проектная работа учащихся «Яблочный сок – польза или…»


Городская конференция учебно-исследовательских работ школьников
«Шаги в науку»
«Яблочный сок – польза или…»
Выполнил: Кюнап Максим,
Акчурин Владислав,
ученики 8 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 26» НГО
Руководитель: Гринченко Л.А
учитель биологии высшей
квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 26» НГО

г. Находка 2015г.
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………..………..1 стр.
1.1Теоретическая часть………………………………………..…………….1-2 стр.
1.1.1История создания яблочных соков ……………………………….….. 2 стр.
1.1.2.Состав яблочных соков…………………………………………….…. 2 стр.
2.Основная часть………………………………………………………..…… 2-6 стр.
2.1.Практическая часть……………………………………………………… 2-6 стр.
2.1.1.Социологический опрос учащихся…………………………………… 2-3стр.
2.1.2.Исследование этикеток………………………………………......….. 3 стр.
2.1.3.Определение органолептических показателей по шкале оценки
качества соков по баллам…………………………………………..……….. 3-5 стр.
2.2.Определение искусственных красителей в яблочных соках ……….…5 стр.
2.2.1.Определение PH- среды в яблочных соках……………………….……6-7 стр.
2.2.2.Определение витамина С в яблочных соках……………………..….…7 стр.
3.Заключение………………………………………………….………………..7-8 стр.
Список используемой литературы
Приложение

Введение:
Актуальность темы.
Продвижению и росту спроса яблочных соков способствует реклама и средства массовой информации, так же как и многочисленные рекламные акции. Реклама утверждает, что яблочные соки без красителей, сделаны из натуральных яблок и содержат витамин С. А все ли так как говорится в на этикетках или в рекламе? Проблема:
Производители утверждают, что яблочные соки приносят пользу и выпускают новые разновидности. Но можно задаться вопросом: А так ли все хорошо и безопасно в употреблении яблочных соков? Какие ингредиенты входят в состав соков? Стоит ли их покупать? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы решили провести исследование и выяснить, чем обусловлена такая популярность яблочных соков и насколько они полезны для нашего здоровья.
Цель:
Исследовать яблочные соки.
Задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
Изучить происхождение и состав яблочных соков.
Провести социологический опрос учащихся и выяснить востребованность яблочных соков у учащихся школы.
Исследовать яблочные соки в школьной хим.лаборатории.
Сделать выводы и рекомендации.
Гипотеза: Мы считаем, что яблочный сок полезен.
Объект исследования: Яблочные соки – «Фруктовый сад» , «Gold» , «Агуша», «Фруто-няня».
Предмет исследования: Польза яблочных соков для человека.
1.1. Теоретическая часть.
1.1.1. История создания яблочных соков.
Развитие технологии хранения и переработки плодов началось издавна. Первоначально применяли простейшие методы: продукцию хранили в ямах, погребах, заглублённых хранилищах малого объёма, переработка ограничивалась мочением плодов и ягод, маринованием, сушкой. По мере развития науки и технического прогресса стали строить стационарные хранилища большого объёма, холодильники, применять стерилизацию, быстрое замораживание.
Но самое интенсивное и планомерное развитие отрасли началось после 1917 года. Усилиями учёных и специалистов разработаны и внедрены в производство такие прогрессивные технологии, как хранение плодов в регулируемой газовой среде (РГС), использование полимерных материалов для упаковки, фасования и теплоизоляции продукции и другое. Широко применяют механизированные поточные линии по товарной обработке и фасованию плодоовощной продукции. Также применяют автоматизированные системы дистанционного контроля и регулирования режимов хранения и консервирования плодов.
Считается, что впервые делать яблочный сок стали в Англии, — упоминания о нём встречаются ещё в документах англосаксонской эпохи. По мнению ряда учёных-медиков, данный напиток ввиду большого количества витамина C и других компонентов является полезным для здоровья, снижает риск заболеваний, связанных с курением и улучшает память; во многих странах он используется для детского питания.
Состав яблочных соков
Конечно, кроме вкуса и аромата, яблоки и яблочный сок – это кладезь полезных и питательных веществ, и наш организм сможет всё это получить – например, если пить сок регулярно. Калорий в яблочном соке мало – меньше 50 ккал на 100 г, поэтому можно не опасаться, что его употребление способствует приобретению лишних килограммов, однако меру всё же нужно соблюдать, как и во всём. Яблочный сок богат полезными, легко усваиваемыми организмом углеводами, сахарами и органическими кислотами; содержит белки, жиры и пищевые волокна, крахмал и даже алкоголь – совсем небольшой процент.
2. Основная часть.
2.1. Практическая часть.
2.1.1. Социологический опрос учащихся 3-8 классов.
Для того чтобы определить какой яблочный сок используется большей популярностью среди школьников, мы решили провести социологический опрос учащихся 3-8 классов МБОУ СОШ № 26. Количество опрошенных - 115 учеников. Вопросы, которые мы задавали ученикам:
-Любите ли вы яблочный сок?
-Соку какого производителя отдаёте предпочтение?
-Как часто вы употребляете яблочный сок?
-Все ли в семье пьют яблочный сок?
Результат опроса: Проведя социологический опрос, мы убедились в том , что большая часть учеников нашей школы употребляют яблочный сок. 95% учеников пьют яблочный сок, а 5% не пьют .Так же мы узнали, список часто употребляемых соков, на которых мы проводили свои опыты. Это яблочные соки: «Фруто-няня», «Gold», «Агуша», «Фруктовый сад». Оказалось, что 50% учеников пьют яблочный сок «Gold», 30% «Фруктовый сад», 15% «Фруто-няня» , 5% «Агуша».
Выяснилось, что 50% учащихся пьют яблочный сок раз в день, 30% один раз в неделю, 20% два раза в неделю, 10% раз в две недели . У 55% учеников вся семья пьет яблочный сок, а у 45% не каждый его употребляет. (приложение №1 ,2, 3,4 )
2.1.2.Исследование этикеток.
Яблочные соки Углеводы Энергетическая ценность Жиры
«Фруто-няня» 11,4 46 ккал 0
«Gold» 11,2 44 ккал 0
«Агуша» 11,2 45 ккал 0
«Фруктовый сад» 11,0 45 ккал 0
Результат: Изданного исследования можно сделать вывод, напитки содержат похожий набор компонентов, наибольшей калорийностью обладает «Фруто- няня», он же содержит больше всего углеводов.
2.1.3.Опыт №1
Определение органолептических показателей сока по шкале оценки качества соков по баллам
Органолептические показатели оценивают прозрачность, вешний вид, консистенцию, вкус, аромат и цвет. Органолептические показатели сока определяют визуально в чистом цилиндрическом бокале вместимостью 250 см/куб, диаметром 70 мм в проходящем свете. Вкус, аромат и цвет яблочных соков должны соответствовать натуральным плодам, из которых они изготовлены, оценка соков производится по 19-бальной шкале.
Попробовать сок на вкус, отметить аромат сока. Налить сок в чистый цилиндр. И оценить сок по 19-бальной шкале.
Показатели
качества Шкала оценки качества соков по балам
Оценка, баллы
отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Прозрачность
Цвет
Внешний вид 7
Соответствует плодам характерным для напитка 5
То же но без блеска 4
Слабая опалесценция, внешний вид соответствует напитку 3
Сильная опалесценция или осадок, снимается с дегустации
Вкус и аромат 12
Полный, ярко выраженный свойственный напитку 10
Хороший вкус и аромат, свойственный напитку 8
Не полный вкус, слабый аромат, свойственный напитку 6
Общий бал 17-19 14-15 10-12 9 и ниже
Сок Прозрачность Вкус Аромат Ощущение водянистости Общий балл
«Gold» Соответствует плодам характерным для напитка
5 Хороший
5 Хороший
5 Слабое
2 17
«Фруктовый сад» Не соответствует плодам
3 Плохой
3 Слабый
3 Слабое
1 10
«Агуша» Соответствует плодам характерным для напитка
5 Хороший
5 Хороший
5 Сильное
3 18
«Фруто-няня» Соответствует плодам характерным для напитка
5 Отличный
6 Хороший
5 Сильное
3 19

Таким образом: «Gold» набрал -17 балов, «Фруктовый сад»- 10 балов, «Агуша»- 18 балов, «Фруто-няня» - 19 балов.
Результат:
Полученные данные позволяют сделать вывод, что из представленных яблочных соков лучшим является «Фруто-няня», т.к. по органолептическим показателям он самый качественный.
2.2.Опыт № 2
Определение искусственного красителя в яблочных соках.
Искусственный краситель в яблочных соках можно обнаружить методом, основанным на изменении PH - среды путем добавления любого щелочного раствора (аммиака, соды.) в объеме, превышающем объем сока. При изменении PH –среды натуральные красители красного цвета меняются на грязно-синий. Соки других цветов после добавления щелочного раствора необходимо прокипятить. Если краситель натуральный, то окраска обесцвечивается или становится другим цветом, а если в сок добавлены синтетические красители, то окраска не изменится.
В пробирки налили по 2 мл сока и по 4 мл раствора аммиака. Подержали каждую из них над спиртовкой до кипения. «Фруто-няня» и «Агуша» обесцветились, а «Фруктовый сад» и «Gold» остались прежними (приложение № 6, 12).
Вывод: Полученные результаты позволяют сделать вывод, что яблочные соки «Фруто-няня» и «Агуша» без красителей, а «Gold» и «Фруктовый сад» с добавлением красителей.
2.2.1.Опыт № 3.
Определение PH- среды.
При помощи Универсальной индикаторной бумаги, а так же PH-метра мы проверили соки на PH- среду.
Мы взяли 4 стаканчика и в каждый из них налили разные яблочные соки. Опустили в каждый сок индикаторную бумагу и через 20 сек вытащили. Оказалось, что индикаторная бумага показывает кислую PH среду. Мы решили проверить ее с помощью PH-метра. Прибор то же подтвердил что PH среды - кислая. (Приложение № 7,11)
Сок яблочный РН ОВП TDS
«Фруто-няня» 2.82 210 682
«Gold» 2.45 226 478
«Агуша» 2.73 223 642
«Фруктовый сад» 2.33 236 464
PH-кислотно-щелочной баланс
ОВП- окислительно-восстановительный потенциал
TDS-количество солей
Результат: Все соки обладают ярко выраженной кислой средой. Тогда возникает вопрос: почему же мы не умираем, когда съедаем или выпиваем кислые продукты? Дело в том, что у нашего организма есть мощный механизм ощелачивания, щелочной буфер – это щелочные минеральные вещества, которые находятся в костях, волосах, ногтях, зубах, сердечной мышце. И каждый раз, когда мы едим или пьём что-то кислое, мы лишаемся кальция, магния, калия и натрия, которые нам так необходимы!
2.2.2. Опыт № 4.
Определение витамина С в яблочных соках.
Мы решили проверить яблочные соки на содержание витамина С следующим методом: приготовили крахмальный клейстер, капнули в него каплю 5% йода, раствор посинел – это качественная реакция на крахмал, а потом добавили яблочные соки, если бы они содержали аскорбиновую кислоту, то произошло бы обесцвечивание крахмального клейстера. (Приложение № 8, 9, 10).
Результат:
Ни один сок не содержит в себе витамин С т.к. при проведении этого эксперимента с яблочными соками, их обесцвечивание не произошло.
3.Заключение:
Мы считаем, что цели и задачи, поставленные нами в данной исследовательской работе, выполнены. Гипотезу, выдвинутую вначале исследования, мы опровергли, данные соки не полезны. А как же всё-таки выбрать хороший сок? Мы хотим предложить несколько рекомендаций:
- Выбирая сок, не поленитесь изучить этикетку. Отдайте предпочтение сокам, изготовленным на натуральной основе.
- Лучше выбирать соки естественных цветов - больше шансов на применение естественного красителя.
- Соки, содержащие сахар, предпочтительнее, чем соки, содержащие подсластители.
- Отдайте предпочтение сокам, напиткам, компотам, приготовленным в домашних условиях из овощей, фруктов, ягод, выращенных на своих садовых участках.
Помните, что яблочные соки кисло - сладких сортов противопоказаны при гастрите с повышенной кислотностью и серьезных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при аллергии на красные фрукты, а также при индивидуальной непереносимости желудком соков и фруктов. Также нельзя пить яблочный сок тем, у кого серьезные проблемы с поджелудочной железой, в частности людям, страдающим панкреатитом. Не стоит также давать яблочный сок слишком маленьким детям, склонным к аллергии.

Список используемой литературы.
1. Богранова Н.Н. «Химия. Лабораторные опыты 8-11 класс». Москва: Астрель АСТ 2001
2. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. «Экология и безопасность питания». Москва «Экологический вестник России» 1995г.
3. Ольгин О. « Опыты без взрывов» издание 2-е, переработанное . M.: Химия, 1986 -1992 с.
4. Эпштейн Д.А. «Факультативные занятия по химии в средней школе».
Электронные ресурсы
http://liliychirka47.blogspot.ruhttps://ru.wikipedia.orghttp://www.inflora.ru
http://liliychirka47.blogspot.ru https://ru.wikipedia.org
http://www.yourlifestyle.ru http://syroedka.ru
http://foodblogger.ru

Приложение №1
1 Любите ли вы яблочный сок?

Приложение №2
Соку какого производителя отдаёте предпочтение?

12
Приложение №3
Как часто вы употребляете яблочные соки?

Приложение №4
Все ли в семье употребляют яблочный сок?

13
Приложение №5
13398508255

1340485276860 Приложение №6
14
Приложение №7

Приложение №8

15
Приложение №9

Приложение №10

16
Приложение №11

Приложение №12

17