Методическая разработка урока истории Коллективизация сельского хозяйства


История, 11 класс
Коллективизация сельского хозяйства (2 часа)
Цель урока: создание условий для осознания учащимися неоднозначного отношения советского общества к колхозному строительству; определение итогов и последствий коллективизации
Задачи:
Образовательные: изучить события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия;
Развивающие: развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника, документы, воспоминания); развитие умения слушать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие абстрактного и наглядно-образного мышления; активизация познавательной деятельности в группе.
Воспитательная: формирование развитой, социально-активной, творческой самостоятельной личности; продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.
Технологии: проблемного обучения, групповые, ТРКМ.
Информационное сопровождение: документы, учебник, презентация.
Ход урока:
1. Мотивационно-целевой этап.
Демонстрация плакатов СССР о коллективизации, чередующихся с фотографиями советской деревни в 1930-е гг.
Задание учащимся:
как называется направление внутренней политики СССР, отраженное в презентации? (ответ учащихся: коллективизация).
Дайте определение коллективизации.
Попробуйте объяснить, почему так отличаются друг от друга агитационные плакаты и реальное положение дел в советской деревне в 1930-е гг. (предполагаемый ответ: не все категории советских людей встретили коллективизацию с энтузиазмом, были те, кто ей активно сопротивлялся, это заставило советскую власть проводить политику объединения крестьян в колхозы насильственным путем. Кроме того, результаты труда колхозников им не принадлежали, с/х продукцию продавали для того, чтобы получить средства на проведение индустриализации, крестьянам не хватало зерна не только для посевов, но и для пропитания…)Почему столь неоднозначным было отношение к коллективизации в советском обществе? Каковы были ее итоги и последствия? На эти вопросы постараемся ответить сегодня. Сформулируйте тему урока: Коллективизация сельского хозяйства.
2. Процессуальный этап:
Класс делится на группы по 3-4 человека (две парты). Задание группам:
1 группа. Аргументируют подход по переустройству села с точки зрения Н.Бухарина, А.Рыкова, М.Томского.
2 группа. Аргументируют позицию по вопросу переустройства селького хозяйства с точки зрения И.Сталина, В.Куйбышева, К.Ворошилова.
3 группа. Эксперты – анализируют обозначенные позиции, делают выводы о том, какая позиция победила и почему; какие факторы этому способствовали.
4 группа. Агитаторы-двадцатипятитысячники, приехавшие по партийному заданию в деревню. Их задача: убедить крестьян в преимуществе колхозов и необходимости вступать в них.
5 группа. Крестьяне-бедняки – обсуждают вступление в колхоз и обосновывают свой выбор.
6 группа. Зажиточные крестьяне – обозначают «за» и «против» их вступления в колхоз и аргументируют свой выбор.
7 группа. Аналитики – на основе прослушанных сообщений оценивает шансы успешного и быстрого колхозного строительства и продумывает, какие негативные последствия могла иметь проводимая коллективизация
Выступление групп. Обсуждение выступлений.
Подведение итогов по вопросам на слайде:
Назовите объективные и субъективные предпосылки коллективизации.
Установите негативные процессы, сопровождающие коллективизацию.
Каковы итоги и последствия коллективизации
Ответы на эти задания записываем в тетрадь.
3. Рефлексия.
Составьте синквейн по теме «Коллективизация»