Статья Театрализованная деятельность как условие развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста


Театрализованная деятельность как условие развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.
«Театрализация – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее…» О.П. Радынова Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театральной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
 Актуальность проекта
 Театральная педагогика обеспечивает самовыражение ребенка в творческо-продуктивной деятельности. В ее арсенале активно используются и гармонично интегрируются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, что наиболее близко природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, открытости, яркости, неповторимости. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
 В процессе работы с детьми театрализацией:
● интегрируется содержание разных образовательных областей;
● создаются условия для познавательной деятельности;
● создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
● формируются коммуникативные качества;
● расширяется социальный опыт.
● развиваются творческие способности.
В рамках театрализованной деятельности можно показать спектакль о безопасном поведении на улицах города, экологическую сказку или что-нибудь о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что будет способствовать интеграции таких образовательных областей как – Социально коммуникативное развитие, Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Главных героев спектакля можно  склеить из бумаги, вылепить из пластилина, глины, теста и эти же материалы можно использовать для создания декораций к спектаклю, а потом этим всем поиграть, и произойдет интеграция таких образовательных областей как: художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие. Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная  отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды театрализованной деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей.Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста в творческих способностей  использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи: 
 1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей.
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации.
4.Провести практическую  работу, подтверждающую влияние театрализованной деятельности на  развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров); создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности; обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности  педагога и детей в едином педагогическом процессе.
 
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности.
В группе есть уголок театра , где имеются следующие виды театров, картотек,  игры созданные и приобретенные педагогом:
  Пальчиковый театр «Репка»
Сказки: «Репка», «Теремок»,
  Кукольный  театр «Три медведя»,«Три поросёнка», «Аленький цветочек»
  Сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто, петух и лиса, «Заюшкина избушка». «Волк и лиса». «Колобок». «Три медведя». «Курочка ряба».
Игры драматизации «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Красная шапочка»
Театр игрушек Би- ба –бо: «Три поросёнка», «Колобок» «Аленький цветочек», «Три медведя».
Деревянный настольный театр «Репка».
Тетра матрешек
Тетра на фланелеграфе: «Заюшкина избушка » «Теремок» «Конёк - горбунок», «Царевна лягушка»,
Настольные игры «Репка» (конструктор), «Три медведя», «Терем -теремок»,
Литература: русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина, сказки С. Маршака, «Бабушкины сказки» пазлы - сказки, «Три медведя». «Лиса и журавль», «Колобок» Сказки Г.Х. Андерсен и т.д.
Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).
Картотека:
Игры на действие с воображением
Игры пантомимы
Игры драматизации
Артикуляционная гимнастика
Дыхательные упражнении
Общеразвивающие игры - эстафеты
Игры на развитие слуха
Игры на развитие речи
Игры - загадки
Игры на логическое мышление
  Дети охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности: строят дом для бедного зайчика, хитрой лисы или голодного волка; возят зверей на машинах, готовят для них обед. Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили  - были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем  –  песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.
 Этапы и сроки проведения проекта
 1. Подготовительный (формирующий)
2. Основной (практический)
3. Заключительный
Условия реализации проектной деятельности
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Я постаралась создать благоприятные условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
  Следующим шагом стала организация работы с дошкольниками, состоящая из 2 этапов:
создание эмоционально-благополучной атмосферы;
обогащение игрового творчества детей; подготовка и проведение театрализованных игр.
Это обеспечило: ·
комплексный подход к организации образовательного процесса;
высокий уровень развития театрализованных знаний и умений; · создание условий для развития творческих проявлений детей;
оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
  Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявлялось в трех направлениях:
творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
исполнительское (речевое, двигательное);
оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др.).
 
Формы организации образовательного процесса
Беседы и организованная деятельность;
Дидактические и театрализованные игры, упражнения;
Художественно-продуктивная деятельность;
Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей; фотовыставки;
Проведение театрализованных представлений;
Спортивные, музыкальные, фольклорные развлечения и праздники
 ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром».
  Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.
ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра». 
Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводилась игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректировалось поведение ребенка, развивалось способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.
 ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер». 
Цель: тренировка речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи.  сценки и театрализованные представления
 Работа с родителями 
Творчеству детей способствовал тесный контакт педагогов с родителями, где родители становились активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей. Предлагалось родителям участвовать в создании декораций к детским спектаклям, изготавливать вместе с ребятами костюмы, помогать в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы являлось привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Родители привлекались и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывалась помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью, предложила родителям изготовить с детьми совместную работу «Театр овощей», куклы на деревянных ложках, из перчаток.
 Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций.
«Домашний кукольный театр»
«Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье», «Куклы перчатки»
«Жеваная бумага»
«О роли родителей в развитие речи ребенка».
 Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их. Проявление такого общего интереса сплотило семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
  Форма работы с родителями 
Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
 Работа с педагогическим коллективом
 Работа по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводилась в тесном контакте со вторым воспитателем, младшим воспитателем, музыкальным руководителем. В подготовке театрализованных представлений принимал участие весь коллектив детского сада: помогали изготовить декорации, афиши, разработать эскизы костюмов. Вместе с музыкальным руководителем подбирали музыкальные произведения, разучивали их, работали над постановкой танцев.
 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1.1 этап подготовительный
Диагностика уровня творческих способностей у детей
Изучение методической литературы.
Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.
Организация предметно-развивающей среды.
Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у старших дошкольников средствами театрализованных игр
Создание интереса у участников проекта.
Анкетирование родителей.
 2 этап – практический 
Развитие речевого творчества, выразительности речи
Развитие творчества в двигательной деятельности
Продуктивное творчество. Занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты с материалами и инструментами, игровые задания. (Проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности, в любое свободное время, в разных режимных моментах).
Театрализованные игры.
Работа над постановкой театрализованного представления.
Выразительное чтение произведения и беседы о прочитанном; право свободного выбора и добровольного участия в спектакле.Работа над ролью.
«Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декорации, и т.д.). октябрь - апрель воспитатели старший воспитатель музыкальный руководитель 
3 этап – заключительный
Выступление на педсовете с темой «Театрализованная деятельность для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Драматизация сказки «Красная шапочка на новый лад»
Викторина для родителей
Выставка творческих работ «Наше творчество»
Создание книжной выставки «Наши сказки»
Диагностика уровня творческих способностей у детей
Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей старшей группы.
Анкетирование родителей
Ожидаемые результаты
Реализация проекта по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр в совместной и самостоятельной деятельности поможет:
развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики);
психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). обогащению театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
решению основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).
целесообразному включению элементов театрализации в интегрированные занятия:
Используемая литература:
Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А, От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду, М, «Мозаика-синтез» 2010.
Дронова Т.Н, Дронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. Москва 1997
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г «Кукольный театр – дошкольникам»
Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду»
Щеткин А.В «Театральная деятельность в детском саду»Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»
Дронова Т.Н,Дронова Е.Г. «Театральные занятия и игры в детском саду»
Шняк О.А. «Развитие творческого мышления: работаем по сказке»
О.А.Шиян. Развитие творческого мышления работаем по сказке. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2012г