Урок обобщения по темеТепловые явления

Урок - обобщение по теме:
«Тепловые явления»

Цель урока: формировать умение обобщать и систематизировать изученный материал по теме: «Внутренняя энергия, способы ее измерения. Тепловые процессы. Графики зависимости температуры от времени. Основные формулы для расчета количества теплоты».

При подготовке к обобщаемому уроку учащиеся:
1. Составляют, например, краткий справочник физических понятий, формул по данной теме:

Тепловое движение – беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело.
Внутренняя энергия – энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
Способы изменения внутренней энергии – совершение механической работы над телом и теплопередача.
Теплопроводность – вид теплообмена, при котором происходит передача внутренней энергии от частиц более нагретой части тела к частицам мене нагретой части.
Конвекция – энергия переносится потоками (или струями) вещества.
Излучение – перенос энергии с помощью различных невидимых лучей, испускаемых нагретым телом.
Количество теплоты (Q) – энергия, которую тело получает или отдает в процессе теплопередачи.
Удельная теплоемкость (С) – количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1кг вещества на 1°C.

Единица измерения [C]=13 EMBED Equation.3 1415

Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении:

Q = cm(t2-t1), где m – масса тела,
t1 – начальная температура;
t2 – конечная температура тела.

Плавление – процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.
Кристаллизация – обратный плавлению процесс.
Парообразование (испарение) – процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.
Конденсация – обратный испарению процесс.
Сублимация – переход вещества из твердого состояния в газообразное.
Температура плавления – температура, при которой вещество плавится (во время плавления не меняется).
Удельная теплота плавления (
·) – физическая величина, показывающая, какое количество теплоты требуется для превращения 1кг кристаллического вещества, взятого при температуре плавления, в жидкость той же температуры.
Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела массой 1кг, взятого при температуре плавления: Q=
·m.
Насыщенный пар – пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
Кипение – интенсивный процесс испарения, сопровождающийся образованием пузырьков пара и дальнейшим всплыванием их не поверхность.
Удельная теплота парообразования (L) – количество теплоты, необходимое для превращения жидкости массой 1кг, взятой при температуре кипения, в пар.
Формула для расчёта количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы: Q=Lm, взятой при температуре кипения.
Относительная влажность воздуха (
·) – отношение абсолютной влажности воздуха
· к плотности
·0 насыщенного пара при той же температуре:

Точка росы – температура, при которой пар становится насыщенным.

КПД теплового двигателя:

2. Составляют обобщающие таблицы:
Таблица№1

Таблица №2


Ход урока
I. Урок проводится в виде соревнования.
Класс разбивается по рядам на три команды, выбираются их капитаны и члены жюри. Игра состоит из 6 конкурсов.

1 конкурс «Эстафета»
Каждый ряд получает одинаковые задания. Учащиеся первой парты отвечают на первый вопрос и быстро передают лист на вторую парту и т.д.
Полностью заполненный лист передаётся жюри, которое рассматривает работы учащихся, быстро сверяя их с правильными ответами.
Задания 1 конкурса
1. Способ передачи тепла при помощи инфракрасных лучей.
2. Способ изменения внутренней энергии тела без совершения.
3. Что называется количеством теплоты?
4. Что называется удельной теплоёмкостью?
5. Почему почва быстро просыхает после дождя в ветреную погоду?
6. На вершине горы, высотой 4000 м вода закипает при температуре 86єC. Как это объяснить?
2 конкурс «Аукцион графиков»
Дан график:
Требуется как можно больше получить из него информации. Информация принимается с каждого ряда в порядке очередности.
За каждый ответ на доске записывают баллы, которые затем суммируются для каждого ряда в отдельности.




3 конкурс «Атака»
Каждая команда составляет по три интересных вопроса и задает их игрокам другой команды. Ответы оцениваются по пятибалльной шкале.

4 конкурс «Капитан-умелец»
Капитан каждой команды должен выполнить один из предложенных опытов и объяснить его.

1. Как с помощью определить энергию, которая выделяется при полном сгорании свечи?
2. Как можно расплавить лёд, не нагревая его?
3. Как получить воду из воды, используя тепловые процессы?

5 конкурс «Дорожные знаки»
Предлагается выйти на финишную прямую, называя без запинки:
1. Обозначения физических величин.
(1 ряд – Q, c, m, q, L, t1, t2)
2. Формулы для расчета количества теплоты, назвать процессы. (2 ряд – Q=cm
·t; Q=qm; Q=
·m; Q= –
·m; Q=Lm; Q= –Lm)
3. Знаете ли вы единицы измерения? Назвать физические величины. (3 ряд [13 EMBED Equation.3 1415], [13 EMBED Equation.3 1415], Дж, °C, кг)

6 конкурс «Решение задач»
(Оценивается качество и быстрота выполнения работы).
Какую массу антрацита надо сжечь в котельной установке с КПД, равной 60%, чтобы 5 тонн воды, поступающей в него при 10°C, нагреть до 100°C, а 500 г воды превратить в пар при 100°C? (169кг)

II. Итоги урока.

III. Задание на дом: § 21 – 24.
Root Entry