Урок по биологии для 11 класса Эволюция приматов


Урок по биологии для 11 класса «Эволюция приматов»

Задачи: развивать понятие «эволюция», сформировать представление школьников об одном из возможных вариантов эволюции приматов, об особенностях дриопитеков, австралопитеков; развивать умение выделять главное, составлять логико-структурные схемы, решать биологические задачи; расширить кругозор школьников; продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающей среде
.
Оборудование: электронное учебное пособие «Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция» (ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2007)

Ход урока.

1.Контроль и актуализация знаний.
1) Работа с дифференцированными карточками

2) Составить схему, используя следующие понятия и термины: сознание, социальные факторы, популяционные волны, общественный образ жизни, биологические факторы, речь, трудовая деятельность, изоляция, факторы антропогенеза, естественный отбор, мутационный процесс.

3) Найти соответствие (связь показать стрелкой).
Царство Настоящие звери
Тип Человек
П/тип Приматы
Класс Животные
П/класс Человекообразные обезьяны
Отряд Хордовые
Надсемейство Позвоночные
Семейство Человек разумный
Род Млекопитающие
Вид Люди

4) Фронтальная беседа. Примерные вопросы:
- что такое атавизмы;
- что такое рудименты;
- о чём говорит биогенетический закон;
- чем человек отличается от животных;
- на что опираются сравнительно-анатомические доказательства;
- на что опираются палеонтологические доказательства;
- на что опираются эмбриологические доказательства;
- что такое палеонтология;
- перечислите все доказательства происхождения человека от животных.

5) Рецензии ответов у доски.


2. Новый материал

1) Постановка проблемы урока: каким образом в ходе эволюции приматов появился человек. Представление темы и плана урока.

2) Эволюция млекопитающих (просмотр мультимедийного фрагмента, беседа). С. 2
Примерные вопросы беседы:
- когда возникли первые живые организмы;
- в какой среде зародилась жизнь;
- как происходила животных эволюция в воде;
- как происходила эволюция на суше;
- когда началась эволюция млекопитающих?

3) Систематика приматов (просмотр мультимедийного фрагмента, самостоятельное выделение систематических групп приматов у доски, фронтальное составление схемы у доски, сопоставление составленной схемы с электронным вариантом). С. 4.3

Систематические группы приматов.
Лемуровые (п/отряд)
Широконосые обезьяны Нового света (секция)
Узконосые обезьяны Старого света (секция)
Человекообразные обезьяны (надсемейство)
Человек (род)

Систематика приматов Схема 1


Отряд приматы

П/отряд Полуобезьяны П/отряд Обезьяны
(Лемуровые):
Лемуры, долгопяты


Секция Широконосые обезьяны Секция Узконосые обезьяны
(Обезьяны Нового Света): капуцины, (Обезьяны Старого Света)
игрунки


Надсемейство Низшие Надсемейство
узконосые: Человекоподобные
павианы, мартышки


Семейство Семейство Семейство
Гибоны Человекообразные Люди
Обезьяны:
·
шимпанзе, горилла,
орангутан

Р.S. Современная систематика приматов отражает ход эволюции этих организмов. Она составлена с учётом генетического родства и палеонтологических находок вымерших приматов.

4) Эволюция человекообразных обезьян (изучение электронных материалов, составление логико-структурной схемы) С. 4,5,6






Этапы эволюции высших приматов Схема 2

Горилла Шимпанзе

саванны
Предок Дриопитеки Австралопитеки Человек умелый
приматов древесный (обезьянолюди) труд
стадный прямохождение
образ Древнейшие люди
жизни, активное исп-е
забота о потомстве кисти Древние люди

развитии мозга
развитие мозга (V мозга 550 см),
кисти, Современные люди
измен-е зубного
аппарата

Комментарии.
Найдены остатки вымерших приматов, позволившие составить родословную человека. 25 мл лет назад появилась древесные обезьяны или дриопитеки. Анатомически они ближе других приматов стоят к человеку. Это были стадные, активно передвигающиеся по веткам крон деревьев, животные, очень похожие на современных шимпанзе (С.4). Хорошая адаптация к древесному образу жизни дриопитеков явилась важной предпосылкой эволюции человека, т. к. сложные активные движения, стадный образ жизни, длительная забота о потомстве (из-за быстрых перемещений в кронах деревьев произошло сокращение числа рождающихся детёнышей) дриопитеков способствовали развитию мозга и кисти.
4 мл лет назад от дриопитеков произошли более высокоорганизованные приматы – австралопитеки (С.5) Причиной этому стало изменение климата и природных зон
2 мл лет назад от австралопитековых отделилась ветвь, давшая начала человеку умелому (С. 6).
От человека умелого вероятно произошли древнейшие люди (С. 6, 7) .




3. Закрепление.
2) Отработка схем
2) Решение тестов на электронном носителе (С. 14,15).
3) Решение задачи. Сколько процентов занимает время эволюции человека от времени эволюции всех живых организмов.


4. Обобщение и выводы.

Нельзя с абсолютной уверенностью сказать, как именно произошёл человек. На уроке мы рассматривали возможный путь эволюции приматов, признанный многими учёными. Решающими этапами эволюции приматов стали.
1) Развитие головного мозга и кистей передних конечностей у древесных обезьян. Это связано со сложными, активными движениями при перемещении с ветки на ветку, с длительной заботой о потомстве, компенсирующей низкую плодовитость, стадным образом жизни.
2) Дальнейшее развитие головного мозга и кистей у степных обезьян, в связи с прямоходением, активным использование передних конечностей для защиты от хищников и добывания пищи. Со временем, это сформировало способность к трудовым операциям.
Учение об эволюции приматов формирует научную картину мира, правильное представление о месте человека в живой природе. Человек появился на Земле, после того, как в течении многих миллионов лет были сформированы устойчивые взаимоотношения между живыми организмами и неживой природой. Люди существуют ничтожно малый промежуток времени, разрушая ту целостность, которая была создана до них. Сохранить окружающий мир, если человек научится гармоничным отношениям с природой.


5. Домашнее задание.
1) 45, 46 стр.179-180
2) Напишите, какие с вашей точки зрения существуют противоречия в современной теории эволюции приматов.

15