Исследовательский межпредметный проект Роль слова в моей будущей профессии


КОЛОТОВА И.Ю., учитель русского языка и литературы
«Исследовательский межпредметный проект
«РОЛЬ СЛОВА В МОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает в системе деятельностного обучения применение такого метода, как учебное проектирование с реальным результатом.
Сущность системно-деятельностного (компетентностного) подхода в обучении состоит в том, что воспитание и развитие личности, готовности к профессиональной деятельности возможно только в активной учебно-познавательной деятельности. Проектная деятельность как раз и поможет осуществлению личностно-ориентированного образования, когда учащийся становится не только объектом, но и субъектом деятельности, а роль учителя при этом ничуть не уменьшается, как это думают те, кто оторван от реальной школы, а, напротив, усложняется, т.к. ему необходимо преодолеть годами накопленную страсть главенствовать на уроке и вместе с учениками пройти все этапы проектирования.
Организация проектной деятельности – одна из реальных сложностей этого процесса. Увлечь проектной деятельностью не так-то просто, потому что на это требуется немало времени и огромный объём самостоятельного потенциала школьников. Но если продумать все этапы проектной деятельности, то она принесёт большое удовлетворение как исполнителю, так и потребителю результата проекта.
Прежде всего важно понять, что процесс проектирования и реальный продукт проектной деятельности изменит саму личность ученика: он научится самостоятельно целеполагать, планировать, анализировать, логически мыслить, целостно рассматривать проблему, описывать свою деятельность, получать результаты и реализовывать свой замысел на практике.
Мы исходим из того, что учебный проект - это проект, находящийся на стыке проектной и исследовательской деятельности учащихся. Он не претендует на научное исследование мирового масштаба, он учит конкретным шагам учебно-исследовательской работы: ставить и формулировать проблему, уметь выдвигать гипотезу, цели, задачи, научиться описывать собственную проектную деятельность, понимать её практическую значимость .Вашему вниманию предлагается разработка проекта по русскому языку учеников 9 -го класса «Роль слова в моей будущей профессии».
ТИП проекта: исследовательский, межпредметный, групповой (командный).
УЧАСТНИКИ : ученики 9 -го класса (можно всей параллели).
ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ: русский язык, литература, история, математика, физика, биология, английский язык, география, химия (по выбору учащихся).
СРОКИ: ноябрь – апрель (сроки корректируются).
АННОТАЦИЯ:
В рамках проекта участники получат возможность провести исследование и составить список приоритетов в использовании видов речевой деятельности и ключевых умений, связанных с языком и аспектами его применения в конкретных профессиях.
Значительная часть информации, например, знакомство с фактами биографии российских ученых и деятелей культуры, которые достигли уникальных результатов в своей профессии, в том числе благодаря глубокому знанию языка и умению пользоваться его ресурсами в профессиональной деятельности, позволит расширить знание об этой профессии.
Источниками информации для исследования могут быть печатные книги, а также ресурсы Интернета: электронные версии, образовательные порталы, профориентационные сайты для старшеклассников и др.
Знакомство с информацией, её систематизация и анализ , а также этап описания и предъявление результатов проекта помогут девятиклассникам расширить знания о людях, составляющих славу и гордость страны. Помимо этого участники проекта смогут продемонстрировать уровень владения навыками смыслового чтения.
ЦЕЛИ:
1. Исследование основных функций языка и практических умений, необходимых для развития успешной профессиональной деятельности в выбранной сфере (профессии).
2. Создание информационного ресурса о профессиях, включающего список приоритетных видов речевой деятельности и необходимых умений по работе с информацией для конкретной профессиональной сферы.
ЗАДАЧИ:
Сформировать проектные команды на основе выбора её участниками одной из сфер профессиональной деятельности (выбор которой планируется девятиклассником).
На основе анализа информации определить основные виды речевой деятельности и приоритеты использования в конкретной деятельности.
Сформировать список ключевых умений, связанных с использованием языка в выбранной сфере деятельности.
Подтвердить выводы проведённого исследования, представив в качестве аргументов, подтверждающих их верность, данные, связанные с успешной профессиональной деятельностью 2-3 известных представителей данной профессии.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПРОДУКТ (предъявление результатов исследования):
Презентация результатов проекта проводится в одном из форматов (по выбору участников): презентация PowerPoint, выставка, рукописный вариант проекта, электронный журнал, школьная газета, интернет-газета, блог, web-квест, web-сайт и др. формат.
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Создание проектной команды.
Формулирование целей и задач.
Выбор зоны ответственности в проекте.
Планирование этапов деятельности.
Распределение обязанностей в проекте.
Заполнение Проектного листа.
Отбор источников информации.
Обсуждение возможных форматов деятельности.
ЭТАП 2. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Исследование и анализ ситуации для ответа на вопросы: как выбрать профессию? В чём её особенность? Каковы особенности функционирования языка в этой сфере?
Пройти on-line тестирование на одном из профориентационном порталов.
Рассказать о профессии Вашей мечты.
Создать репортаж команды о будущей профессии, например, в стенгазете или в электронном журнале.
ЭТАП 3. Исследование и анализ ситуации для ответа на вопросы:
- Какие виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо) - лидеры в Вашей будущей профессии?
Какие другие знаковые системы, помимо языка, используются в этой профессии?
Результат: создание трёх-четырёх «открыток» о видах речевой деятельности в выбранной сфере.
ЭТАП 4. Исследование и анализ ответов на вопросы:
- Кто из известных вам людей, достигших уникальных результатов в своей профессии будет примером для вас?
Результат: презентация (15-20 слайдов) с информацией о таких людях. Обязательно включить 2 -3 слайда о роли языка и ключевых видов деятельности, которые способствовали достижению этих результатов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Портал «Российское образование» - популярные интернет-ресурсы по профориентации.
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» - бесплатные тесты по профориентации 9»Личность и профессии», «Готовность к выбору...» и др.
Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения – технология выбора, профинформация.
Сайт «Википедия»:
Экономические профессии: аудитор, аналитик, брокер, бухгалтер, дилер, инкассатор, кассир, коммерческий директор, кредитный консультант, маркетолог, менеджер по работе с клиентами, налоговый инспектор и др.
Медицинские профессии: военно-полевой хирург, анестезиалог, бактериолог, вирусолог, врач медико-социальной экспертизы, врач функциональной диагностики, гирудотерапевт, иммунолог, пластический хирург, ортодонт и др.
Информатика и связи: администратор базы данных, веб-интегратор, веб-мастер, веб-программист, кодер, оператор ПК, программист, робототехник, системный администратор, текстировщик и др.
Технические профессии: автослесарь, автоэлектрик, бондарь, грайдерист, дизайнер-конструктор, инженер-акустик, инженер-гальваник, лекальщик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, рихтовщик, техник, технолог и др.
Транспортные профессии: водитель, диспетчер, моторист, слесарь-механик, стрелочник, экспедитор на дальних поездках и др.
Медиа-профессии: блоггер, диктор, контент-менеджер, копирайтер, машинистка, переводчик, тележурналист и др.
Творческие профессии: актёр, артист, архитектор, брейдер, визажист, гримёр, диджей, декоратор, златокузнец, иллюстратор, имиджмейкер, мастер маникюра, педикюра, модель, модельер, стилист, ювелир, художник по свету и др.
Профессии сервиса обслуживания: бармен, витолье, горничная, доула, крупье, мерчандайзер, портной, портье, сиделка, телемастер, флорист и др.
Педагогические профессии: воспитатель, дефектолог, логопед, педагог, преподаватель, психолог, сурдопедагог, тифлопедагог, учитель и др.
Юридические, правоохранительные профессии: адвокат, государственный исполнитель, дипломат, дознаватель, кинолог, нотариус, правовед, следователь, судебный пристав, эксперт-криминалист, юрисконсульт, таможенник и др.
Военные: авиатехник, баталёр, борт-инженер, бортстрелок, военный переводчик, военный юрист, горнострелок, интендант, маркитант, особист, секретчик, топограф, фуражир, шифровальщик, штурман и др.ИНФОРМАЦИЯ О ПРОФЕССИЯХ И УНИКАЛЬНЫХ ЛЮДЯХ:
Лингвист, литературовед: Андрей Зализняк, Михаил Гаспаров и др.
Переводчик: Корней Чуковский Нора Галь и др.
Писатель: Даниил Гранин, Захар Прилепин и др.
Поэт: Александр Кушнер, Вера Полозкова и др.
Авиаконструктор: Игорь Сикорский, Сергей Королёв И др.
Учёный: Дмитрий Лихачёв, Жорес Алфёров и др.
Педагог: А С Макаренко, С.С. Соловейчик и др.
Как представить результаты этапа?
Презентация (20 слайдов) в формате «Печа-куча» (авторы этой простейшей технологии публичных выступлений, где каждый показвает ровно 20 слайдов и комментирует в течение 20 секунд, - АстридКляйн и Марк Дитхам, молодые дизайнеры, сумевшие создать новый формат презентации благодаря простоте и чёткости своих проектов). Слайды меняются автоматически, поэтому время комментария строго ограничено.
Можно представить Plaikast(плэйкаст) – оригинальный сервис музыкальной открытки (музыка, изображение и текст). При этом ты – сам себе режиссёр.
Подведение итогов этапа. Это ответ на два вопроса:
Что делали?
Какой результат получили?
ВЫВОД: «Выполняя задания, мы узнали..., мы поняли, что..., теперь мы можем..., у нас получилось..., мы попробуем... и др.»
Смысл проектирования в школе:
- реализация деятельностного подхода в обучении в соответствии с новым ФГОС и формирование у обучающихся функциональной грамотности;
- обучение навыкам проектирования, необходимым в реалиях сегодняшней жизни;
- раскрытие творческого потенциала школьников, личностно-ориентированная педагогика;
- обеспечение возможности формирования навыков самоконтроля посредством организации инновационной учебной деятельности;
- помощь в профессиональной ориентации школьников.
.