Разработка урока Коллективизация сельского хозяйства в СССР 10 класс


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1

Разработка урока
Коллективизация сельского хозяйства
в СССР
10 класс



Автор: Тарова Надежда Владимировна,
учитель истории и обществознания.

Адрес: 628240, Тюменская область,
Ханты – Мансийский автономный округ,
г. Советский, ул. Киевская, д. 28, кв. 1.
Телефон: 3-37-79




г. Советский
2016 г.
Слайд 1
Слайд 1.
? Какую большую тему мы изучаем?
«Социалистический эксперимент в СССР».
? Годы? 20 – 30 гг. XX века.
? Какие знания вы уже получили по данному периоду?
- большевики захватили власть (1917 г.);
- одержали победу в гражданской войне;
- политика «военного коммунизма»;
- образование СССР (1922 г.);
- смерть В. И. Ленина (1924 г);
- Сталин И. В. – генсек ВКП (б);
- индустриализация и т. д.
? Цели большевиков? * построение социализма:
- огосударствление средств производства;
- отсутствие товарно-денежных отношений;
- отсутствие частной собственности;
- централизм в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности;
- стремление парт аппарата взять все под свой контроль.
? Тема прошлого урока «Пути большевистской модернизации. Индустриализация».
1927 г. – хлебозаготовительный кризис.
? Какие пути выхода видело партийное руководство?
1. точка зрения Сталина; 2. Бухарин, Рыков.
Экон. – налогообложение;
Полит. – контроль за деревней.
? Каким образом? Что собой представляла русская деревня в 20-е гг. XX в.? - Единоличные крестьянские хозяйства.
? Что хотели большевики? – объединить единоличные крестьянские хозяйства.
Цель сегодняшнего урока – Систематизация и обобщение материала о политике большевиков в деревне.


Слайд 2

Тема.
Сегодня на уроке вы должны продемонстрировать свои способности работать с историческими фактами, документами, делать выводы, сравнивать, анализировать.

Для более эффективной работы вам предлагается делать записи в тетради, выделяя самое главное.


Фиксировать все новые понятия.



Слайд 3
Слайд 3
? Что главного вы должны узнать на уроке?
Понятие «коллективизация» - самостоятельно вывести это понятие.
Итак, содержательная задача – дать определение, не набор слов, а прояснить, что это был процесс и деятельность людей.
С некоторыми знаниями по коллективизации вы уже познакомились, давайте рассмотрим этапы коллективизации, дополняя свои знания фактами, которые будут представлены вам дополнительно.





Слайд 4

Назовите этапы коллективизации.
Комментируем слайды и проверяем свои знания.

Слайд 5

Охарактеризуйте первый этап коллективизации.
! Создание МТС. Что позволяло концентрировать крайне незначительную механическую тягловую силу в одних руках и тем самым с большей эффективностью использовать для обработки крестьянских наделов, слитых в единый земельный массив.
К 1927 г. Насчитывалось 27 тысяч тракторов на 25 млн. крестьянских хозяйств.
! Вступление в колхозы бедняков.
В течении 1929 г с 4% - до 8% крестьянских дворов.
Этот «социальный сектор» практически не мог помочь властям решить до предела обостренную проблему хлебозаготовок. И если на начальном этапе коллективизации можно говорить о ее добровольном характере, то в последствии компартия переходит к политике насильственной коллективизации.
! Наступление на кулаков
Кулак, по своей природе экономически свободный производитель, не «вписывался» в рамки административного регламентирования экономики.
В своем хозяйстве он использовал наемную рабочую силу, то есть был эксплуататором, а потому рассматривался, как классовый враг.
В 1927 г. Удельный вес кулаков составлял примерно 4%.
1 млн. хозяйств из общего числа – 25-26 млн.
Следующие слайды подтвердят и дополнят ваши знания документальными материалами.

Слайд 6
Слайд 6
Вступление в колхозы в украинском селе.
Прокомментируйте.

Слайд 7
Слайд 7
Первая борозда на колхозном поле.
Слайд 8




Создание МТС. Что позволяло концентрировать крайне незначительную механическую тягловую силу в одних руках и тем самым с большей эффективностью использовать для обработки крестьянских наделов, слитых в единый земельный массив.
К 1927 г. Насчитывалось 27 тысяч тракторов на 25 млн. крестьянских хозяйств.


Слайд 9

Направление в сельские районы рабочих-активистов для сплочения бедноты и поддержки колхозного строительства.
Плакат того времени. Прокомментируйте.

Слайд 10

Принятие заявлений в колхоз (фото).
Союз рабочего и крестьянина. Плакат.

Слайд 11

Вступление в колхозы бедняков.
В течении 1929 г с 4% - до 8% крестьянских дворов.
Этот «социальный сектор» практически не мог помочь властям решить до предела обостренную проблему хлебозаготовок. И если на начальном этапе коллективизации можно говорить о ее добровольном характере, то в последствии компартия переходит к политике насильственной коллективизации.


Слайд 12

Плакат «День урожая и коллективизации».
Комментарии.

Слайд 13

Наступление на кулаков ограничение аренды земли и принуждение к продаже земледельческой техники.
Кулак, по своей природе экономически свободный производитель, не «вписывался» в рамки административного регламентирования экономики.
В своем хозяйстве он использовал наемную рабочую силу, то есть был эксплуататором, а потому рассматривался, как классовый враг.
В 1927 г. Удельный вес кулаков составлял примерно 4%.
1 млн. хозяйств из общего числа – 25-26 млн.
Следующие слайды подтвердят и дополнят ваши знания документальными материалами.
Комментируем.

Слайд 14

1929.
Генсек заявлял, что в колхозы добровольно пошли «крестьяне не отдельными группами, как это было раньше, а целыми селами, волостями, районами, даже округами». В колхозы пошел «середняк».
Постановление ЦК ВКП(б) в соответствии с которым страна разделилась на 3 группы районов с различными сроками завершения (весна 1931;
весна 1932;
и 1933 год)
Основная форма колхоза – коммуна. Что это значит?
Во многих районах сплошной коллективизации ретивые уполномоченные, увлеченные перспективой моментального внедрения социалистического общежития в деревне, добивались при создании колхозов максимального обобществления.
Таким образом, крестьяне лишались последнего личного имущества.
Зима 1930. требовалось снизить накал политической ситуации, поэтому Сталин решил снизить темпы коллективизации.

Слайд 15

Плакат «Сплошная коллективизация». Комментируем.
Документ. Читаем и анализируем.

Слайд 16

Видеоклип. «Власти не дали понятия кого считать кулаками, что привело в последствии к произволу местной власти»

Слайд 17


Фото. «Коровы, отравленные противниками колхозов». Ваши комментарии.


Слайд 18

Фото «Насильственное изъятие хлеба».
Фото «Возмущенная крестьянка».

Комментируем.

Слайд 19

Охарактеризуйте.
Главным видом колхозов, объявлялась не коммуна, а артель. В чем отличие?
Основной принцип при создании колхозов данного вида – добровольность.
Многие уполномоченные – растеряны. Тов. Сталин И. В. в одночасье превратил их из героев социалистического труда в «козлов отпущения», но Сталину были безразличны душевные переживания мелких исполнителей. Требовалось снизить накал политической ситуации.
Развал колхозов – все это происходило на фоне полной растерянности местного партийного руководства.

Слайд 20


Прокомментируйте.

Слайд 21

Сравните и проанализируйте.
Фото «Новая техника»
Фото «Реальность»

Слайд 22

Диаграмма №1. прокомментируйте.
Данная диаграмма говорит о выходе из колхозов.
Против колхозов, ставших символом нищеты и разорения, выступали не только середняки, но и многие бедняки.
Группа середняков и бедняков из Московской области писала в «Крестьянскую газету»:
«Нам велят идти в колхоз, но мы не хотим, так как не видим в нем ничего хорошего»

Слайд 23

Диаграмма №2.
Проанализируйте и объясните, как вы понимаете данные диаграммы?
1927 г – 4,1%
продолжение коллективизации.
1937 г – 94%

Слайд 24

Сравните, проанализируйте, сделайте вывод.
Это говорит о том что выход крестьян из колхозов весной – летом 1930 г. Не поколебал уверенности сталинского руководства в достижении целей.
Вопрос: Какими же методами действовало сталинское руководство?
Давайте посмотрим.

Конец 1-го урока.


Слайд 25

2-ой урок.
Мною предложены 2 группы методов. По ходу работы – вы записываете в тетрадь (по аналогичной схеме) методы, которые мы будем рассматривать – в соответствующие колонки.

Слайд 26


Налоги на единоличное хозяйство.
Прокомментируйте данные, сделайте вывод и запишите метод в тетрадь.
5 тыс. – налог 7440 руб.
Высокие налоги на единоличное хозяйство, превышающие зачастую совокупный годовой доход.
Вывод: перед крестьянами-единоличниками недвусмысленный выбор: либо в колхоз, либо полное разорение непосильными налогами. Экономический метод.

Слайд 27

Ваши комментарии по данному слайду.
Это при том, что урожайность в результате социалистических экспериментов с 1928 г. Неуклонно падала, заготовки колхозников ложились тяжелым бременем, и на хозяйства единоличников. При этом заготовительными органами хлеб изымался подчистую, включая и тот, что предназначался на семена.
Колхозникам естественно приходилось легче, чем единоличникам.
Записать – экономический метод.
Что доказывает следующий материал?

Слайд 28

Фото «Хлеб из могилы»
Фото «Хлеб в земле».
Крестьяне прячут хлеб, по сути дела, совершая святотатство.
Ваши комментарии.

Слайд 29

Видеоклип «применение мер уголовного воздействия к крестьянам, не сдающим хлеб. По приказу Сталина»

Прокомментируйте.

Слайд 30

Массовые депортации. Ваши комментарии.
Насильственные выселение «неблагонадежного» населения деревень и сел в отдаленные районы СССР тех, кто не мог выполнить план хлебозаготовок.
Депортации продолжались вплоть до 1940-х гг.
В отдаленные районы СССР из мест постоянного проживания принудительно депортировано (1930 – 1940-е гг.) в качестве «кулаков» и членов «кулацких семей более 2 млн. человек».
Смертность среди спецпереселенцев в 1932 – 1935 гг. составляла - 25%;
Рождаемость – 6%.
Записать метод – политический.

Слайд 31


Документ «Из дневника.». Выделить главную мысль.



Слайд 32

Раскулачивание крестьян.
Фото.
Документ. Выделить главную мысль.
Определить метод, записать в тетрадь. Политический метод.

Слайд 33




Документ. Проанализировать, выделить главную мысль.



Слайд 34

Закон «Об охране социалистической собственности»
За сбор колосков применялся расстрел, или лишения свободы не менее 10 лет с конфискацией имущества.
Это происходило на фоне невиданного голода, который разразился в
1932/33 гг. и охватил зерновые районы Украины, Поволжья, южного Урала, Казахстана.
За 5 месяцев 1932 г –
Среди осужденных большое количество женщин – почему?
В результате дети оставались без родителей и попадали в категорию беспризорников. Последствия данных процессов можно наблюдать и сегодня – передача на 1 канале «Жди меня». Политический.

Слайд 35

Введение паспортного режима.
В СССР были введены паспорта, ставшие важнейшим идентификационным документом личности.
Без паспорта человек не мог переехать в другой город, устроиться на работу, зарегистрироваться по месту жительства, поселиться в гостинице.
Колхозники паспортов на руки не получали, их документы хранились в правлении колхоза. – тем самым они оказались прикреплены к своему колхозу, и не могли покинуть его по собственному желанию.
Вывод: ограничивалась свобода передвижения. Политический.

Слайд 36

Политические отделы.
Охарактеризовать метод, записать в тетрадь.

Политический метод.

Слайд 37

Способы изъятия хлеба. Прокомментируйте.
Политический.
Слайд без надписи. Подвести итоги – методы коллективизации.


Слайд 38

? К чему приведет столь бесчеловечная и преступная политика власти по отношению к собственному народу?
Последствия.

Слайд 39

Рост крестьянских выступлений.


Слайд 40

Видеоклип «Причины большего количества восстаний в Центрально-Черноземном районе»

Слайд 41


Голод 1932/33 гг. называют еще голодомором. О чем это говорит?
Голод был планомерно спровоцирован советской властью.

Слайд 42

Видеоклип «Голод». Музыка – J.S. BACH.
Очевидец трагических событий из Харьковской области. «В ту весну 1933 г. Не было двора, где бы от голода кто-то не умер. Умирали целыми семьями, не кому было рыть могилы. Неделями в хатах лежали разложившиеся трупы. Случалось, когда родители ели своих детей. Домашней живности в селах не было, как не было собак , кошек Все было съедено».

Слайд 43

Пустой слайд.
Попробуйте самостоятельно определить причины голода.
Проверьте себя.


На основе полученных знаний определите цели государства и последствия коллективизации. Работа в группах. Задание раздается перед уроком.

Слайд 44


Проверяем и комментируем, оцениваем результат своей деятельности.




Слайд 45


Проверяем и комментируем, оцениваем результат своей деятельности.



Слайд 46

Прежде чем дать определение коллективизация – подумайте, какие вопросы должны его раскрыть?
Что?
Когда?
Кем?
Как?
Результат?

Слайд 47

Назовите основные понятия с которыми вы познакомились по данной теме?

Слайд 48

При достаточном количестве времени и быстром темпе работы возможен контроль, который составлен по типу тестового материала ЕГЭ.

Слайд 49



























Тарова Н. В стр. 13 PAGE 142015 13 DATE \@ "dd.MM.yyyy" 1430.05.201615








13PAGE 15


13PAGE 141515




15