Времен связующая нить


Мастерская педагога самопознания
Тема: Времен связующая нить
(урок самопознания в 6 классе)
Сартаева У.Г.
Учитель самопознания
Январцевская СОШ,
Западно-Казахстанская обл,
Зеленовский район.
Цель:
Развивать ценностное отношения к людям творчества.
Задачи:
-углубление представлений о значимости культурного наследия
народа, пополнять знания о культурном наследии родного края.
- Собрать материал о знаменитых людях своего села, представить творчество В.В. Зайцева – известного художника и флориста, поэта .- Выразить свое отношение к культурному наследию и творчеству знаменитых людей села.
Эпиграф урока:
Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.
Г.Лихтенберг.
Круг радости
Тепло поприветствовать учащихся и предложить им выразить свое отношение к творческим людям и объяснить какими качествами должен обладать человек творчества.
Беседа
Проводится по вопросам, представленных в учебнике:
Как вы понимаете смысл выражения «времен связующая нить»?
Что связывает поколения между собой?
Что понимают под культурным наследием народа?
Для чего современному человеку нужно знать культурное наследие своего народа, односельчан?
Ребята, а как вы думаете в нашем селе есть люди, которые относятся к категории творческих людей?
(выслушать ответы учащихся).
Рассказ учителя
Изложение содержания притчи М.Шаханова.
Казахская притча
В давние времена некий могущественный хан, задумавший покорить народ, привел свои войска к границе и послал нескольких лазутчиков ,наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас».
Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения:
- Мы побывали во многих местах, - сказал один из посланных,- и как раз оказались на большом пиру. Был там и правитель этого народа. Когда пиршество было в самом разгаре, в юрту вошел юноша лет шестнадцати с домброй в руках. И сидевший на самом почетном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Пораженные таким поступком хана, мы спросили, почему такой почет какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!»…
- Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! - страстно заговорил начальник. И тогда безмолвно слушавший донесение хан тяжелым взглядом смерил своего полководца и молвил:
- Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, свое духовное достояние, народа, у которого столь высока культура.
Вопросы:
1.В чем проявилась мудрость хана?
2. Почему народу важно беречь свое духовное достояние?
Учитель:
- Творчество – это выражение собственных мыслей через различные виды деятельности. Цель творчества – отражая красоту, воплощая добро, раскрывать свои способности. Каждый человек талантлив. Занятие любимым делом помогает обрести веру в свои силы.
Наедине с собой.
Закройте глаза, расслабьтесь. Ребята вы в своем родном краю, а родной край – это начало всех начал, это наш очаг. В нашем селе живут прекрасные люди, которые чтут законы предков, уважительно относятся к людям творчества. Эти люди учат нас жить и любить свой дом, свою Родину и все, что их окружают. И мы не можем быть другими, мы берем с них хороший пример для себя, потому, что мы будущее своей Родины.
Учитель:
Ребята, если вы помните я в начале урока задала вам вопрос: Ребята, а как вы думаете в нашем селе есть люди, которые относятся к категории творческих людей? Вы привели множество примеров. А сегодня наша ученица Истлеуова Аксауле хочет рассказать вам об одном хорошем человеке, он проживает в нашем селе и вы его прекрасно знаете.
Слово ей.
Выступление ученицы 6 класса Истлеуова Аксауле:
Творческая презентация.
Эпиграф:
Вот тебе два крыла - сделай хоть одно из них,
Коль прославиться делами хочешь пред людьми:
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми.
Анвари.
Историческая память и язык – основа духовного мира каждого народа. Материальные и духовные ценности относятся к культурному наследию народа. А культурное наследие – это также и люди, которые прославляют время в котором живут, свой народ, свою историю и наконец свой родной край.
А таком человеке мне и хотелось рассказать. Это наш знаменитый земляк – Василий Васильевич Зайцев, известный художник и флорист, поэт. В.В. Зайцев родился в 1939 году в с. Кузьминка Оренбургской области. Рос без отца, с мамой и сестрой. Закончил восьмилетнюю школу. Учился в заочном народном университете им. Крупской на отделении «рисунок и живопись». Семь лет работал в школе. С 1972-1989г. Работал художником в нашем селе. Занимается живописью, флористикой. Еще со школьных лет полюбил поэзию Пушкина, Крылова. Поэтому всерьез занимался поэзией. Писать стихи начал с 1982 года. С этим человеком можно говорить обо всем, он поддержит разговор на любую тему: будь то природа, искусство, живопись, родной край. Василий Васильевич интересный собеседник и просто увлеченный своим творчеством человек.
У В.В. Зайцева есть дома музей, где находятся его картины, поделки из природного материала, дерева. Часто он организует выставку своих работ на районном, областном уровнях, в г.Уральске, которые с удовольствием посещаются. Да и в школе нашей В.В.Зайцев постоянный гость различных мероприятий.
Такие люди как Василий Васильевич относятся к особой касте – касте творческих, интересных и неординарных личностей. Всю свою жизнь он посвятил себя творчеству и не только к какому – то одному направлению. Меня особенно восхищают сделанные его руками поделки из природного материала (показывает на слайдах). Посмотрите все они живые. Еще одно важное качество Василия Васильевича это, то, что увидев природный материал, старается переделывать его по минимуму т.е. он умеет находить в дарах природы уже почти готовый предмет. Да, он мастер, у него поистине «золотые руки».
А еще Василий Васильевич очень любит литературу. Прекрасно сочиняет стихи.
Нам необходимо знать о своих односельчанах и гордиться ими. А еще стараться брать у них пример во всем.
Свое выступление хотелось бы завершить следующими стихами:
Как древо пьет корнями сок,
Из почвы к кроне жизнь качая.
Так ищет человек исток, своей истории не зная.
Но древо корни бережет
И знает: в них – судьбы основа.
И только с ними ствол растет,
И семя жизнь кидает снова.
Е.Муравлева.
(Ребята рассматривают творческую мастерскую художника и благодарят Аксауле за презентацию).
Задание.
Прочитайте высказывания ,выберите понравившееся и объясните его смысл.
Цель жизни народов – не благо и благополучие, а творчество ценностей и память своей исторической судьбы.
Н.Бердяев.
Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
В.Белинский.
(учащиеся высказывают свое мнение).
Домашнее задание:
Напишите эссе о значимости духовного достояния в жизни любого народа, о его влиянии на традиции и культуру каждого поколения.
Резюме:
Мы сегодня затронули очень важную тему. Ведь поистине культурный человек должен знать историю и культуру своего народа. На уроке мы говорили о людях творчества, а том, что человек всегда должен стремиться найти свое призвание в жизни, увлечься чем – то интересным, что приносит людям радость, духовное насыщение. Культурным наследием своих земляков, на примере Зайцева В.В. мы должны по праву гордиться и учиться у этого человека жизни, его отношению к творчеству. Я хочу поблагодарить Аксауле зато, что она ближе познакомилась с творчеством Василия Васильевича и рассказала нам об этом.
Ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось завершить словами знаменитого поэта и писателя М.Шаханова:
У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура.
Спасибо всем за урок.
Список использованное литературы:
Методическое пособие по самопознанию 6 класс, «Бобек» Алматы – 2010 г.;
Учебное пособие по казахской литературе 6 класс, «Бобек» Алматы – 2010 г.;
Журналы по самопознанию за 2013 г.