Технологическая карта по теме Возникновение земледелия и скотоводства (История Древнего мира 5 ласс)


Технологическая карта урока
Тема урока: Возникновения земледелия и скотоводства
Класс: 5. Учитель ГБОУ № 469 – Сажин Дмитрий Павлович
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Задачи урока:
Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели ксозданию надежных источников питания людей.
Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
Развивать навык работы с исторической картой
Вырабатывать умение получать информацию из разных источников , обрабатывать и презентовать ее.
Развивать умение - составлять учебную задачу
Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Опорные понятия: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, молитвы, идолы, топор, прядение, циновка, племя.Новые понятия: духи, боги, религиозный обряд
Межпредметные связи: урок – географии – работа с картой; литература - чтение текстов.
Этап урока
Применяемые приемы, методы, технологии Цели урока для учителя Цели урока для ученика Планируемые предметные результаты. Диагностика достижений планируемых результатов Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.
1. Этап: Цели; подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
2. Этап: Этап: мотивация познавательной деятельности. Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
З. Этап: организация познавательной деятельности.
Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.
Этап: Подведение итогов. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения. Предметные :Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности .Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Метапредметные: Познавательные. Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в схемы) Коммуникативные. Умение эффективно сотрудничать в группе. Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы. Регулятивные. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач. Личностные сформирование ответственного отношения к учению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. ответственного отношения к учению. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Ресурсы урока для учителя Ресурсы урока для ученика 1.История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2012; Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2008. - 284 с. Крючкина Н.Б.
2.Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2003.
З.Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе - М.: Творческий центр, 2004
4. http:://www.school-соllесtion.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
5.Карта настенная. Карточки с заданиями по группам.; История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. - М.: Просвещение, 2012,
карта Деятельность учителя Деятельность ученика Ход урока
Этап :актуализация необходимых знаний.
Технология: дискуссия Время:7минут
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)
Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.
1 .Перечислите методы, которыми пользуются ученые - историки, решая загадки прошлого.
2. Ученые отличаются от обычных людей знанием специальных исторических терминов. А какими терминами владеете вы?
3.Настоящий историк не мыслит своей работы без карты - именно она помогает понять, где происходили те или иные события. Учитель просит показать на карте, где находилась предполагаемая прародина древних людей; территории, на которые расселился древний человек к концу ледникового периода. (Европа и Азия, Австралия, Америка)
4. Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота? Как назывался такой вид хозяйства?
На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству? Обсуждение в классе, предложенных вопросов.
Как?
Почему?
Что изменилось?
1. Называют методы работы ученого-историка
(исследование, выдвижение гипотезы, анализ, сравнение)
2.Перечисляют термины, с которыми уже знакомы.
З.Один ученик у доски, а остальные в атласах показывают требуемые территории. Регулятивные:
Определить цели и задачи урока;
Участвовать в
коллективном
обсуждениипроблемы
интересоваться
мнением других и
высказывать свое.
Осознавать полноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
II. Этап: Этап: мотивация познавательной деятельности.
Технология: групповая (парная)
Время:5минут
Организует работу мини-групп (парами1 .По названию параграфа предположите о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить.
2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них?
З.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми?
Определите место понятий «охота и собирательство» в схеме. Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.
Запись темы урока, заполнение схемы в тетради.
Присваивающее Охота собирательство
знаково-
символические
действия:
моделирование
преобразование
объекта изчувственной
формы вмодель, где
выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическаяили знаково-
символическая) Регулятивные
Уметь самостоятельно контролировать вое время и управлять им;
Коммуникативные
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
владеть устной речью Познавательныеустанавливать причинно- следственные связи;
Работа со схемой понимание культурного многообразия мира
Этап: организация познавательной деятельности.
Технология: критического мышления; парная, групповая.
Время:25минут Организует презентацию подготовленных группами заданий. Предоставляет ресурсы для работы.
Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск Задания для мини-групп (пары)
1. Работа с картой -изучить карту ("жизнь первобытных людей"; стр. 9 учебника)придумать вопросы, помогающие определить территории заселения земледельцами и скотоводами, придумать значки.
2. Найти в учебнике , дополнительной литературе , ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев.(стр. 22 учебника, приложение, дополнительный материал)
Выделить понятия для «Словаря в картинках» (параграф 4) Составить схему — «Поселение земледельцев»
3. Найти в источнике информацию для составления схемы - «Найти соответствие» которая бы объясняла зависимость нужд человека и приручения животных. (п№2 параграфа 4, стр. 22-23)
Определит понятия для «Словаря в картинках»
Составить схему -соответствия и объяснить взаимосвязи.
Найдите ошибки в тексе
4. Найти в источнике информацию о возникновении ремесел. (п№3, параграф 4; стр. 22-23).
Определите понятия для «Словаря в рисунках» Вставьте в текст в который надо вставить слова-понятия.
Предложите вставить слова в текст классу .ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти.
З.Заполните схему управления племенем, (п №4; параграф 4,стр 23-24)
В источнике найдите понятия, которые характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи.
Задание классу :Определить как называется хозяйство к которому относится земледелие и охота
Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?
Задание всему классу:
К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить и-Выполнить задание группы. Подготовить устную презентацию по своему заданию.
Земледелие
Ячмень
Пшеница
Мотыга
Серп
Зернотёрка
Оседлость
Жилище
Молоко
Собака
Мясо
Овца
Шкуры
Коза
Шерсть
Корова
Племя
Совет старейшин
Соседская община
1. Начало кочевого образа жизни
2.Переход к оседлому образу жизни
3.Занятия собирательством
4.Выращивание злаковых растений.
5.Пеоеход к производящему хозяйству
6. Накопление жизненных запасов
7. Изменение образа жизни людей
Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.
Усвоение и объяснение смысла понятий : серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.
Показывать на исторической карте древнейший район земледелия, область проживания древнейших людей, пути распространения в древности.
Древние стоянки человека.
Осуществлять поиск информации из различных источников для сообщений о древних людях, возникновении земледелия и скотоводства
Познавательные.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально- хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
Работа с информационными текстами.
Объяснение знаний новых слов;
Уметь использовать графические знаки и символы для структурирования информации.
Коммуникативные:
Работа в малых группах, составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем; владеть устной речью.
Слушать товарища и обосновывать своё мнение.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
Этап: Подведение итогов.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Технология:
Познавательная
рефлексия; Социальная
рефлексия;
Психологическая
рефлексия.
Время:8минут Организует осмысление и корректирует) приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.
Комментирует домашнее задание. Познавательная рефлексия:
Д.З. Обязательное :Проект «Словарь в рисунках» Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору:
Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или «Первобытный обряд захоронения » или используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы Тестовый опрос. Выбери смайлик Устанавливать связь между целью
деятельности и её результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы
Дополнительный материал (творческие задания и т.п.) Смотри приложение Самоанализ
Достижения: побудило к работе с новыми технологиями Затруднения: оформление нового материала в тетради учащихся , в связи с недостаточностью времени Предложения использование при изучении материала рабочей тетради на печатной основе.