Конспект урока по окружающему миру по теме Дикие животные нашего края: медведь









Технологическая карта урока
Тема: Дикие животные нашего края: медведь
Урок: окружающего мира 3 СКК 8 вида





Учитель начальных классов:
Бабикова Светлана Ивановна
МОУ «Советская СОШ»










п. Советский

Тема: Дикие животные нашего края: медведь.
Цель: уточнить и расширить представления учащихся о диких животных.
Задачи:
образовательные – расширение природоведческих представлений о медведе;
- отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных;
коррекционно-развивающие – коррекция памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания;
воспитательные – воспитание базовых эмоций личности.
Литература: учебник «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром» Худенко Е. Д. 3 СКК VIII вида, атлас родной природы «Животные леса» Бровкина Е.Т. , Красная книга РФ (животные).
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, иллюстрации диких животных, Красная книга РФ (животные).

Ход урока.
Орг. м. психологический настрой. Ребята улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.
Осн. сод.
Повторение.
( 3 слайд)Упражнение по развитию памяти: посмотри и запомни иллюстрации с изображением животных.
(4слайд) Что изменилось?
(5 слайд) Лексические упражнения: назови детёнышей животных.
Лиса- лисёнок
Заяц – зайчонок
Лось –лосёнок
Волк – волчонок
Белка – бельчонок
Медведь – медвежонок
Изучение нового материала.
(6 слайд) Загадка «Угадай, кто это?»
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проспавшись, стал реветь.
Это зверь – лесной(медведь).
(7 слайд) Посмотрите внимательно на слайд и скажите: Кто лишний? (медведь) Почему? (медведь –дикое животное, а остальные домашние)
Сообщение темы урока и запись её в тетради.
(8 слайд) Кто мне скажет тему урока? (тема: Дикие животные – медведь).
Рассказ учителя.
Медведя знают все. Он - «хозяин леса». Это очень крупное, сильное, мощное и хищное (особенно весной) животное. (9 слайд) Назовите части тела медведя. Тело медведя массивное, слегка вытянутое, покрыто густой шерстью. Голова - широкая с короткой мордой. Лапы- короткие, пятипалые, стопоходящие.
Ребята, скажите, где живёт медведь? (10-11 слайды). Бурый медведь лесное животное. Обычные места его обитания в России сплошные лесные массивы с буреломом и гари с густой порослью лиственных пород, кустарников и трав; может заходить и в тундру, и в высокогорные леса
Чем питается медведь?
Бурый медведь всеяден. (12 слайд) Это опасный хищник, пожирающий все – от маленьких мышей, до лосей, овец и коз. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки. Однако любит он и растительную пищу: травы, корешки, ягоды. Медведь – большой лакомка. В малиннике он может просидеть весь день. А мёд любит так, что даже имя своё получил из-за мёда: мед – ведь (ведает, где мёд). Активен бурый медведь в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам.
Физминутка.
Образ жизни.
(13 слайд) Неуклюжий на вид, бурый медведь исключительно быстро бегает со скоростью свыше 55 км/ч, может стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах, (14 слайд)превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотней), (15 слайд)присутствие медведей в местах обитания выдают следы в виде потёртостей, царапин, сделанных на стволах деревьев. Одним ударом лапы матёрый медведь способен сломать спину быку или бизону.
Что делает медведь зимой?
(16 слайд) К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. Берлоги располагаются на сухом месте, в большинстве случаев в ямах под защитой бурелома или под вывороченными корнями деревьев. Реже медведи выкапывают убежище в земле или занимают пещеры и расщелины скал. У медведей бывают излюбленные места зимовок, куда они собираются год от года с целой округи. В разных районах зимний сон длится от 75 до 195 дней. В зависимости от климатических и иных условий медведи находятся в берлогах с октября ноября до марта апреля, то есть 56 месяцев. Дольше всех живут в берлогах медведицы с медвежатами, меньше всего старые самцы. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира. В случае опасности животное просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами.
(17 слайд) Зимой у медведицы рождаются 2-3 крошечных медвежонка массой 500г и за весну подрастают, питаясь молоком матери.
(18 слайд) Медведица заботится о медвежатах в течении двух лет.
(19 -22 слайды) Виды медведей: бурый, белый медведи, большая панда, очковый, гималайский, гризли, медведь-губач, барибал, кадьяк, пещерный, малайский.
Сколько же осталось бурых медведей на нашей планете?
(23 слайд) Бурый медведь внесён в Красную книгу МСОП со статусом «вид, находящийся под угрозой» однако его численность сильно разнится от популяции к популяции. По примерным оценкам сейчас в мире ок. 200 000 бурых медведей. Из них большинство обитает в России 120 000, США 32 500 (95 % живёт на Аляске) и Канаде 21 750. В Европе сохранилось около 14 000 особей.
Работа с учебником.
Итог.(24 слайд)
К какой группе животных относится медведь? Почему?
Медведь – хищник? Почему?
Как вы думаете, какова продолжительность жизни медведя?
Рефлексия. Ребята, покажите свое настроение от урока.
(25 слайд) Спасибо за работу на уроке!












13PAGE 15


13PAGE 14115




15