География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.


Подготовлено:
Хотина Оксана Николаевна,
учитель географии МБОУ «Петровская школа №2»
Урок 1.
Тема: География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Цель: сформировать систему знаний о предмете и объекте изучения географии; способствовать развитию интереса к географической науке, воспитывать потребность в расширении знаний.
Тип урока: вступительный; усвоение новых знаний.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, атлас, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Посмотрите в окно. Что вы там видите?
(Деревья, небо, облака, земля, деревья и т. д.)
Небо, и воздух, которым мы дышим, и деревья, трава, и вода, которую мы пьем, и дождь и снег – все это природа.
Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека.
Книга, стол, ручка, картина – это природа? А почему?
(Это сделано руками человека.)
А что же такое природа?
(Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком.)
В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями.
Очень многие явления природы связаны со сменой времен года.
Сколько вы знаете времен года (сезонов)?
Работа с иллюстрациями. Признаки времен года.
В 6 классе мы начинаем изучать одну из древнейших наук о Земле – географию – науку о природе Земли.
IІІ. Изучение нового материала
Первым употребил термин «география» древнегреческий ученый Эратосфен («гео» - земля, «графо» - описание) в III в. до н. э. Название отвечала тогдашним условиям, она описывала природу нашей планеты, ее горы, равнины, океаны, реки...
Первыми географами были мореплаватели, путешественники, воины, люди, которые занимались торговлей.
Из года в год больше людей становилось на обжитых территориях. Дальше приходилось идти охотникам в поисках пищи. Иногда и целые племена переходили на другие земли. Почему же люди бросали обжитые места? Причины разные: одни шли от голода, другие - от соседей. А бывало, и сама Земля прогоняла людей и животных (оледенения).
Раньше география была описательной наукой. Каждый человек, возвращаясь в свои места, рассказывал о том, что видел. Мореплаватели Полинезии, не зная письменности, делали карты из раковин, наклеенных на соломенной сетке.
Теперь основная задача географии – изучение природы, населения, хозяйства.
Географию разделяют на физическую, экономическую и социальную.
Физическая изучает природу у поверхности земного шара,
экономическая – закономерности производства,
хозяйственная – деятельность людей.
Какие географические знания могут пригодиться в жизни?
Работа с учебником
Изучая географию, получать разнообразную географическую информацию можно с помощью не только учебника, но и из других источников.
 
ІV. Закрепление новых знаний, умений, навыков
География изучает только природу?
Что такое природа?
Что такое природные явления?
С чем связаны природные явления?
Кто ввел термин «география»? Сделать расшифровку этого термина.
Какие проблемы решают современные географы?
 
V. Итог урока. Рефлексия.
Что я запомнил?
Что мне понравилось? Что удивило?
Мое настроение