Измененная программа Времен связующая нить


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»
___________________________________________________________________
155308 Ивановская область Вичугский район д. Старая Гольчиха д.70
Телефон/факс 8 (49354) 9-44-88 электронная почта: golubka-59@mail.ru

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
«Времен связующая нить».


Автор программы: Смирнова Л.Т., учитель истории
Соавтор программы: Беззубов С.С.,
учитель истории, обществознания, ОПК

- 2015-2016-
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся на основе развития интереса к изучению истории отечества, изучения и преумножения культурного наследия родного края через систему социальных проектов. Духовно-нравственное развитие определяется как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности ученика, развитие способности человека выстраивать отношение к себе, своей семье,
другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Структура программы отражает концептуальную, содержательную и технологическую составляющие. Механизм реализации программы в учебно-воспитательном процессе школы отражает технологию проектной деятельности. В основу проектной деятельности положена идея – понимание смысла жизни человека через связь времен, традиции и культуру родного края. Проектная деятельность в образовательном учреждении есть реализация системно-
деятельностного подхода в обучении и воспитании, отражающего логику нового Федерального государственного образовательного стандарта. Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и подход к ее реализации в учебно-воспитательном процессе МКОУ Старогольчихинская основная школа могут быть использованы в деятельностной практике любого образовательного учреждения, являясь основой для создания и развития системы духовно- нравственного воспитания в работе с любым детским коллективом.
Данная программа содержит следующие разделы:
Паспорт Программы
Мониторинг выполнения программы за 2010-2015 годы.
Характеристика проблемы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Организационные меры по формированию духовно-нравственного здоровья детей.
Характеристика основных социальных проектов, предполагаемых для реализации в 2015-2016 г.
Ресурсы Программы
Критерии успешности Программы.
Паспорт
Программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»
Название программы Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Время реализации 2013- 2018 гг.
Основание для разработки Программы Конституция Российской Федерации
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 №795
Межведомственная программа патриотического воспитания и подготовки молодежи Ивановской области к военной службе на 2014-2018 годы.
Участники программы Участники образовательного процесса: обучающиеся в возрасте от 6 до 16 лет, родители, педагоги, родительская общественность.
Цели программы Сохранение духовно-нравственного здоровья детей
Задачи программы Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
Воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, уважения к историческому и культурному прошлому и настоящему России
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Сохранение исторической преемственности поколений
Руководители Программы 1.Смирнова Л.Т. – учитель истории
2.Беззубов С.С. – учитель истории, обществознания, ОПК
Механизм реализации программы Программа реализуется через систему проектов
Перечень основных разделов Программы I Организационные меры по формированию духовно-нравственного здоровья детей
II. Характеристика основных социальных проектов
Финансовое обеспечение Программы Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств школьного бюджета, привлечения внебюджетных средств.
Контроль за реализацией Программы Контроль за реализацией Программы осуществляют:
1.Управляющий Совет школы
2. Совет музея.
Ожидаемые результаты программы 1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
2. Отсутствие правонарушений и преступлений обучающихся
3. Реализация проектов соответственно своим целям.
Мониторинг выполнения Программы за 2010-2015гг.
В реализации проектов принимают участие все учащиеся школы.
2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Реализован проект «Чтобы помнили» (восстановление и увековечивание 15 имен фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, жителей деревни Старая Гольчиха.) Школьный двор – моя страна» (благоустроена территория школы). Реализован проект «Мы сохраняем память в камне» (увековечивание имен исчезнувших деревень Вичугского района в камне) Реализован проект «Наш парк» (восстановление парка купцов Миндовских); Создан школьный краеведческий музей, экспозиция, посвященная 70-летию Великой Победы.
Победа на Всероссийском конкурсе школьных музеев.
Реализован проект «Тропою времени»
Участие в мероприятиях, конкурсах
2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Экспозиция музея участвовала в Х Всероссийской акции «Я – гражданин России» с проектом кабинета – музея «Слава России». 2 место в области Победители муниципального конкурса на лучшее летнее путешествие Экспозиция «Времен связующая нить» получила специальный приз Межрегионального фестиваля инновационных проектов «Открытый диалог: Опыт и перспективы -2013г». участие в работе «круглых столов» (АУ ИРО г. Иваново)
«Мотивация исследовательской деятельности учащихся. Выступление с презентацией «Мотивируя – создавай!», 2015- выступление по проблеме «Ребенок и война» Дипломат областных краеведческих чтений.
На базе школы создана и активно действует инновационная площадка по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Областной конкурс на лучшее летнее путешествие.
3 место Школьный проект «Герой своего времени» Призер областных конкурсов «Великие ученые и Ивановский край»; «Наши односельчане - композиторы», «Святые Ивановской земли» «Великие писатели и Ивановский край».
II место в областной научно- исследовательской конференции
«Герои земли Ивановской» Региональный конкурс исследовательских работ, посвященный 70-летию Великой Отечественной войны, 1 место Шилова Катя.
Работа Киселева Ивана «Семейный фотографии» отмечена специальным призом Всероссийского конкурса исторических исследований работ старшеклассников: «Человек в истории. Россия 20 век.».
Маслова Таня. Беззубов Степан. Победители 1 тура 8 Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ.
Обучение и воспитание подрастающего поколения волновало людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований общества к человеку. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Сегодня, как никогда, остро встала проблема духовно-нравственного воспитания, потому что среди молодежи упал интерес к собственным традициям, родному языку, патриотическим чувствам. Возвращение утерянных ценностей необходимо начинать в школе. Об этом же говорит статья 66 Закона « Об образовании в Российской Федерации, что «основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Богатое историко-культурное наследие Вичугского края Ивановской области является серьезным образовательным ресурсом в работе с обучающимися и их родителями.
В настоящее время в образовательном учреждении МКОУ Старогольчихинская основная школа сложилась определенная система работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи. Школа сельская, небольшая, численность обучающихся – 49 человек, численность педагогов- 10 человек. Воспитание в школе начинается с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне его. Система воспитательной работы в данном направлении основана на реализации подпрограмм:
1. «Мы вместе» - реализация подпрограммы по организации деятельности детской организации РТР (Республика трудолюбивых ребят»). Руководитель Твердова С.А. – старшая вожатая
2. «Образование и здоровье» - подпрограмма по сохранению здоровья обучающихся. Руководитель физического воспитания Модин А.Е.
3. «Одаренные дети» - подпрограмма, направленная на поддержку и развитие одаренных детей. Руководитель: Куликова А.М.
4. «Не допустить беды» - подпрограмма, направленная на профилактику правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Руководитель Твердова С.А.
5. «Мир моих увлечений» - подпрограмма, решающая задачи культурно-эстетического направления. Руководитель Беззубов С.С.
6. «Семья» - совершенствование форм работы с семьей. Руководитель Модин А.Е..
7. «Я и окружающий мир» подпрограмма экологического направления, руководитель Горохова С.В. – учитель биологии.
Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи интегрированы в содержание учебных предметов: истории, литературы, обществознания, иностранного языка, основ православной культуры, элективного курса «История культуры родного края». В учебном содержании для нас важны как традиционные дидактические принципы (научности, системности, последовательности и т.д.), так и не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности.
Таким образом, учебная и внеучебная деятельность подчинены одной цели – воспитание духовно-нравственной личности и активного гражданина нашей страны.
Вместе с тем, проводимая работа по духовно-нравственному воспитанию недостаточно совершенна и эффективна. Не в полной мере используется государственная символика, часть школьников слабо демонстрирует знание знаковых исторических событий, в том числе истории государственных праздников.
В условиях развития информационного общества важным ресурсом организации работы по духовно-нравственному воспитанию с различными категориями детей становятся социальные сети. Важно создавать группы пользователей из числа обучающихся, имеющих устойчивые социальные установки и сложившиеся мировоззренческие позиции позитивной созидательно-преобразующей направленности.
Для системного решения вопросов духовно-нравственного развития детей, а также планирования и организации данной работы необходимо принятие Программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, предполагающей участие в ее реализации всех заинтересованных участников образовательного процесса, ветеранских и общественных объединений, объединяющей деятельность коллектива школы по реализации всех подпрограмм воспитательного направления.
I Организационные меры по формированию духовно-нравственного здоровья детей.
№ наименование мероприятий срок реализации ответственные лица
1.1. Организация изучения
государственной символики и порядка официального использования государственного герба и гимна РФ постоянно Смирнова Л.Т.
Беззубов С.С.
1.2. Использование государственной символики при проведении в школе
мероприятий, посвященных государственным праздникам:
День знаний 1 сентября,
День народного единства 4 ноября,
День Героев Отечества в России 9 декабря,
День Конституции Российской Федерации 12 декабря,
День защитника Отечества 23 февраля,
Праздник весны и труда 1 мая,
День Победы 9 мая,
День России 12 июня,
День памяти и скорби 22 июня,
День Государственного флага Российской Федерации 22 августа ежегодно Твердова С.А. Смирнова Л.Т.
1.3. Организация работы ученических сообществ и объединений:
«Поиск», экологический отряд, Республика Трудолюбивых Ребят, объединение «Друзья Службы Безопасности», Совет Музея, школьная хоровая группа, «Ложкари», объединение «В мире музыкальных инструментов», объединение «Школьный театр» В течение года Руководители объединений
1.4. Организация работы школьной библиотеки В теч.годаГорохова С.В.
1.5. Участие в районном слете «Юный патриот» ежегодно май Модин А.Е.
1.6. Участие в акциях «Неделя добра»
«Свет в окне», «Я – гражданин России»
«Мы против наркотиков»
ежегодно Твердова С.А.
1.7. Организация сообщества любителей родного края в соц.сетях 2015г Смирнова Л.Т.
1.8 Организация информирования о деятельности по духовно-нравственному воспитанию. учащихся постоянно Твердова С.А.
1.9 Реализация всех существующих в школе подпрограмм
постоянно руководители подпрограмм.
II. Характеристика основных социальных проектов, предполагаемых для реализации в 2015-2016 г.
№ название проекта время реализации проекта ожидаемый результат
1 «Гостиный Двор»
(Где живет красота?) Сентябрь - ноябрь Организация 3- выставок:
Фотовыставка, посв. 90-летию Вичугского района
Фотовыставка: Вчера, сегодня., завтра, посв. Ивановскому краю.
Фотовыставка « Золото осени».
Создание баннера: «Красота спасет мир» (для кабинета искусств.)
Концерт оркестра народных инструментов.
2. В рамках акции
«Путешествие по губернии» - проект
« Деревенька моя» Ноябрь 2015 Составление путеводителя по деревне Старая Гольчиха Ивановской области
3. Проект
«Интернациональный долг» Январь – март2016 Установление памятной доски, посвященной ученику школы- воину –интернационалисту Бородину Е.Н.
РЕСУРСЫ ПРОГРАММЫ:
Внутренние:
- все участники образовательного процесса
- учителя истории и обществознания
- методический совет
Технические ресурсы:
- сеть персональных компьютеров -видеокамера
-фотоаппараты -принтеры
Информационные ресурсы:
- учебная, методическая, научная литература по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания;
- сеть - интернет.
Критерии оценки успешности реализации Программы:
№ Критерий успешности программы Диагностические средства
1 Уровень сформированности личностных качеств ученика Результаты анкетирования
Наблюдения классных руководителей.
2 Активность участия школьников в мероприятиях духовно-нравственной направленности Статический анализ
Результаты участия.
3. Уровень осознания школьниками ценности здоровья Анализ здоровья школьников по результатам медицинских осмотров.Анализ участия школьников в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье
4. Охват учащихся проектной деятельностью. Статический анализ участия в работе по реализации проектов.
Приложение: подпрограммы.
«Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом!
А это дело воспитания»
Н. Карамзин.
Примерный план организации проекта « ГОСТИНЫЙ ДВОР»
( проект по духовно-нравственному воспитанию школьников)
Цель: формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии через красоту окружающего мира
Задачи:
1.Воспитание уважительного бережного отношения к духовному и историческому наследию своего народа, своего Вичугского края.
2.Реализация творческого потенциала во всех видах деятельности учащихся
3Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, педагогами.
4.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
Основная идея: найти ответ на вопрос «Где живет красота ?»
Участники проекта : учащиеся 1-9 классов, педагоги школы, гости.
План подготовки проекта:
№ мероприятие сроки ответственный
1 Подготовка выставки в школьном музее, посв.90-летию Вичугского района Ивановской области До 20.10.2015 Беззубов С.С.
2 Организация фотосессии «Добрая улыбка» До 20.10.2015 Смирнова Л.Т.
3 Организация фотовыставки «Вчера, сегодня, завтра» 25.10.2015 Беззубов С.С.
4 Подготовка экскурсоводов До 29.10.2015 Смирнова Л.Т.
5. Оформление зала, площадок творческой деятельности До 29.10.2015 Смирнова Л.Т. Махова О.Я.
6 Организация деятельности творческих площадок До 30.10 Смирнова Л.Т.
7 Приглашение гостей До 25.10.2015 Совет учащихся
8 Подготовка сценария До 25.10.2015 Совет музея
9 Творческие площадки:
Школьный музей- выставка материалов, посвященных 90-летию Вичугского района
Школьная столовая: Мастер класс по украшению блюд на праздничном столе ( под девизом « Красота в еде»
1-3 класс - Площадка для малышей: Сделай своими руками
Кабинет № 7 Фотовыставка «Моя деревня.20 век», Фотоконкурс « Добрая улыбка»Школьный зал – оркестр народных инструментов
Кабинет № 6 - площадка Дома культуры
Кабинет № 7 – мастер класс от ДДТ