Конспект урока по теме Машиностроительный комплекс России. Состав, факторы размещения.docx


МКОУ Инзенская средняя общеобразовательная школа № 4
учитель географии Суркова Елена Викторовна.
Тема Машиностроительный комплекс. Состав, факторы размещения
Класс 9
Цели: Познакомить с составом и факторами размещения машиностроительной отрасли. Дать определение понятиям «специализация» и «кооперирование».
Оборудование: Карта «Машиностроение».
Ход урока
I.                    Организационный момент
II.                  Проверка домашнего задания
1)                   Рассказать о значении и составе научного комплекса.
2)                   Назовите проблемы научного комплекса и пути их решения.
III.                Изучение нового материала
1. Зачем нужно машиностроение?
2 Состав машиностроения
-  Какие факторы следует учитывать при размещении машиностроительных заводов? Где нужно построить машиностроительный завод, чтобы он работал ритмично, продукция была конкурентоспособна, а предприятие не было убыточным?
При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:
1.  Наукоемкость-  Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность) опираются на научную базу - НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемкими.
Вопрос: Определите географию наукоемких производств.
Ответ: География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами - в Подмосковье: Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.
2.  Трудоемкость
-  Машиностроение делится на трудоемкое и металлургическое трудоемкое (точное), выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение, авиастроение и др.).
Вопрос: Определите географию трудоемких производств.
Ответ: Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в европейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.
Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз - на Урале (Екатеринбург, Челябинск).
Работа с картой: По карте атласа найдите 5 центров тяжелого машиностроения.
Практическая работа
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
а) По карте «Машиностроение» атласа, или уч. Д., рис. 36, с. 101, определите основные районы металлоемкого и трудоемкого машиностроения.
б)Назовите центры этих отраслей машиностроения.
в)  Сопоставьте карту «Машиностроение» с картами атласа «Плотность населения» и «Металлургия». Сделайте выводы о взаимосвязи центров трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
1. Специализация и кооперирование
-  Одними из форм организации производства являются специализация и кооперирование.
Запись в тетрадь
Специализация - это выпуск предприятием однородной продукции. Это необходимое условие повышения эффективности работы промышленности.

Обратная сторона этого процесса - кооперирование, т. к. специализация подразумевает тесные связи между предприятиями-смежниками - кооперационные связи.
Запись в тетрадь
Кооперирование - это производственные связи между специализированными предприятиями, изготавливающими совместно определенную продукцию.
2.  Транспортный фактор
-    Некоторые предприятия машиностроения размещают рядом с потребителем, так как их продукцию сложно транспортировать, поэтому транспортный фактор имеет большое значение. Например, морское судостроение размещается в портах, а зерноуборочные комбайны в степном пшеничном районе - Ростов-на-Дону.
I.        Закрепление
- Какие отрасли машиностроения (уч. Д., табл. 2, приложение) производят трудоемкую продукцию? (Приборостроение, электротехническая, авиастроение, станкостроение.)
-   Назовите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения. (Часы, телевизоры, самолеты, станки.)
-    Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению?(Горно-шахтное оборудование, металлургическое, энергетическое.)
-  Какие факторы влияют на размещение предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения? (Наличие высокой концентрации населения, квалифицированных кадров - условие размещения трудоемкого машиностроения. Наличие металла -условие для размещения металлоемкого машиностроения.)
Домашнее задание По уч. Д.: §1
Урок географии в 9-м классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс России"
Каримов Радик Айратович, преподаватель географии
Разделы: География
Тема: Топливно-энергетический комплекс России
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями ТЭКа России;
определить состав топливной отрасли;
выявить главные топливные базы, перспективные районы добычи газа, нефти, угля.
Развивающие:
формировать коммуникативные умения (составление тезисов лекции);
развивать логическое мышление, умение классифицировать характеристику ТЭКа.
Воспитательные:
воспитывать сотруднические отношения в работе групп;
воспитывать уважительное отношения к национальным богатствам России.
Оборудование: карта “Природные ресурсы России”; карта “Топливная промышленность России”; атласы, рабочие тетради; проекторТип урока: объяснение нового материала.
Домашнее задание: стр. 111–114 учебника, подготовка презентации по группам.
ХОД УРОКА
1. Совместно с учащимися учитель определяет цели урока. Класс делится на пять групп. Перед учащимися ставится задача: познакомится с ролью значением и составом ТЭКа России, его местом в экономике страны.
2. Содержание слайдов.
 I слайд
Определение ТЭКа (записывают в тетрадях)
 II слайд
Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии с расходованием их в пределах каких-либо территориальных единиц называется топливно-энергетическим балансом.
III слайд
РОССИЯ – ЕДИНСТВЕННАЯ КРУПНАЯ СТРАНА В МИРЕ,   КОТОРАЯ НЕ ТОЛЬКО ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИВАЕТ СЕБЯ ТОПЛИВОМ, НО И ПРОДАЕТ ЕГО.
ПО ЗАПАСАМ МНОГИХ ВИДОВ ТОПЛИВА НАША СТРАНА ВХОДИТ В ДЕСЯТКУ КРУПНЕЙШИХ.
ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗМЕЩЕННЫ ПО СТРАНЕ НЕРАВНОМЕРНО.
ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОТЕНЦИАЛА СОСРЕДОТОЧЕНА В ВОСТОЧНЫХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
IV слайд
V слайд
VI слайд
VII слайд
VIII слайд
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Начало развития отрасли приходится на конец ХIХ века.
До 1950-х годов Бакинский район (Азербайджан) и Северный Кавказ были основными районами по добыче нефти.
С 1960-х годов разрабатываются ресурсы Западной Сибири.
Самое крупное историческое месторождение – Самотлорское в Западно-Сибирской провинции.
В 1962 году было открыто первое не только в России, но и в мире месторождение (Марковское) древних нижнекембрийских отложений.
IX слайд
ДОБЫЧА НЕФТИ:
По объёмам добычи нефти Россия занимает 3 место в мире после Саудовской Аравии и США
НЕФТЕПРОВОДЫ:
Восток:
Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – АнгарскЗапад:
Альметьевск – Самара – Брянск – Мозырь (Белоруссия).
Усть-Балык – Курган - Альметьевск.
Нижневартовск – Самара – Лисичанск (Украина) – Кременчуг – Херсон – Одесса
Сургут-Новополотск (Белоруссия) – Мажейкяй (Литва) – Вентспилс (Латвия)
Юг:
Пермь – Альметьевск
Усть-Балык – Омск – Павлодар (Казахстан) – Чимкент – Ухта – Ярославль
X слайд
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕФТИ.
Из нефти производят горюче-смазочные материалы: нефтяной газ, бензин, лигроин, керосин, соляр, мазут и его производные, а так же вазелин, парафин, синтетический каучук и пластмасса.На данный момент в России действуют 28 заводов по переработке нефти.Ведущую роль в развитии нефтяного комплекса играют компании: “Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, “ЮКОС”, “ЛУКойл”, “СИДАНКО”.
XI слайд
ХII-XIX слайд
ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ.
Полнота использования старых скважин.
Перспективные зоны добычи:
Шельф морей Северного Ледовитого океана – 99%
Восточная Сибирь и Дальний Восток – 95%
Шельф Берингова и Охотского морей – 78%
Западно-Сибирская – 62%
Тимано-Печорская – 62%
Волго-Уральская – 34%
XII слайд
ГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
Самая молодая отрасль ТЭК. По добыче газа Россия занимает лидирующие позиции в мире.
Запасы.
Россия занимает первое место в мире по запасам газа (33% доказанных мировых запасов). В самой же России первое место по добыче природного газа принадлежит северным территориям её азиатской части.
Добыча топливных ресурсов по экономическим районам в 1999г.
Западно-Сибирский 542,0 млрд.м3
Уральский 27,8 млрд.м3
Поволжский 10,7 млрд.м3
Северный 3,9 млрд.м3
Северо-Кавказский 3,4 млрд.м3
Дальневосточный 3,4 млрд.м3
Восточно-Сибирский 0,4 млрд.м3
Всего по стране 591,5 млрд.м3
Крупнейшие месторождения в России: Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье.
Газовая промышленность одна из самых динамичных развивающихся отраслей. В ближайшей перспективе лидерство Западной Сибири останется, но в дальнейшем существенная добыча будет осуществляться на шельфовых месторождениях Карского и Баренцева морей, а также в близи о. Сахалин.
XIII слайд
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Значение угля для страны: употребление в качестве топлива, для тепловых электростанций, в технологическом процессе в черной металлургии (коксующий уголь). Наиболее дешёвыми оказываются бурые угли. По запасам угля Россия занимает первое место в мире. Наиболее производительный и дешевый – открытый способ добычи угля. Характерен для Канско–Ачинского, Южно-Якутского бассейнов. В российской части Донбасса, в Печорском, Кузнецком и Подмосковном бассейнах добыча ведется только в шахтах. К межрайонным угольным базам относятся: Кузбасс, Печорский бассейн , восточная часть Донбасса, Канско–Ачинский , Южно-Якутский бассейны.
ХIV-XIX слайд
3. Затем учащимся предлагается в форме контроля составить характеристику одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным. Предоставляется план характеристики.
Характеристика основных угольных бассейнов России
Бассейн Доля подземной добычи % Средняя глубина добычи, мСредняя мощность пластов, мКалорийность угля, тыс. ккал/кгДобыча (1995г.), млн. т
Кузнецкий 58 185 1,85 0,88 99,3
Печорский 100 298 1,53 0,8 22,7
Канско-Ачинский … … 15-100 0,47 32,0
Подмосковный 82 62 2,21 0,37 3,3
План характеристики.
а) Географическое положение.б) Место бассейна среди других бассейнов страны по основным показателям.в) Проблемы освоения.
4. Подводится итог урока, учащимся выставляются оценки
Урок географии в 9-м классе по теме "Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"
Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России.
Что должен знать ученик к концу изучения темы:
состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России.
Что должен уметь ученик к концу изучения темы:
определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России,
оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России,
объяснять изменение ЭГП во времени,
понимать географическую специфику региона,
использовать приобретённые знания и умения при оценке географической,
специфики региона, важных социально- экономических событий в стране,
геополитической и геоэкономической ситуации в России.
Формирование ключевых компетенций.
Познавательная компетенция:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность;
умение определять сущностные характеристики Центральной России;
умение формулирования полученных результатов.
Информационно-коммуникационная компетенция:
умение извлечь необходимую информацию по теме в источниках различного типа;
умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Рефлексивная компетенция:
объективное оценивание своих учебных достижений;
учёт мнения других людей при определении собственной позиции;
умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами;
умение организации и участия в коллективной деятельности.
Тип урока: изучения нового материала.
Основные методы обучения: частично-поисковый, практический.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:фронтальная, групповая.
Оборудование: политико-административная и физическая карта России, карта “Центральные районы”, атласы, инструкционные карты, учебник А.И. Алексеева “География: население и хозяйство России”, учебник В.Я. Рома “География. Население и хозяйство России”, слайды, персональные компьютеры, мультимедиапроектор.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку Полная готовность к уроку
Этап актуализации знаний. На прошлом уроке мы познакомились с экономическими районами России.
Ответьте на вопросы:
- что такое экономический район?- сколько экономических районов выделяется на территории России? Восстанавливаются знания, необходимые для освоения темы урока.
Анализируют слайд “Экономические районы России”. Приложение 1, слайд 1Этап изучения нового материала. Перевод практической задачи в учебно-практическую: создание учебной ситуации.
А с какого экономического района необходимо начать изучение?
Центральный и соседние с ним районы образуют центр России. Как будет называться данный регион?
Вспомните план, по которому даётся описание любой территории. Сегодня на уроке мы рассмотрим три первых характеристики из данного плана. 
 Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на слайд и назовите районы, которые образуют Центральную Россию. Запишите их и крупнейший город каждого района.
(Центральный - Москва, ЦЧР – Воронеж, Волго-Вятский – Нижний Новгород).
Обобщение и дополнение ответов учащихся по выполнению первой составляющей характеристики региона Центральной России: состав и площадь.
Вы успешно справились с поставленной задачей, определили состав и площадь ЦР. Переходим к выполнению второго задания. Прочтите его. Чтобы это задание выполнить, нам необходимо провести практическую работу. Цель её: научиться давать оценку экономико-географического и геополитического положений Центральной России. Время самостоятельной работы – 5 минут
Итак, мы дали характеристику ЭГП Центральной России, оценили его как выгодное с точки зрения развития хозяйства. Теперь попробуйте назвать все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России.
 
 
 
 
А теперь переходим к третьей составляющей темы урока. Прочтите третье задание. Время выполнения - 5 минут.
 
 
Вы справились со всеми заданиями, дали оценку всем трём составляющим характеристики района: определили состав, охарактеризовали и оценили географическое положение и природные ресурсы Центральной России.  Приложение 1, слайд 2 
Формулируют тему урока:
“Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы”.
Самостоятельно формулируют задачи урока.
Опираясь на слайд “Состав Центральной России”, называют экономические районы, входящие в состав региона.
Приложение 1, слайд 2
 Определяют административные единицы, определяют долю площади каждого экономического района от площади региона, анализируя полученные результаты. Изучают план характеристики ЭГП,Приложение 1, слайд 3выделяют черты ЭГП, которые являются определяющими для ЦР. Определяют положение ЦР по отношению к территории страны и европейской части России. Называют важнейшие административные центры ЦР, делают вывод о влиянии центрального положения на развитие этой территории, дают определение геополитического положения, сравнивают ГП в границах СССР и после его распада, результаты отражают в схеме,
оценивают и делают вывод о влиянии геополитического положения на развитие ЦР. Оценивают связи ЦР с соседними экономическими районами. Оценивают транспортное положение ЦР. Обсуждают результаты работы.
Называют черты
- Столичное положение; - Центральное положение; - Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР;
- Насыщенность транспортными путями- Близость топливных и сырьевых баз. Читают, определяют благоприятность климата, рельефа, природных зон для развития хозяйства ЦР. Оценивают минеральные ресурсы ЦР.
Оценивают водные ресурсы ЦР.
Определяют, какая часть региона наиболее обеспечена водными ресурсами.
Этап первичного закрепления изученного. Чтобы определить как вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест, после выполнения которого вы сами себя оцените. Время выполнения – 5 минут. Приложение 1.Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока.
Выполнить тест.
1. Какой район не входит в состав Центральной России?
А) Центральный;Б) Центрально-Чернозёмный;В) Волго-Вятский;Г) Северный.
2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках
А) по рекам;Б) по грунтовым дорогам;В) по морям.
3. Центральная Россия имеет ….. положение
А) периферийное;Б) столичное;В) приграничное.
4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
А) Украина;Б) Беларусь;В) Молдавия;Г) Литва.
5. Транспортная сеть Центральной России представлена:
А) автомобильными дорогами;Б) железными дорогами;В) трубопроводами;Г) всеми видами транспорта.
6. Центральная Россия
А) богата природными ресурсами;Б) не богата природными ресурсами.
7. В Центральной России есть крупное месторождение
А) бурого угля;Б) торфа;В) фосфоритов;Г) железной руды.
8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют
А) природные условия;Б) полезные ископаемые;В) ЭГП.
Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ
Алгоритм оценки(самооценки)
“5” – 8 правильных ответа;“4” – 6;“3” – 4;“2” – 3-0. Выполняют тест.Приложение 1, слайд 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1, слайд 11На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку.
Этап подведения итогов урока. Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог. Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока?
Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его экономико-географическое и геополитическое положение, оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства Центральной России.  
Домашнее задание По учебнику В.Я. Рома параграф 43, на контурную карту нанести экономические районы Центральной России, крупные города, месторождения полезных ископаемых, реки, озёра, соседние государства.
Опережающее задание: сделать сообщения с использованием слайдов по теме “Народные промыслы Центральной России”. Записывают домашнее задание. Приложение 1, слайд 12Второй  урок. (смотри риложения к уроку)
ХОД  УРОКА.   
1.Организационный момент.
Слайд 1
постановка проблемного вопроса
Учитель:
Урал – опорный край державы,
Её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы,
И славы нынешней творец.
 Напоминаю, что к  концу темы мы должны ответить на проблемный вопрос: Почему Урал – опорный край державы?
Слайд 2,слайд 3
2.Актуализация знаний, умений и навыков.
1)  работа учащихся в тестовом режиме с ОМС по темам: «Урал. Факторы формирования района. К1», «Урал. Население. К2», «Урал. Население. К3».
 2) работа с интерактивной моделью «ЭГП Уральского экономического района»
Задание:
Дайте оценку ЭГП Урала по плану:
Положение по отношению к государственным границам.
На территории страны.
Соседи.
Выход к морю.
Транспортное положение.
Приблизительные ответы учащихся:
Уральский район – это восточный район Европейской части России.
После распада СССР он стал пограничным районом – на юге граничит Казахстаном. Н западе – с Поволжьем и Центральной Россией – это экономически развитые регионы, с которыми Урал связан широтными железными и автодорогами, трубопроводами. На севере Урал граничит с Северным районом, но дорог на север фактически нет.
Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Азовское, Черное, Каспийское моря.
Железные дороги соединяют Урал с Европейской частью России и Сибирью.
 
Слайд 7
3) «Слепая карта» (работа на интерактивной доске с интерактивным атласом России)
В состав Уральского экономического района входят 2 республики
Удмуртия
Башкирия
5 областей
Свердловская
Пермская
Челябинская
Оренбургская
Курганская
Слайд 4
 «Соберите» состав Уральского экономического района. Укажите правильное количество субъектов федерации, входящих в УЭР.
4) защита презентаций «Образы УЭР»;
Слайд 5
( группы по 2 учащихся, каждая группа готовит презентации по плану:1.Основные сведения (центр, территория, флаг, герб, географическое положение, климатические условия).2.Население.
3.Хозяйство (отрасли специализации);
ИКТ-компетентностиСценарий для учащегося Примерные действия учащегося
Доступ Используя программу поиска, найти необходимые материалы для создания образа территорий. В поисковой системе “Rambler ” “Yandex” учащийся вводит термин поиска или сразу вводит название территории.
Управление Оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о какой – либо территории. Выбор сайтов
Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме.
Интеграции В отобранных статьях найти информацию о территориях, входящих в состав Уральского экономического района. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска, ключевые слова.
Оценка Сравнить информацию из разных статей. Чтение текста. Отбор информации.
Создание Разработать документ в программе создания презентаций. Создание презентации.
Основные научные труды
 
4.      Изучение нового материала.
1.      Мотивация учебной деятельности
Учитель:
 «Образ» каждого субъекта федерации определяет «лицо» Уральского экономического района. Поэтому тема урока: «Хозяйство и проблемы Урала».
Слайд
Учитель:
Мы продолжаем изучение Уральского экономического района.
Сегодня на уроке  мы должны:
Определить отрасли специализации УЭР;
Сформулировать проблемы и выявить пути их решения.
2.      Объяснение нового материала с помощью ОМС «Урал. Хозяйство. И1.»
Учитель:
Тема урока: «Хозяйство и проблемы Урала».
Хозяйство Урала стало складываться еще в начале XVII в., но особенно быстро развивается в начале XVIII в. после реформ Петра I. Вскоре район становится ведущей промышленной базой России. Урал, называемый “опорным краем державы”, вынес основную хозяйственную нагрузку в годы Великой Отечественной войны.
Современный Урал – один из наиболее насыщенных тяжелой индустрией районов России. Этот факт, а также низкий технический уровень большинства предприятий индустрии определили крайне высокую энергоемкость валового регионального продукта района.
Среди базовых отраслей промышленности ведущая роль принадлежит черной (18,8%), цветной (7,3%) металлургии, машиностроению и металлообработке (18,8%), а также химической и нефтехимической промышленности (7,2%).
 (прдолжается заполнение таблицы:Природные ресурсы Отрасли специализации Центры
1.Железные руды 1. черная металлургия Н.Тагил, Челябинск,Екатеринбург2.Медные руды 2.цветная металлургия  
·         производство никеля Реж
·         производство меди Красноуральск, Ревда
·         производство аллюминияКраснотурьинск, Каменск-Уральский
·         производство цинка Челябинск
3.Калийная соль 3.машиностроение  
·         энергетическое Н.Тагил, Челябинск, Екатеринбург
·         электротехническое Пермь
·         приборостроение Курган
·         с\х машиностроение Пермь, Курган
4.Поваренная соль 4.химическая и нефтехимия Соликамск, Березняки, Уфа, Салават, Пермь
5.Нефть, газ 5.оборонная Н.Тагил, Ижевск, Новоуральск, Звездный, Снежинск6.Лесные  
7.Земельные  
8.Агроклиматические  
5.      Задание:
1 группа  Используя Интернет – ресурсы составьте характеристику
отраслей специализации района.
2 группа  определяет на стр. 191-193 – проблемы Урала, записывает их в инструкционные карты
Слайд 9
6.      Заслушивание ответов учащихся
7.      Работа с интерактивной картой «Урал. Социально-экономическая карта», ОМС «Хозяйство» И1 
Слайд 10.
Исторически Урал для России – это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой.
В настоящее время Урал переживает очень тяжёлый период своей истории.
Задания:
1.Определите основные проблемы УЭР.
2.Обоснуйте причины существования этих проблем и пометьте пути их решения.
4. Подведение итогов урока. Использование ОМС «Урал. Хозяйство. И1»
Учитель:
В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западной, так и восточных районах страны. Урал имеет большое значение, как машиностроительная база освоения восточных районов.
Природные ресурсы Урала очень разнообразны и оказывают большое влияние на специализацию района и его уровень развития, природный потенциал исключителен по сочетанию различных видов минерального сырья. Здесь обнаружено 5 тысяч минералов и 15 тысяч месторождений полезных ископаемых. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, на Урале добывается 50. Однако многие регионы Урала недостаточно обеспечены водными ресурсами. Так же, некоторые природные ресурсы Урала либо исчерпаны, либо на грани исчерпания.
Население Уральского экономического района только уменьшается. Естественное движение населения на Урале к концу 90-х годов приобрело отрицательное значение (-3,3 чел. На 1000 жителей в 1998 г.) и было только отчасти компенсировано положительным коэффициентом миграции( -2,9 на 1000 жителей).
Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике - это всемирная интенсификация производства. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования.
Слайд 11.
Слайд 12.
Учитель
Почему Урал – опорный край державы?
Далее учитель объявляет итоги урока, анализирует представленные ресурсы учащихся, выставляет оценки за урок.
Слайд 13
Домашнее задание: §56-57 – повторить, §58, выполнить задания 4-6 на контурной карте, с.12; определить пути решения проблем Урала.