Проблемы преподавания музыки при переходе на новые ФГОС и возможные пути решения

Проблемы преподавания музыки при переходе на новые ФГОС и возможные пути решения
(слайд 1)
Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.А.Сухомлинский.
(слайд 2)
Урок – зачастую не бросающаяся в глаза напряжённая работа, которая требует от учителя огромных нравственных и физических усилий, максимальной концентрированности внимания, гибкого мышления и моментальной реакции во всевозможных психологических ситуациях. Урок музыки основная форма работы по музыкальному  воспитанию школьников. Урок, как правило, вбирает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки, изучение теоретических дисциплин, элементы композиции.
Уроки музыки отличаются особа эмоциональной атмосферой, и это вполне нормально, т.к. музыка – язык чувств. Она шевелит, будоражит чувства школьников, создавая определенные настроения, влияя, в конечном итоге, на поведение и взаимоотношения учеников.
Получаемые впечатления и настроения подчеркиваются специальными воздействиями учителя. Это могут быть обычные слова восхищения, одобрения. Это может быть и просто задумчивый взгляд во время слушания музыки. Даже жест и мимика могут сработать на усиление детских эмоции.
Акцентируя внимание школьников на звучании музыкального произведения, развивая детское воображение, добиваясь эмоционального отклика на услышанное, учитель помогает детям окунуться в безбрежный океан музыкальных образов, почувствовать их колорит, уникальность, выразительность.
Всё  в уроке должно быть продумано – цель, задачи, содержание, структура, средства, методы.
Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны со значительным обновлением содержания образования, с качественной реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием условий для самореализации и самоопределения личности учащегося. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на музыкальном образовании детей.
Основной целью современного музыкального образования в школе является
«Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству). (слайд 3)
(слайд 4) Задачи современного музыкального школьного образования:
развитие сознания, музыкального мышления детей;
развитие эмоциональной сферы обучающихся;
развитие волевой, активной стороны личности, связанной с освоением различных видов деятельности.
Основные усилия по обновлению содержания музыкального образования учителя музыки должны быть связаны с обогащением репертуара, использованием фольклора, церковной музыки, музыки современных стилей, джаза.
Именно такой широкий охват явлений музыкального искусства дает возможность ученику постепенно осознавать мысль о единстве различных «пластов» музыки, их прочных связях с окружающей жизнью, с внутренним миром человека, понять их взаимовлияние друг на друга, делает процесс познания музыки не только целостным, но и нравственно значимым. Знакомство с новейшими достижениями музыкальной педагогики, с современными программами приводят к осознанию того, что обновление содержания музыкального образования связано не только с обогащением репертуара, а, прежде всего, с кардинальным пересмотром стратегии и тактики преподавания предмета. Пример таких программ:
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной;
«Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр;
УМК «Гармония» «К вершинам музыкального искусства»
М. С. Красильниковой;
«Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.
УМК «Планета знаний» Т.И. Бакланова

(слайд 5 ) Актуальными проблемами современного музыкального образования являются:
использование комплексного подхода в преподавании на основе взаимодействия различных видов искусств;
внедрение новых образовательных технологий;
использование инновационных форм работы;
использование современных методов музыкального воспитания;
принципов художественной дидактики.
Содержание учебного процесса на уроках музыки нацелено на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия) ИЗО, хореографии, экранного искусства (видео); на расширение как общего, так и музыкального кругозора, развитие эмоционально-образного мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, нужно стараться формировать у учащихся ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательную деятельность, совершенствовать память, внимание, воображение. (слайд 6)
Пути решения (слайд 7)
Для успешного овладения знаниями учащихся, учитель должен владеть следующие формами работы:
Активное внедрение инновационных форм работы на уроках музыки: (слайд 8)
Технология развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала, частично-поисковая деятельность, самостоятельная проектная исследовательская деятельность)
Технология развития критического мышления (столкновение жизненных представлений обучающихся с научными фактами)
Технология индивидуально-деятельного подхода (творческая работа учащихся, умение корректировать ее, самоконтроль);
Информационные компьютерные технологии (наличие в творческом плане проблем/задач, требующих компьютерных технологий для их решения, использование готовых электронных образовательных ресурсов).
Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий, творческих работ и проектов.
Использование различных типов уроков (слайд 9);
Уроки овладения новыми знаниями;
Уроки формирования и усвоения умений и навыков;
Уроки обобщений и систематизации знаний;
Уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;
Контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков), музыкальные викторины;
Комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.
Методов обучения (слайды 10, 11, 12, 13);
Методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности;
Методы активизации обучающихся на уроках музыки.
Принципов художественной дидактики (слайд 14);
Увеличение объема репертуара;
Увеличение теоретической емкости урока;
Насыщенность урока музыкальным звучанием;
Отход от репродуктивного уровня к творческому;
Принцип эмоционально-ценностного развития;
Формами организации учебной деятельности (слайд 15)
Фронтальная;
Групповая;
Индивидуальная.
Учитель музыки – связующее звено между непосредственно музыкой и внутренним миром детей. Он передает свои мысли, знания, чувства ребенку не только посредством выразительного и в высокой мере художественного исполнения произведения, но и прочими возможными и доступными методами, способами коммуникации. Переход на новый ФГОС будет легким и успешным, если учитель работает увлеченно и творчески, а так же соблюдает следующие заповеди.



Заповеди школьного учителя музыки (слайд 16)
1. Воспитывайте средствами музыки у школьников чувство истиной любви к Миру и Человеку. Знания без любви к Миру могут обратиться во зло, против человека.
2. Развивайте в детях все сразу: красоту поведения, основанную на нравственности и духовности, которая непременно отражается в детском музыкальном творчестве, певческий голос и музыкальный слух, пластику движений и артистичность.
(слайд 17)
3. В творческих музыкальных играх постарайтесь раскрыть все грани природного музыкального дара: пусть «искра Божья» разгорится в детях любовью к музыке.
(слайд 18)
4. С первых же шагов приобщайте школьников к простейшим формам музыкальной импровизации и сочинению – важен не результат, а сам творческий процесс. Активизирующий музыкально-слуховую память, внутренний слух, мышление.
5. Знания и навыки закрепляйте в игровых формах – игра повышает интерес к обучению, помогает лучше сосредоточиться и благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Выдумывайте вместе с детьми музыкальные игры по образцам предложенных в конспектах уроков.
6. Предлагайте детям зарисовать свои музыкальные впечатления. Цвет – сильный эмоциональный фактор восприятия – используйте его для лучшего усвоения школьниками теоретического материала.
(слайд 19)
7. Открывайте у школьников музыкальные таланты и развивайте их.
8. Берегите детский голос.



(слайд 20)
На официальном сайте (http://standart.edu.ru), в предметных научно-методических журналах «Искусство в школе», «Искусство и образование», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальное просвещение», газете «Искусство» (приложение к «1 сентября») опубликованы рекомендации по организации методической работы в условиях введения ФГОС.