти учиться?».
Большую помощь в организации профориентационнй работы нам оказывает Подосиновский ЦЗН. У нас с ними сложились тесные, дружеские взаимоотношения. Вместе мы решаем разные вопросы. Более удачно у нас получается организация работы в следующих направлениях.
2. Положительный опыт сложился у нас в организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
На протяжении 8 лет, каждое лето на базе школы создаются летние трудовые отряды, производственные бригады. В начале мы набирали отряды из 10-15 человек. Преимущественно принимали ребят из неблагополучных семей, ребят, состоящих на учете в КДН. Заработная плата детей была примерно 150 - 380 рублей. В настоящий момент мы набираем 30-40 учеников. Заработная плата от 2000 до 3.500 тысяч рублей.Желающих много! Стараемся в лагерь привлечь ребят из семей риска, материально необеспеченных семей. Обязательно зачисляем учащихся, состоящих на учете в ПДН, ВШК. Из юношей десятиклассников создаем учебно – производственную бригаду. Они помогают подготовить школу к новому учебному году: ремонтируют школьную мебель, помогают в покраске школы. Ученики 7, 8 классов организуются в трудовой отряд при летнем школьном лагере. Ребята благоустраивают поселок, очищают от мусора кладбище, бор, сосновую рощу в центре поселка. Красим и чиним заборы, сажаем цветы. То есть, делаем все, чтобы поселок стал чистым и уютным. В лагере ребята не только работают, но и могут хорошо отдохнуть. Беседы, встречи, игры все это организуют для них педагоги. В лагере постоянно работает 4 педагога. Помогают в работе лагеря Отдел молодежи, КДН.
Работу по организации работы трудового лагеря начинаем еще апреле месяце. Договариваемся с предприятиями, оговариваем объем работ, условия оплаты. Помогаем детям оформить документы: ИНН, страховое свидетельство. ЦЗН оказывает нам финансовую помощь. К заработной плате на сберкнижку участникам лагеря перечисляют материальную поддержку. Плюсы от организации работы таких отрядов большие:
организованный труд детей
безопасность при работе
официальное трудоустройство
бесплатное питание
культурный отдых
хорошая, своевременная заработная плата
материальная поддержка от ЦЗН
3. В соответствии с должностными обязанностями в первую очередь тесную связь с ЦЗН поддерживают специалисты школы: социальный педагог и психолог школы.
Специалисты ЦЗН вместе со школьным психологом проводят тестирование детей. В выпускных классах по итогам тестирования проводят анализ профессиональных намерений ребят, и общие выводы доводят до учителей, родителей. Также, школьный психолог вместе с психологом ЦЗН формирует банк профессиографических, психодиагностических и других методик по профориентации.
С 2006 года в старших классах проводятся занятия курса «Технология поиска работы».
Занятия по данной теме призваны оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, устройстве их будущей карьеры. На занятиях ребята знакомятся с ситуацией на рынке труда, осваивают систему понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, формирования правильного понимания проблемы выбора профессии и умений организации оптимального поведения на рынке труда. Занятия включают в себя теоретическое изучение вопросов и практическое их применение. Проводятся тренинги, профориентационные игры, дискуссии. Анализ занятий, анкетирование учащихся показывает, что ребятам интересна информация, которую они получают на занятиях. Материалы к проведению курса «Технология поиска работы» предоставлены ЦЗН.
4. Большую помощь оказывает ЦЗН нам в устройстве учащихся, по каким – либо причинам не сумевшим продолжить обучение после окончания 9, 11 классов.
При выявлении учеников, которые не смогли продолжить свое образование в профессиональных учебных заведениях, мы с помощью специалистов ЦЗН или подыскиваем соответствующие учебные заведения, или помогаем получить профессию в учебно-курсовых комбинатах. Причем ЦЗН берет на себя полную оплату обучения, проживания, оплачивает дорогу. Идут нам навстречу и в том случае, если ученики не смогли получить документ об образовании. Подключаются специалисты Отдела молодежи, КДН и помогаем трудоустроить таких юношей и девушек на работу: техслужащими, на укладку дров, дворниками. А мы стараемся убедить ребят продолжить обучение в вечерней школе. В эту категорию попадают и молодые, несовершеннолетние мамы.
Не оставляем без внимания такой вопрос как трудоустройство учащихся после окончания девяти, одиннадцати классов. Обязательно анализируем куда поступили наши выпускники, у всех ли все нормально, и если требуется предлагаем обратиться в ЦЗН. Там обязательно помогут временно трудоустроиться, помогут получить профессию.
5. За многие годы сотрудничества традиционными стали следующие мероприятия проводимые совместно школой и ЦЗН:
- ярмарка учебных мест. Она проводится с привлечением представителей различных учебных заведений. Школьники могут познакомиться с некоторыми профессиями, посмотрев видеопрофессиограммы. информационные папки, брошюры, получить подробную информацию по вопросам поступления.
- День выпускника.
- классные часы для 8-11 классов по темам «Рынок труда», «Востребованные и невостребованные профессии»
- родительское собрание «Ошибки выбора профессии».
Школа должна осознавать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В организации этой работы необходимо объединять усилия школы и ЦЗН.
Социальный педагог, психолог Толстухина О.Ю.