Рабочая программа по литературному чтению УМК Начальная школа XXI века (1 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21»
































Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение»
1 класс

2016-2017 учебный год

Составитель:
Нигматуллина Т.С.,
учитель начальных классов




г. Нижневартовск
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цель предмета литературного чтения помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.
Задачи:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
» формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Общая характеристика учебного предмета
Предмет имеет следующую структуру.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений (логических и др.), соответствующих смыслу текста.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно- популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусматривается ознакомление ребёнка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 7-8 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых» картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания - слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно - символическое моделирование. С первого класса проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.
Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится - не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов-классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе в инвариантной части Учебного плана МБОУ «СШ №21» отводится 4 часа в неделю (132 часа в год). В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс «Обучение грамоте» и обеспечивается учебником «Букварь», во II полугодии - учебниками « Букварь», ч. 2 и «Литературное чтение».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты освоения должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся « развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
, 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения с учетом специфики содержания предметной области «Филология», включающей в себя предмет «Литературное чтение», должны отражать:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
К концу обучения в 1 классе ученик достигнет следующих результатов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Ученик научится:
осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
-читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Ученик научится:
определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги и по обложке, и по иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность».
Ученик научится:
читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать, отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией».
Ученик научится:
получать информацию о героях, произведении или книге;
работать с несложными таблицами, схемами, Моделями;
дополнять таблицы, схемы, модели;
сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
Универсальные учебные действия (УУД):
воспринимать прослушанные или прочитанные произведения разных жанров, слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;
читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
понимать учебную задачу;
отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие давать оценку событиям и поступкам героев, требующие от обучающегося поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений);
выделять положительных и отрицательных героев;
овладевать алгоритмом учебных действий (подготовка выразительного чтения, чтения наизусть, чтения по ролям, пересказа подробного и краткого, характеристики героя, произведения, книги);
строить высказывания, учитывающие различные коммуникативные задачи;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;
осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
различать произведения разных жанров (стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку);
сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
прогнозировать содержание произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; определение темы и жанра);
составлять модели (моделирование обложек к произведению).
распознавать произведения фольклора по жанрам;
усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;
использовать в устной речи изученные литературоведческие понятия.
находить информацию о героях произведения;
вычленять основные события в произведении и устанавливать их последовательность;
моделировать отношения между героями произведений.
понимать и формулировать творческую задачу;
инсценировать сцены из сказок и рассказов;
создавать истории с героями изученных произведений.

Содержание учебного предмета
В 1 и 2 классах используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.
В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).
В период обучения грамоте 1 ч в неделю проводится урок литературного слушания, после обучения грамоте 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами. Букварный период заканчивается в первом полугодии, что составляет 84 урока (16 уроков литературного слушания в первом полугодии и 68 ч литературного чтения и слушания во втором полугодии).
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлён и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2-3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавлива- ние текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов-классиков XX в., произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.
Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о природе, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.
Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение исто¬рий с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Межпредметные связи:
с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства-, иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
с уроками технологии: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Обучение грамоте – 105 часа
Добукварный период - 13ч.
Букварный период – 52ч.
Послебукварный период – 40ч.
Литературное чтение – 27 часов
Читаем сказки, загадки, скороговорки – 4ч.
Учимся уму-разуму - 6ч
Читаем о родной природе – 6ч.
О наших друзьях животных – 8ч.
Читаем сказки, пословицы, считалки – 3ч.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


п./п.
Дата
Раздел. Название темы
Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

Раздел 1.
Добукварный период - 13 часов



Введение понятия «предложение».

1
Составление рассказов по сюжетным картинкам. Обозначение каждого предложения полоской. выделять предложения из речевого потока и строить модель каждого предложения



Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».
1
Чтение отрывка из стихотворения К.Чуковского «Айболит». Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской. Сравнение животных на стр. 6 и 8.



Рассказ по сюжетной картинке.
1
Составление рассказа с опорой на картинки и обозначение каждого предложения полоской.



Развитие восприятия художественного произведения. Е.Серова «Мой дом».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Интонационное выделение первого звука в словах.
1
Пересказ сказки "Репка". Интонационное выделение первого звука в словах "репка", «дед», «бабка», "внучка", «Жучка», "кошка", "мышка". Отработка пространственных отношений между объектами.



Интонационное выделение первого звука в словах.
1
Выделение первого звука в каждом слове. Выделение первого звука в словах левого столбца, сравнение с первым звуком в словах правого столбца.



Звуковой анализ слова «мак».
1
Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м], расположенным в начале, в середине и в конце слова (по схемам).



Развитие восприятия художественного произведения. В.Белов «Родничок».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Звуковой анализ слов «сыр», «нос».
1
Звуковой анализ слов.. Нахождение звука «ы» в словах. Классификация предметов (рыбы, насекомые).



Рассказ по сюжетным картинкам.
1
Звуковой анализ слов «лук», «лес». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок.



Введение понятия «гласный звук».
1
Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласного звука красной фишкой.



Развитие восприятия художественного произведения. М.Михайлов «Лесные хоромы»
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
1
Звуковой анализ слова «Нина». Введение понятия «согласный звук».
Обозначение согласных звуков в модели слова.

Раздел 2
Букварный период – 52 часа



Знакомство с буквой А, а.

1
Звуковой анализ слов «Анюта», «луна». Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда.



Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).
1
Звуковой анализ слов «якорь», «маяк», «Аня». Выбор слов со звуком [я] в начале, середине и в конце слова. Разгадывание кроссворда



Развитие восприятия художественного произведения. Муса Гали «Земные краски»
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой О, о.
1
Звуковой анализ слова «полка». Составление (по схеме) различных имен с изученными буквами. Без проведения звукового анализа определение звуковых схем слов «стол» и «столик».



Знакомство с буквой Ё, ё.
1
Звуковой анализ слов «клён», «пёс», «утёнок». Разгадывание кроссворда.



Знакомство с буквой У, у.
1
Звуковой анализ слов «труба», «стул»°. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.



Развитие восприятия художественного произведения. А.Барто «В школу».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой Ю, ю.
1
Звуковой анализ слов «ключ», «утюг». Разгадывание кроссворда



Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]).
1
Звуковой анализ слов «юла», «юнга». Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок).



Знакомство с буквой Э, э.
1
Звуковой анализ слов «этаж», «экскаватор». Построение звуковых цепочек: последний звук предыдущего слова должен быть первым звуком последующего слова.



Развитие восприятия художественного произведения. В.Железников «История с азбукой»
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой Е, е. Буква «е» в начале слова: обозначение звуков [й’] и [э].
1
Звуковой анализ слов
«лев», «белка».



Знакомство с буквой ы.
1
Упражнение в словоизменении («белка» - «балка» - «булка»).



Знакомство с буквой И, и.
1
Звуковой анализ слов «ирис», «рис». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.




Развитие восприятия художественного произведения. Л.Пантелеев Буква «ты».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой М, м.
1
Звуковой анализ слов «Маша», «Миша». Показ способа чтения прямого слога с помощью «окошечек». Отработка способа чтения прямого слога. Чтение слогов, слов.



Знакомство с буквой Р, р.
1
Звуковой анализ слов «рысь», «речка». Чтение слогов, слов, предложений (дифференцированная работа).



Знакомство с буквой Л, л.
1
Звуковой анализ слов «луна», «лиса». Чтение слогов с буквой «л» с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов и предложений.



Развитие восприятия художественного произведения. Я.Аким «Мой верный чиж».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой Н, н.
1
Звуковой анализ слов «нос», «небо». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.



Знакомство с буквой Й, й.
1
Звуковой анализ слов «чайка», «гайка». Определение лексических значений слов-омонимов «рой», «мой». Чтение слов, предложений. Придумывание предложений к иллюстрации.



Знакомство с буквой Г, г.
1
Звуковой анализ слов «рога», «флаги». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок.



Развитие восприятия художественного произведения. Е.Ильина «Шум и Шумок».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой К, к.
1
Звуковой анализ слов «карта», «брюки». Деление слов на слоги. Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов. Разгадывание «зашифрованных» слов: «юла», «лимон», «клоун».



Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости.
1
Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком). Чтение слов и предложений.



Знакомство с буквой З, з.
1
Звуковой анализ слов «зебра», «замок». Чтение слогов с использованием пособия «окошечки». Чтение слогов, слов, считалок.



Развитие восприятия художественного произведения. Е.Благинина «Тюлюлюй».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой С, с.
1
Звуковой анализ слов «гуси», «сумка». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов («навес», «сосна», «бант»)
Сопоставление звуков [з] и [с] по глухости-звонкости. Чтение слов, маленьких рассказов, «зашифрованного» слова (слон).



Знакомство с буквой Д, д.
1
Звуковой анализ слов «душ», «дятел». Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения (дифференцированная работа). Расшифровка «зашифрованного» слова: «среда» - «адрес».



Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости.
1
Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком). Чтение слов и предложений.



Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой Т, т.
1
Звуковой анализ слов «труба», «Таня». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов
Чтение слов, полученных при замене звонкого согласного [д] его глухой парой. Чтение слов и классификация их на две группы: со звонким звуком [д] и с глухим звуком [т].



Знакомство с буквой «Б, б».
1
Звуковой анализ слов «бант», «бинт». Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение слогов, слов и предложений. Сравнение слов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости указанных звуков



Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.
1
Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком). Чтение слов и предложений.



Развитие восприятия художественного произведения. В.Сутеев «Дядя Миша».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой П, п.
1
Звуковой анализ слов «печка», «пушка». Чтение слогов, слов, рассказа. Чтение слов по таблице. Составление слова по выделенным звукам («павлин»).



Сопоставление звуков [б] и [п] по звонкости-глухости.
1
Знакомство с характеристикой согласных звуков по звонкости-глухости, отражение этой характеристики в модели слова (знак «звоночек» расположен над звонким звуком). Чтение слов и предложений.



Знакомство с буквой В, в.
1
Звуковой анализ слов «вода», «корова». Чтение слогов, слов и предложений. Расшифровка «зашифрованных» слов



Развитие восприятия художественного произведения. С.Маршак «Тихая сказка».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой Ф, ф.
1
Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Чтение слогов и слов. Чтение слов «сев», «довод» справа налево. Смыслоразличительная функция ударения: звунок – звонук.



Знакомство с буквой Ж, ж.
1
Звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок». Выяснение особенностей звука [ж] (звук [ж] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары).



Знакомство с буквой Ш, ш.
1
Звуковой анализ слов «груша», «катушка». Выяснение особенностей звука [ш] (звук [ш] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары). Чтение слогов, слов, рассказа.



Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная шапочка».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой Ч, ч.
1
Звуковой анализ слов «чайник», «спички». Выяснение особенностей звука [ч’] (звук [ч’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений, стихотворения



Знакомство с буквой Щ, щ.
1
Звуковой анализ слов «ящик», «клещи». Выяснение особенностей звука [щ’] (звук [щ’] всегда мягкий согласный, у него нет твёрдой пары). Чтение слогов, слов, предложений.



Знакомство с буквой Х, х.
1
Звуковой анализ слов "хобот", "хвост". Называние слов с мягкой парой согласного звука [х]. Составление словосочетаний. Нахождение слова в слове. Расшифровка зашифрованного слова: «выход».



Развитие восприятия художественного произведения. М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Знакомство с буквой Ц, ц.
1
Звуковой анализ слов «синица», «цапля». Выяснение особенностей звука [ц] (звук [ц] всегда твёрдый согласный, у него нет мягкой пары)



Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.
1
Знакомство с разделительной функцией мягкого знака. Различение функций мягкого знака. Образование форм множественного числа с использованием мягкого знака.



Знакомство с особенностями ъ. Проверка техники чтения.
1
Знакомство с особенностями твёрдого знака. Сравнение слов. Чтение учителем стихотворений с фиксацией внимания на ь и ъ знаках.



Развитие восприятия художественного произведения. А.Блок «Зайчик».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Алфавит. С.Я.Маршак «Ты эти буквы заучи...»; В.Голявкин «Спрятался».

1
Проблемная ситуация: "Чего больше в русском языке: букв или звуков?" Чтение стихотворения Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Умение определить и объяснить значение слова в контексте.

Раздел 3.
Послебукварный период - 40 часов



В. Сутеев «Три котёнка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки».
1
Чтение рассказа В. Сутеева "Три котенка" и выполнение задания к рассказу. Чтение стихотворения А.Шибаева «Беспокойные соседки» и обсуждение вопроса о том, как превратить буквы Г,Д,Е,Ё,Ж в предложение.



Е. Пермяк «Про нос и язык»; Г. Остер «Меня нет дома».
1
Чтение рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык" и Г. Остера "Меня нет дома" учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий к рассказам. Обсуждение с детьми справедливости бабушкиного шутливого ответа



А. Шибаев «На зарядку становись!»; А. Шибаев «Познакомились».
1
Чтение рассказа А.Шибаева "На зарядку – становись!" учителем и хорошо читающими учениками. Выполнение заданий. Инсценировка: один или два ученика изображают букву, остальные угадывают, какая это буква.



Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о животных. Г. Скребицкий «Пушок».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».
1
Чтение рассказа Е. Чарушина "Как Никита играл в доктора" учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение ситуации: прав ли Никита, можно ли так играть с собакой, а если нельзя, то почему?



А. Шибаев «Всегда вместе».
1
Чтение рассказа А. Шибаева «Всегда в месте» учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.



Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».
1
Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.



Развитие восприятия художественного произведения. Народные сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Г. Цыферов «Маленький тигр»; С. Чёрный «Кто?».
1
Чтение сказки «М аленький тигр» Г. Цыферова учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Чтение сказки по ролям. Чтение стихотворения С. Чёрного «Кто?» учителем и хорошо читающими учениками. Работа в парах и обсуждение вопроса: кто храбрее мышонок или лев?



Г. Остер «Середина сосиски»; Я. Аким «Жадина».
1
Чтение рассказа Г. Остера «Середина сосиски» учителем и хорошо читающими учениками. Обсуждение комичности ситуации. Ролевое чтение. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина» Ответы на вопросы. Сравнение прочитанных произведений по сюжету.



Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...»; украинская народная сказка «Рукавичка».
1
Чтение произведений учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.



Развитие восприятия художественного произведения. Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Г. Остер «Спускаться легче».
1
Чтение рассказа Г. Остера «Спускаться легче». Обсуждение: это шутка или серьёзный рассказ. Ролевое чтение.



В. Сутеев «Под грибом».
1
Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнение сказок с похожими сюжетами. Различение авторской и народной сказки.



В. Сутеев «Под грибом».
1
Чтение учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.



Развитие восприятия художественного произведения. Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



А. Шибаев «Что за шутки?»; Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета».
1
Чтение стихотворения А.Шибаева «Что за шутки?» Ответы на вопросы. Чтение рассказа Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета». Выполнение заданий к рассказу. Обсуждение: как в рассказах Г.Остера герои-звери разговаривают друг с другом, всегда ли могут договориться.



Б. Житков «Как меня называли»; А. Кушнер «Большая новость».
1
Чтение рассказа Б. Житкова «Как меня называли». Обсуждение: «Почему мальчика прозвали Почемучкой и какие «почему?» он задавал правильно, а какие нет?» Чтение стихотворения А.Кушнера «Большая новость».



Е. Чарушин «Яшка. А. Кушнер «Что я узнал!».
1
Обсуждение: хочется тебе завести птицу и научить её говорить? Ты с этим справишься?



Развитие восприятия художественного произведения. Литературные сказки. Братья Гримм «Заяц и еж».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Ю. Дмитриев «Медвежата»; Г. Снегирёв «Медвежата».
1
Чтение рассказов Ю. Дмитриева и Г.Снегирёва «Медвежата» учителем и хорошо читающими учениками. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа в парах по подбору заголовков к рассказам.



М. Карем «Растеряшка».
1
Чтение стихотворения М. Карема «Растеряшка». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.



В. Драгунский «Заколдованная буква».
1
Чтение рассказа В.Драгунского «Заколдованная буква». Выполнение заданий к рассказу.



Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Н. Носов «Фантазёры».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Н. Носов «Ступеньки».
1
Чтение рассказа Н.Носова «Ступеньки». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обсуждение: нужно ли доводить любое начатое дело до конца?



О. Дриз «Горячий привет».
1
Чтение стихотворения О.Дриза «Горячий привет?» Ответы на вопросы.



Г. Остер «Привет Мартышке»
1
Чтение рассказа Г. Остера «Привет Мартышке». Сравнение прочитанных произведений по жанру и сюжету.



Развитие восприятия художественного произведения. Произведения о детях. Е. Ильина «Шум и Шумок».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Е. Чарушин «Зайчата»; Н. Сладков «Сорока и Заяц»; Н. Сладков «Лиса и Заяц».
1
Чтение рассказа Е.Чарушина «Зайчата». Ответ на вопрос. Чтение рассказа Н.Сладкова «Зайчата». Умение определить и объяснить значение выражения «заячья душа» в контексте. Чтение рассказа Н.Сладкова «Лиса и Заяц». Творческое задание: придумать, как ответил Заяц Лисе; сравнить с тем, как это написано у автора. Сравнение произведений Н.Сладкова и Е Чарушина.



Н. Носов «Затейники»
1
Чтение рассказа Н.Носова «Затейники». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Подбор подходящего заголовка с использованием малых фольклорных форм.



Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».
1
Чтение сказки Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: эта сказка тебе кажется ужасной или прекрасной.



Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о родной природе. Муса Гали «Земные краски».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Джанни Родари «Про мышку, которая ела кошек».
1
Чтение сказки Дж.Родари «Про мышку, которая ела кошек». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Определение жанра данного произведения.



А.Толстой «Ёж» (отрывок); Лунин «Волк ужасно разъярён...»; Г. Цыферов «Зелёный заяц»
1
Чтение сказки А.Толстого «Ёж». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Чтение стихотворения В.Лунина «Волк ужасно разъярён» Умение определить и объяснить значение слова в контексте. Чтение рассказа Г.Цыферова «Зелёный заяц». Обоснование своей точки зрения: хорошо, что мы все разные или должны быть одинаковыми? Подбор пословицы для окончания рассказа.



В. Драгунский «Он живой и светится»
1
Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой и светится». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: оцени правильность поступка Дениски.



Развитие восприятия художественного произведения. Литературные (авторские) сказки. «Палочка-выручалочка».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



В. Драгунский «Он живой и светится»
1
Чтение рассказа В.Драгунского «Он живой и светится». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Обоснование своей точки зрения: оцени правильность поступка Дениски.



Русская народная сказка «Лиса и журавль»; Н. Сладков «Лиса и мышь»
1
Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм. Выработка оценочных суждений к литературным персонажам. Обоснование своей точки зрения: правильно ли поступил журавль. Чтение произведения Н.Сладкова «Лиса и мышь». Ответ на вопрос.



Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. Е. Пермяк «Пичугин мост».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок).
1
Знакомство с литературными (авторскими) сказками. Чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане».Упражнение в чтении описаний кораблика, корабельщиков. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение отрывка. Знакомство с книгой «Сказки А.С.Пушкина».

Раздел 4.
Читаем сказки, загадки, скороговорки – 4 часа



Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
1
Закрепление понятия народная сказка, выделение зачина. Упражнение в чтении (плавном и целыми словами). Выполнение заданий в учебнике и в тетради.



В. Бианки «Лис и Мышонок». «Проверь себя». «Книжная полка».
1
Работа с текстом сказки: целостное восприятие, выполнение заданий в учебнике и тетради. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Сравнение образов Мышонка и Лисы.



Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о детях. Н. Саконская «Мы с мамой».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



К. Ушинский «Играющие собаки». В. Осеева «Кто наказал его?». И. Северянин «Её питомцы».

1
Чтение учителем произведений по частям, выполнение заданий в учебнике и тетради, составление плана, обучение подробному пересказу.

Раздел 5.
Учимся уму-разуму - 4 часа



В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища».
1
Чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике тетради. Работа с пословицей: выразительное чтение, определение и объяснение ее смысла.



А. Барто «Я - лишний». Я. Аким «Мама».
1
Чтение стихотворений А. Барто «Я – лишний» и Я. Акима «Мама». Работа над выразительностью прочтения, над рифмой. Чтение пословицы, объяснение её смысла, приведение своих примеров пословиц.



Развитие восприятия художественного произведения. Стихи о природе. Е. Трутнева «Когда это бывает?».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



Л. Толстой «Солнце и ветер», В. Бианки «Синичкин календарь».

1
Знакомство с новым блоком(разделом), чтение заголовка, рассматривание содержания (оглавления) раздела (Сколько произведений входит? Каких авторов? Какое произведение открывает раздел? Чем заканчивается? и т.д.).
Слушание произведения Л.Н.Толстого «Солнце и ветер», беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Работа с рассказом В.Бианки «Синичкин календарь»: самостоятельное первичное чтение, объяснение заголовка, выполнение заданий в учебнике под руководством учителя, а в тетради самостоятельно с последующей проверкой.

Раздел 6.
Читаем о родной природе – 3 часа



И. Соколов - Микитов «Русский лес» С. Маршак «Апрель».
1
Знакомство с разно жанровыми произведениями о природе (рассказ, загадка, закличка, народная песня). Работа с рассказом С.Соколова-Микитова «Русский лес»: чтение по частям, выполнение заданий, моделирование обложки. Самостоятельное чтение загадок и выполнение заданий в учебнике.



Развитие восприятия художественного произведения. Произведения о родной природе. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



С. Михалков «Аисты и лягушки», Е. Чарушин «Томкины сны».

1
Первичное чтение детьми, выполнение заданий в учебнике и тетради под руководством учителя. Упражнения в выразительности чтения. Самостоятельная работа с загадкой (чтение, выполнение заданий), проверка под руководством учителя. Е.Чарушина «Томкины сны», дети следят по тексту. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Раздел 7.
О наших друзьях - животных – 5 часов



Итоговый контроль.
1
Уметь находить ответы на вопросы. Работа с текстом.



М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик».
1
Слушание рассказа М.Пришвина «Ежик» из художественной книги. Работа с отрывком рассказа М.Пришвина «Ежик»: чтение, выполнение заданий в учебнике и тетради. Моделирование обложки. Чтение учащимися стихотворения, Б. Заходера « Ёжик» коллективное выполнение заданий, работа над выразительностью чтения. Сравнение произведений по моделям.



Русская народная песня «Котик». Сказка Э. Шима «Глухарь».
1
Знакомство с разно жанровыми произведениями о (рассказ, загадка, закличка, народная песня).Работа с рассказом Э. Шима «Глухарь»: чтение по частям, выполнение заданий, моделирование обложки. Самостоятельное чтение загадок и выполнение заданий в учебнике. Работа над выразительностью.



Развитие восприятия художественного произведения. Произведения о родной природе. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



М. Пляцковский «Добрая лошадь».

1
Чтение рассказа М. Пляцковского «Добрая лошадь» Ответ на вопрос. Чтение рассказа В. Осеевой «Кто хозяин?». Умение определить и объяснить непонятные выражения.

Раздел 8.
Учимся уму-разуму – 2 часа



В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». И. Бутман «Клоун», Е. Пермяк «Бумажный змей». В. Берестов «Серёжа и гвозди».
1
Работа с текстом. Ответы на вопросы. Работа в тетради.



М. Пляцковский «Урок дружбы». А. Усачёв «Грамотная мышка», М. Яснов «В лесной библиотеке»

1
Самостоятельное чтение учащимися, беседа, выполнение заданий в учебнике. Выполнение задания в тетради под руководством учителя. Чтение по ролям.

Раздел 9.
Читаем сказки, пословицы, считалки – 3 часа



Развитие восприятия художественного произведения. Рассказы о детях. С. Баруздин «Человеки».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



С. Прокофьев «Сказка о том, что надо дарить».
1
Творческая работа: придумывание веселой истории о героях сказки.



А. Барто «Жук», Н. Сладков «На одном бревне».

1
Работа со стихотворением А.Барто «Жук»: работа над выразительностью чтения, выполнение заданий в учебнике. Дифференцированное выполнение заданий в тетради. Литературная игра «Вспомни и назови» включает отрывки из изученных произведений о животных. Выполнение заданий в тетради. Работа с пословицами: чтение, выполнение заданий

Раздел 10.
О наших друзьях - животных – 3 часа



Е. Чарушин «Томка и корова». В. Берестов «Выводок».
1
Работа с книгами Е.И Чарушина: рассматривание по группам, правильное называние, определение тем. Чтение рассказа «Томка и корова». выполнение заданий в учебнике. Чтение и отгадывание загадки. Чтение рассказа Берестова «Выводок», его анализ. Разгадывание кроссворда.



Развитие восприятия художественного произведения. Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
1
Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.



И. Соколов - Микитов «Радуга», «Май», Е. Трутнева «Эхо», А. Барто «Весенняя гроза». Проверка техники чтения.

1
Повторение изученных стихотворений о природе по учебнику и учебной хрестоматии. Слушание стихотворения Е.Трутневой «Эхо», выявление первичного восприятия, выполнение заданий к тексту в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение задания в учебнике и тетради.

Раздел 11.
Читаем о родной природе – 3 часа



А. Плещеев «Травка зеленеет...», Я. Тайц «Всё здесь». К. Чуковский «Радость». М. Есеновский «Моя небольшая родина».
1
Повторение рассказов И.С.Соколова - Микитова по учебнику и учебной хрестоматии. Чтение учащимися отдельных отрывков из изученных рассказов. Самостоятельное первичное чтение рассказа И.Соколова- Микитова «Май», чтение по частям, выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со стихотворением А.Плещеева «Травка зеленеет»: слушание выразительного чтения учителем, беседа, выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа над выразительностью чтения, заучивание наизусть.



Р. Валеева «Здравствуй, лето!». В. Лунин «Я видела чудо».
1
Чтение ознакомительное, беседа, чтение по ролям, выполнение заданий в учебнике.



Оформление дневника читателя «Летнее чтение».
1
Выполнение заданий в тетради


7. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. Ч.2. / JI. Е. Журова, А. О. Евдокимова, - 2-е изд., доработанное - М.: Вентана-Граф, 2011.
Кузнецова, М. И. Учимся писать печатные буквы: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Е. Журовой М.: Вентана-Граф, 2011.
Учебник «Литературное чтение. 1 класс» Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2011.
.Литературное чтение: уроки слушания: учебная хрестоматия для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / авт.-сост. JI. А. Ефросинина. 2-е изд., с уточнением. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/авт.-сост.JI. А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011.
Наглядные пособия.
Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).
Комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита».
Алфавит. Печатные и рукописные буквы.
Лента букв.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Специализированная учебная мебель.
3. Компьютерный стол.











I
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 4 Заголовок 8 Заголовок 915