Урок истории «Возникновение земледелия и скотоводства»


Конспект урока
«Возникновение земледелия и скотоводства»
 
 
 
Выполнила:
учитель истории и
обществознания
Смирнова Ю.П.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
24.09.2013 г.
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.                         
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Цели:
  дать представления о возникновении скотоводства и земледелия из занятий охотой и собирательством; раскрыть преимущества оседлого образа жизни; показать взаимосвязь развития хозяйства с возникновением соседской общины и неравенства;
  приступить к формированию умений давать развернутый устный ответ на вопрос, делать выводы;
  создать условия для становления ценностного отношения к способности человека к производящему, созидательному труду, который пришел на смену присваивающему труду.
 
УУД: познавательная.
 
Оборудование: презентация, учебник, карточки.
 
План:
Возникновение скотоводства.
Возникновение земледелия.
Появление ремесел и использование металлов.
Ход урока:
  Орг. момент
  Проверка д/з.
Тест
Работа с классом. Опрос.
Фронтально (с места), с опорой на презентацию выполняются первые задания:
  расставить изображения древних людей в том порядке, в каком шло развитие облика человека, и объяснить свои действия (П);
  указать, какие природные явления повлияли на эволюцию человека (Б);
  назвать основные орудия труда древних людей и объяснить, в чем заключалась их эволюция (развитие) (Б),
  объяснить, как основные занятия первых людей были связаны с развитием орудиями труда (Б).
Далее следует индивидуальный опрос (у доски): рассказать, как охотился человек разумный (рассказ с опорой на картину«Охота на мамонта»).
Ответить  на вопрос «Объясните, как происходило развитие общества у первых людей» вопрос кому-либо из учащихся «Как жили люди в родовой общине?»
  Изуч. нов. Материала
Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс.лет назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.
   Как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?
Сегодня на уроке мы будем самостоятельно делать выводы.
(Вывод – это главный итог того, что мы изучили.Вывод может отражать главную мысль или содержать в себе оценку исторических сведений).1. Возникновение скотоводства.
Сообщение обучающегося «Как возникло скотоводство»
Как вы думаете,  какую пользу могла принести человеку собака?
Собака – первое прирученное человеком животное.
Как вы думаете, кто из ученых может нам дать достоверные сведения о времени приручения животных? Почему?
 - Археолог
Вывод: 1. От какого более древнего занятия и как произошло скотоводство?
Задача. В гроте Тешик – Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего кол-ва костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик – Таш? (охота)
- Скотоводство возникло из занятия людей охотой.
2. В чем значение возникновения скотоводства?
Скотоводство обеспечивало постоянное воспроизводство животных в домашних условиях и стабильное потребление человеком продуктов животноводства: мяса, молока, шерсти и т. д.
2. Возникновение земледелия.
Как возникло земледелие? (составте рассказ на основе картинок)
- Долгие тысячи лет человек собирал то, что могла подарить  ему природа – плоды растений и деревьев, грибы, съедобные коренья и т. д.  Не сразу он сумел заметить, что… 
Примерный рассказ:
- Постепенно люди овладевали культурой возделывания земли. Теперь они при помощи…
- Шлифованных топоров
- Расчищенную от леса землю…
- Мотыгами
- На возделанном для посева поля…   
- Сеяли семена пшеницы или ячменя.
- Выросший урожай ячменя и пшеницы…
- собирали серпом из дерева с костяными пластинами кости
- Собранный урожай зерна…
- Растирали на зернотерке!
Как возникло земледелие?
Составить рисунки по порядку.
Учитель: Выращивание зерновых было длительным процессом, оно требовало проживания на одном месте.  С возникновением земледелия люди перешли к оседлому образу жизни. 
Где возникло земледелие?
Учитель: Земледелие зарождается в Азии, на побережье Средиземного моря и в бассейнах полноводных рек, где были плодородные почвы.
Вывод: 1. Как и где возникло земледелие?
- Земледелие возникло в Азии из занятия людей собирательством.
2. Что давало людям  занятие земледелием?
- Земледелие обеспечивало человека постоянной растительной пищей, в первую очередь – зерновыми культурами.
3. Появление ремесел и использование металлов.
Аукцион: Назовите максимальное количество новых занятий, появившихся у древних земледельцев?
Опираясь на картину «В поселке древних земледельцев». Выигрывает тот, кто назовет последним занятие древних жителей (основываясь на изображенном на картине, помимо земледелия и скотоводства, можно говорить об охоте, об изготовлении орудий труда, одежды, обуви, посуды, украшений, ткачестве, обмолоте и выпечке хлеба, о строительстве домов, печей и т. д.).
Гончарное дело
Показать керамику.
Учитель: Из кусков глины люди научились делать посуду. Помогло им в этом изобретение гончарного круга
Изготовленные глиняные сосуды затем обжигали  на огне, чтобы он стал крепким и прочным. Теперь  в нем можно было хранить воду или варить похлебку.
Рефлексия:
  Назовите изображенные на иллюстрациях занятия древних скотоводов и земледельцев.
Ремесло – процесс изготовления изделий.
Ремесленник – человек, который занимается изготовлением различных изделий.
  Почему у древних людей появилась возможность заниматься земледелием?
  Как это связано с появление земледелия и скотоводства?
  Что давало древнему человеку ремесло?
Выставление оценок.
Д/З. § 4, прочитать, ответить на вопросы 1-3 (устно)