Крымоведение, статья РОЛЬ КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.


Кошевая Татьяна Петровна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Петровская школа № 1», Красногвардейский район, Республика Крым
РОЛЬ КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА И РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
Статья посвящена курсу «Крымоведение», который был введён в школах Крыма в 2015 году и с большим желанием изучается школьниками. Патриотизм – это глубокое чувство любви у человека к Родине, к людям, которые находятся рядом, к природе, к культуре. Служить Родине, любить её всем сердцем – заповедь, которую каждый должен выполнять.
Ключевые слова: патриотизм, российская идентичность.
This article is dedicated to the course,which is called “ Crimea studies”,which was established in Crimean schools in 2015.It is learnt by students with great pleasure.Patriotship is a deep feeling of love to Motherland,to people,who are close to nature and culture.To serve Motherland and love it with all your heart is a commandment,which everyone must fulfil.
The key words are patriotship and Russian identity.

Третий год Крым живет в статусе субъекта Российской Федерации. Очень здорово, что у крымских школьников с 2015 года появилась возможность изучать в школе курс «Крымоведение» - страноведческая учебная дисциплина, занимающаяся комплексным изучением Крымского полуострова.
Древние потухшие вулканы, дикие причудпивые скалы ,карстовые пещеры, водопады, горы, неповторимая растительность и животный мир, ласковое море. Да, несомненно, Крым – музей под открытым небом!
« Крым – это орден на груди планеты Земля» - говорил чилийский поэт Пабло Неруда.
Мы, крымчане, должны гордиться тем, что нам повезло жить в этом чудесном крае, родном крае, который является нашей малой Родиной!
«Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря…»
Права была Марина Цветаева, которая подметила, что эта часть суши приносит радость всем, кто здесь родился, живет, кто волею судьбы побывал здесь.
« Волшебный край, очей отрада…»
Каждый, кто живет в Крыму, не может его не любить. Патриотизм – это глубокое чувство любви у человека к местности, где он родился, к родине, к людям, которые находятся рядом, к разнообразным традициям, культуре, природе. Отчизнолюб. Настоящий патриот это человек, который своим трудом и знаниями, опытом и созиданием «творит судьбу» своей малой Родины. Служить Родине и любить её всем сердцем - вот та заповедь, которую должен выполнять каждый человек.
Курс «Крымоведение» занимает достойное и весомое место в учебных планах крымских школ, потому что каждый урок пронизан любовью к родной земле. Какую бы тему мы не изучали, какой материал не разбирали: освоение крымских земель, крупные города, предприятия, природные ресурсы, геологические памятники природы, почвы, климат – вся эта география полуострова изучается в тесном переплетении с чувствами любви и гордости за Крым. Каждый урок «открываются» важные страницы истории. Уникальна история этой трудной земли. Только в первой половине ХХ века по территории полуострова прокатились волны трех войн – Первой мировой, гражданской, Великой Отечественной. Несколько раз вооруженные армии штурмовали Перекоп. Неоднократно политическая власть переходила «из рук в руки». В 20 – е годы здесь закончился путь белой армии. Великая Отечественная война : оборона Севастополя, героические бои за Керчь и Феодосию, героические десанты, города в руинах… Именно здесь на Крымской конференции решались судьбы стран послевоенной Европы. Двадцатипятилетней давности события в Форосе явились началом распада огромной страны в которой мы родились и сегодня часто вспоминаем - СССР [1 с.12-19]. Двадцать три года забвения в составе Украины. Беда «дышала» нам в спины: «Крым будет либо украинским либо безлюдным» (Д.А.Корчинский – лидер партии «Братство» ). И вот возвращение в родную гавань, имя которой Россия! Изумительная судьба. Крым часто становился границей государств, зон распространения религий, Запада и Востока, западных и восточных культур, территорией столкновения интересов разных государств. Здесь переплелись иранская, иудейская, византийская, армянская, древнеславянская, русская, украинская, болгарская, немецкая культуры. В географической номенклатуре зафиксирована человеческая история. Эта земля имеет богатейшую топонимику. Например, Керчь – Пантикапей – Боспор – Корчев – Герчь. Менялись столицы полуострова. Столицей Скифии был Неаполь Скифский (Симферополь), Боспорского царства - Пантикапей (Керчь), Генуэзскими колониями управляла Кафа (Феодосия), Крымским ханством – Бахчисарай. Крым всегда давал творческую энергию людям самых разных профессий – художникам, поэтам, врачам, инженерам, ученым, политикам, космонавтам. Велико культурное поле Крыма: А.С.Пушкин, А.П.Чехов, М.И. Цветаева, А.С.Грин, Л.Н. Толстой, М.А.Волошин, В.И.Вернадский, А.Е.Ферсман, И.К. Айвазовский, А.М.Горький и много других выдающихся людей планеты. Крым - это жемчужина, сказочный уголок, полюс красоты. Российский академик К.М. Бэр утверждал «Может быть, в Крыму образовалось особое напряженное интеллектуальное поле, биополе, сверхэнергия, которое обуславливает формирование информационного разнообразия?». И, конечно, гимн полуострову «Очерки Крыма» Е.В.Маркова, написанные в 1902 году «Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые даёт только один Крым, никогда не забывают его…»[2 c.3-12].
Когда близко знакомишься с прошлым, с историей полуострова, понимаешь, что Крым – это цивилизация русского народа. Россия это не страна, а цивилизация. Русская культура произрастает из глубин народа. Нам необходимо воспитывать у нашей молодежи чувства принадлежности к России, к русской культуре, к общему историческому прошлому [3 c.8-9]. В.С. Высоцкий писал:
« И во веки веков, и во все времена
Трус – предатель всегда презираем.
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна, и свобода одна,
И всегда на неё уповаем…
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Сами сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящем…»
На уроках «Крымоведения» каждый педагог, формируя образ Крыма, должен связывать его неразрывно с Россией. Факторами консолидации должны выступать язык общения, история, культура, природа, родная земля. Быть гражданином России, значит нести ответственность за судьбу страны, быть нужным своей стране. Президент России В.В. Путин часто говорит о том, что Россия должна быть сильным государством, которое, в свою очередь должно служить людям. Для школьников самая главная сила - прочные и глубокие знания. Изучайте Крым, любите Крым, Россию! Наполняйте себя знаниями, и государство воспользуется вашими возможностями.
Когда люди любят друг друга они поют романсы, пишут стихи о любви, дарят подарки и оказывают другие знаки внимания. Я люблю свою малую Родину и хочу закончить свои размышления стихотворением Ю . Друниной
« Я люблю все больней и больнее
Каждый метр этой странной земли,
Раскаленное солнце над нею,
Раскаленные горы вдали.
Истомленные зноем деревни,
Истомленные зноем стада.
В полусне виноградников древних
Забываешь, что мчатся года,
Что сменяют друг друга эпохи,
Что века за веками спешат…
Суховея горячие вздохи,
Исступленные песни цикад.
И в тяжелом бреду суховея,
В беспощадной колючей пыли,
Продолжаю любить, не трезвея,
Каждый метр этой трудной земли».
Литература:
Багрова Л.А., В.А.Боков, Н.В.Багров – География Крыма. – К. Лыбидь, 2001. – с.12 – 19
Григорьев Д.В., Степанов П.В. – Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М. Просвещение, 2010. с.8 -9
Ена А.В., Супрычев А.В.- Крымоведение. – Наша школа, 2016. – с.3 -12