Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Родительское собрание в 3 классе
«О введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»

Цель родительского собрания:
представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподавания.
Задачи:
познакомить родителей с нормативно- правовым регулированием курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
обозначить цель и задачи введения курса ОРКСЭ в начальной школе;
рассмотреть все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы;
План:
1. «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора школы.
Выступление учителя нач. классов «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе».
Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.

Ход собрания:
1. «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам.директора школы.
Введение данного курса ОРКСЭ – четкая политика многонационального, многоконфессионального государства, каким является современная Россия. Россия – страна многонациональная и многоконфессиональная, так сложилось исторически, поэтому курс ОРКСЭ – модульный предмет. В его содержании соблюдены 4 принципа:
Во-первых,
1. Соблюдены конституционные принципы светского характера Российского государства, отделены религиозные объединения от государства и их сохранено их равенство перед законом;
2. Организовано Сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями;
3. Осуществляется Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах;
4. Сформирован институт учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики
В совместном сотрудничестве религиозных конфессий был определены: Направленность и Цель курса.
*        Направленность – курс несет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер
*        Цель курса – формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиционных религиозных культур многонационального народа России.
Выступление учителя нач. классов: «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе.»
Рассмотрим все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы.
Вопрос первый, еще раз, чтобы понятно и доступно объяснить родителям и уяснить самим.
1. Зачем вводится данный курс?
Существуют моральные и социальные вызовы школьному образованию:
морально-нравственная дезинтеграция общества
низкий уровень доверия и социальной солидарности
нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
усиление миграционных процессов
недостаточный уровень воспроизводства населения
снижение физического, социального и психического здоровья населения
Учитывая недостатки воспитания школьников, президентская инициатива «Наша новая школа» определила требования к современному выпускнику общеобразовательной школы.
Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть:
мотивированным к познанию
владеющим достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
критически мыслящий
готовым к сотрудничеству и коммуникации
готовым отвечать за свои действия и их последствия, уважающим закон, справедливость, принимающим ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
социально-ответственным
Разрыв между реальностью и требованиями общества к выпускнику школы – гражданину России очень велик. Курс ОРКСЭ должен помочь решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения в современных условия, когда на место духовности приходят удовлетворение материальных потребностей, в обществе царит произвол безнравственность и жестокость. Растет межнациональное разобщение молодежи.
ОРКЭС призван закрыть брешь в воспитании подрастающего. ЭТО курс воспитательной направленности, а не система знаний.
Школа совместно с семьей и общественностью, в т.ч. религиозной, призвана с помощью нового курса укрепить традиционные нравственные основы средствами образования, направленными на духовную консолидацию.
Итак, еще раз – ЦЕЛИ курса ОРКСЭ:
*        Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).
*        Цель предмета -  формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРК СЭ:
*        Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
*        Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
*        Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
*        Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Почему именно в 4 классе ?
Начнем с того, что это очень сложный период в жизни ребенка по разным причинам:
*        1. Стресс смены 1 и 2 ступеней образования. (преподавателем  курса ОРКСЭ должен быть один учитель как связующее звено между 4 и 5 классом в то время как осуществляется переход от одного учителя к разным учителям по разным предметам)
*        2. 11-13 лет Возраст, когда происходит ОТКАЗ ОТ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТСТВА И ПЕРЕХОД К ЦЕННОСТЯМ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ, а вокруг улица, интернет, ТV, неблагополучная семья, весь негатив современного общества. Ребенок не может понять каковы ценности существования человека в жизни. Очень часто его никто не может направить на путь истины.
*        3. ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СВЯЗУЮЩЕГО ЗВЕНА МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТАПАМИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», «ИСТОРИЯ»). Грамотные преподаватели следуют при преподавании этих предметов в светской школе девизу «Не навреди!».
*
·        4. Как один из обнадеживающих психологических факторов этого возраста – ЕЩЕ СУЩЕСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ и детьми, учителями И ДЕТЬМИ.
Самой главной, первоочередной работой по введению курса ОРКСЭ является работа с родителями. Общение необходимо начинать со знакомства с нормативно – правовой базой введения курса ОРКСЭ. На примере выдержек и Законов РФ.
Конституция РФ (Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом),
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (Принципы государственной политики в области образования. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
*        1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
*        2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства),
Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Светский характер образования В рамках комплексного курса не предусматривается обучение религии.,
Светская школа – это не атеистическая школа.
3. Знакомство с модулями курса ОРКСЭ
Курс носит модульный характер.
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
основы православной культуры
основы исламской культуры
основы буддийской культуры
основы иудейской культуры
основы мировых религиозных культур
основы светской этики
И состоит из учебных пособий:
1. Программа курса
2. Учебные пособия для учащихся (их 6 соответственно модулям)
3. Книга для учителя
4. Книга для родителей
5.Электронные приложения
Весь УМК  к началу изучения курса будет.
Итак, основными особенностями введения курса ОРКСЭ является то, что
*        Выбор модуля обучения осуществляется родителями (законными представителями) учеников.
Конечно при реализации воспитательного курса ОРКСЭ необходимо:
*        Согласование педагогических усилий семьи и школы
В курсе запланированы различные формы работы с родителями:
1)Проведение  родительских собраний
2)Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс
3)Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздников. Большое значение имеет грамотно разработанная и качественно на совесть проведенная внеучебная деятельность:
*        Для   подготовки и проведения праздников привлекаются родители обучающихся.
*        В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть  представлены:
*        1)презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета  ОРКСЭ;
*        2)номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;
*        3)выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;
Учебники и учебные пособия, которые вошли и войдут в федеральный перечень соответствуют ФГОСу.
4. Преподавание курса.
      Кто будет преподавать новый курс?
Самое главное должны понять все присутствующие сегодня – предмет не должен быть догрузкой. Слишком большие надежды по духовно – нравственному воспитанию школьников с ним связаны. Преподавать его должен грамотный, высокопрофессиональный учитель, способный качественно, на высоком уровне дать детям то, что заложено в курсе, воспитать настоящего человека. Он прежде всего сам должен понять, для чего вводится предмет, быть обучаемым и мобильным.
«Судьба будущей России лежит в руках русского учителя»
Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.










Анкета для родителей «Какой вы родитель?»
Можете ли вы
Могу и всегда так поступаю
Могу, но не всегда так поступаю
Не могу

1. В любой момент бросить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, не смотря на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?
6. Поставить себя на место ребенка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы – добрая фея?
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в выгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать то, что желает, вести себя так, как хочет, и ни во что в этот день не вмешиваться?
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого человека?
13. Устоять против детских слез и просьб, если Вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

«Могу и всегда так поступаю» - 3 балла
«Могу, но не всегда так поступаю» - 2 балла
«Не могу» - 1 балл









Девять «Если » воспитания
Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, то он учится понимать других.
Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей
Памятка для родителей
Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
Умейте воспринимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
Предъявляйте к ребенку разумные требования.
Не критикуйте требования учителей в присутствии ребенка, а предъявите своё неудовольствие при личной встречи с ними.
Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом.
Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.