Обобщение опыта Развитие произвольного внимания как одно из условий успешности в обучении детей с ЗПР

Обобщение опыта
учителя начальных классов КГОКУ СКОШ 7вида№ 5
Кляшевой Натальи Ивановны



«Развитие произвольного внимания как одно из условий успешности в обучении детей с ЗПР».












г. Николаевск – на - Амуре

2014 г.


Содержание:


1.Введение.
1.1. Актуальность темы «Развитие произвольного внимания как одно из условий успешности в обучении детей с ЗПР».
1.2. Цели и задачи педагогической деятельности по развитию произвольного внимания.
2.Понятие внимания и его свойств.
2.1. Предложенные психологами методики исследования внимания.
3.Исследование учащихся.
3.1.Применённые методики для исследования.
4.Практическая деятельность по годам обучения 2009-10, 2010-11, 2011-12 уч. г.
4.1.Первый и второй год обучения.
4.2.Третий и четвёртый год обучения.
5. Вывод.
6.Литература.




































1.Введение.
«От успеха в школе – к успеху в жизни»
Т. Рибо

Одна из центральных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста – психологическая готовность ребенка к школе. Она включает развитие психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания и т.п.) без которых невозможно обучение.
Трудно в школе приходится ребенку, который рассеян, неусидчив, невнимателен.
Совсем по-другому чувствуют себя усидчивые дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время. Эти дети легче вписываются в процесс обучения.
У детей с ЗПР развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, и. т.д.) происходит неравномерно и в замедленном темпе, с отставанием от нормы. Они не могут сосредотачиваться, концентрироваться, переключаться – развитие внимания становится необходимостью.
Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий:
- активизирует нужные психологические процессы человека и тормозит ненужные;
-способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент:
-обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одной и той же
информации или виде деятельности;
- выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной
памяти;
- является основой для мышления и решения задач.
Поэтому сформированные в начальной школе навыки произвольного внимания у детей с ЗПР как одно из условий успешности необходимы и важны для дальнейшего обучения.
На группе учащихся 2 класса в 2010г мною было проведено исследование уровня развития навыков внимания. Результат исследования учащихся показал, что ребята не умеют концентрировать своё внимание, переключать его на разные объекты и распределять. И это мешает учебному процессу в целом.
Исследование помогло увидеть проблему:
сложности в обучении возникают из-за недостаточного развития произвольного внимания.
Гипотеза: если систематически развивать произвольное внимание у младших школьников, то это приведёт к повышению учебной мотивации и качеству знаний.
Поэтому перед собой поставила цель:
создание системы работы по развитию произвольного внимания у младших школьников с ЗПР в урочное и внеурочное время.
Для реализации цели необходимо было решить следующие задачи:
- изучить литературу по вопросу развития внимания у младших школьников;
- исследовать уровень развития внимания у учащихся с ЗПР;
- подобрать методы и формы развития внимания;
- научить распределять внимание на уроках.
Работа над реализацией поставленной цели и задач сопровождалась изучением современной литературы: Л.С. Выготский «История развития внимания», Т. Рибо «Эмоции и произвольное внимание», С.Л. Рубинштейн «Внимание - это избирательная направленность», П.Я. Гальперин «Внимание как идеальное, свёрнутое и автоматизированное действие контроля», Л.Н. Леонтьев «Существенное значение речи для внимания», Н.Н. Ланге «Типы внимания», Л.Н. Блинова «Диагностика и коррекция в образовании с задержкой психического развития», В.Богомолов «Психологический практикум» тестирование детей,Л.С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Изучаю журналы «Начальная школа», «Педагогика и психология».


2. Понятие внимания и его свойств.
Современная литература дает определение понятию внимания, внимание - избирательная направленность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на тот или иной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Выделяют три вида внимания:
непроизвольное,
произвольное,
послепроизвольное.
Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем.
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями.
Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.
Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности.
У внимания есть основные свойства, к ним относятся:
устойчивость,
концентрация,
распределение,
переключение,
объём.
Концентрация внимания - это интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах.
Устойчивость внимания – это длительность времени, в течение которого сохраняется его концентрация.
Распределение внимания – это возможность концентрироваться не на одном, а на двух или нескольких объектах.
Переключение внимания - это возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.
Объём внимания – это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчётливо.
Внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Психологи рекомендуют методики для исследования основных свойств внимания: Шульте-Горбова, корректурная проба Бурдона, «Перепутанные линии Рисса», Пьерона-Рузера, Мюнсстерберга,кольца Ландольта,«Интеллектуальная лабильность», «Расстановка чисел» и.тд.
Эти методики сами могут развиваться под влиянием обучения и воспитания, служить показателями уровня психологического развития человека.


3.Исследование учащихся.
Для исследования внимания у детей мною были выбраны методики: Шульте-Горбова, корректурная проба Бурдона, кольца Ландольта, тест Пьерона-Рузера.
В эксперименте принимало участие 14 человек с диагнозом ЗПР.
Диагностики были направлены на исследование концентрации, объёма, устойчивости и распределения внимания.

Исследование объема внимания.
А). Объем динамического внимания.
Используются таблицы Горбова – четыре таблицы размером 35х35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25 (табл. 2), секундомер и указка. На таблицах нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры по порядку.
I
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Б). Объем и распределение внимания.
Детям на 1 секунду показывают карточку, на которой изображено несколько чисел. Необходимо разглядеть, какие числа написаны, а затем, когда карточку убрать, сложить эти числа и записать сумму.
Детям показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Записав сумму, ребята должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны.
На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости, а также роли установки во внимании).


Исследование концентрации внимания.
Корректурная проба Бурдона.
В работе используется бланк теста Бурдона. Каждому ребёнку выдаются листы с тестом Бурдона. Выполнению данной работы предшествует упражнение, осуществляемое в специальной части бланка теста. Время упражнения – 1 минута. Ребёнок зачеркивает в бланке всегда четыре буквы: А, М, К, З. Работа идет построчно. После упражнения ребёнок приступает к основной работе, чему предшествуют команды экспериментатора: «Внимание. Начали!» Основная работа осуществляется в течение 5 минут, и по истечении каждой минуты экспериментатор дает команду: «Поставьте крест». Такой крест ставится ребёнком в том месте строки, где его застала данная команда, и служит в дальнейшем цели исследования динамики внимания.



Исследование устойчивости, распределения и переключения внимания.
1). Таблица Горбова-Шульте.
Используется таблица Горбова-Шульте размером 49 X 49 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (или наоборот), секундомер и указка. Занятие проводится индивидуально с каждым ребёнком. Перед учеником вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен.









9
17
9
25
20
14
11

4
13
20
22
19
5
3

21
18
6
7
16
23
8

15
2
5
10
16
6
24

4
12
3
21
19
13
14

2
17
24
15
22
1
11

1
18
12
7
10
23
8



2). Тест Пьерона-Рузера.
Ученикам предоставляется бланк с изображением четырёх типов геометрических фигур, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10х10. В левой верхней части бланка находится образец. Для заполнения бланка рекомендуется использовать простой карандаш. Школьник должен ставить определённые значки в каждой фигуре – так, как это задано на образце. В зависимости от возраста ребёнка и его индивидуально-психологических особенностей условные обозначения (точка, вертикальная или горизонтальная линия) могут ставиться в одной, двух или трёх фигурах. В последнем случае четвёртая фигура должна оставаться пустой. Школьникам, имеющим ярко выраженные нарушения внимания или повышенную истощаемость, лучше уменьшить объём предлагаемого задания до 5-7 строк. С помощью секундомера проверяющий фиксирует количество фигур, заполняемых ребёнком каждую минуту, делая отметки в виде точек или чёрточек прямо на бланке. Лучше заранее предупредить ребёнка о подобной регистрации его достижений. Нужно обратить внимание на то, с какого момента ребёнок начинает работать по памяти, без опоры на образец. Образец на бланке остаётся открытым до конца работы школьника.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Исследование устойчивости внимания.

Кольца Ландольта.
Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы, и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.





Данные занесены в таблицу.
Уровни
свойства внимания
Концентрация
внимания
Объем внимания
Устойчивость
внимания
Распределение внимания

Высокий
0 чел. - 0 %
0 чел - 0 %
0чел - 0 %
0 чел - 0 %

Средний
4 чел. - 30%
5 чел - 35 %
4 чел - 30%
1 чел - 7%

Низкий
10 чел. - 70%
9 чел - 65%
10чел - 70%
13 чел - 93%

Результат исследования показал, что не у всех детей с ЗПР одинаково развиты основные свойства внимания. Выявились группы учащихся, у которых не развиты: объём и концентрация внимания, устойчивость и распределение внимания, концентрация и устойчивость внимания.
Поэтому необходима целенаправленная работа по развитию произвольного внимания в этом направлении.

4. Практическая деятельность по годам обучения 2010/2014уч.г.
Внимание школьника развивается в процессе урочной и внеурочной деятельности: произвольное внимание постепенно становится ведущим видом внимания, оно обуславливает формирование познавательных интересов; формируются важнейшие свойства внимания и привычка «быть внимательным».
Для этого необходима система работы по развитию отдельных свойств внимания:
концентрации, объема и кратковременной памяти, распределения, переключения.
Работа в данном направлении должна быть организована по годам обучения.
Первый и второй год обучения.
Задача первого и второго года обучения:
научить учащихся коллективному вниманию.
Основным методическим инструментом для этого следует использовать
сосредоточение всех учащихся или большей их части на общем объекте.
Третий и четвёртый год обучения.
Задача третьего и четвёртого года обучения:
формирование произвольного внимания у учащихся на уроках и во внеурочное время.
Основными формами работы по формированию произвольного внимания являются многообразные виды индивидуальной работы, работы в паре, группе.

Основная задача на первом и втором году обучения:
приучить детей к коллективному вниманию.
Коллективное внимание - сложное явление, суммарно охватывающее широкий круг показателей внимания, требующее адаптационной перестройки индивидуального внимания всех учащихся.
Организовать такое внимание и управлять им - непростая педагогическая задача, но это необходимо, так как оно является существенной предпосылкой успешного развития учебных умений, навыков и тех психологических компонентов процесса учения, которые в совокупности можно обозначить, как умение учиться.
Основным критерием сформированности коллективного внимания младших школьников является совпадающая познавательная направленность, сосредоточение всех учащихся или большей их части на общем объекте.
На этом этапе эффективны методы:
словесный,
наглядный.

Для развития коллективного внимания могут быть использованы различные упражнения:

1.Проговаривание скороговорок, чистоговорок, считалок, веселых
стишков.
Ребятам дается текст.
Проговаривать его сначала нужно медленно, потом быстрее и совсем быстро.
Главное для детей - говорить как один человек, не опережая и не отставая от всех.
Например:

Скороговорки.
На виду честного люда Испугались медвежонка
Трусит с горки ехать Люда, Ёж с ежихой и с ежонком,
А у Сани, а у Сани Чиж с чижихой и чижонком,
С горки сами мчатся сани. Стриж с стрижихой и стрижонком.

Чистоговорки.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

Считалки.
·
Начинается считалка: Раз, два, три
На берёзу села галка, И семь, и восемь.
Две вороны воробей, Принесла подарки осень.
Три сороки соловей. Оделила Осень всех:
Мне - гриб, тебе – орех.
Веселые стишки.
Плачет киска в коридоре. Грачиха говорит грачу:
У неё большое горе: «Слетай с грачатами к врачу,
Злые люди бедной киске Прививки делать им пора
Не дают украсть сосиски. Для укрепления пера!


2.Работа по таблице с гласными буквами.

Чтение хором гласных вправо, влево, парами.


а

о

у

ы

э


я

ё

ю

и

е


Детям предлагается поймать на слух согласный звук и присоединить к нему гласную букву, полученные слоги проговаривать «Цепочкой».


3.Тренировка для глаз.
«Стреляем глазами» поочерёдно в каждую первую букву три раза, в каждую вторую букву пять раз.
Вертикально по столбикам.
Горизонтально по строчкам.

Л К Т Н С Р М

Ф В Б Н С М Г

К Л В Б Н П Р

М Ц В Г Д П Т


Когда ребята начинают привыкать к такой работе, и внимание уже не такое рассеянное, ученикам может быть предложено, проводить такую работу в обратном порядке.
4. Игровые приёмы.

Например:
«Слушай слово»
Называются слова: стол, кровать, медведь, чашка, карандаш, роза, ит.д. Нужно хлопать в ладоши, когда встречаются слова, обозначающие животных. Топать ногами, когда услышат слова обозначающее растение. Задания могут меняться.
2) «Не собьюсь».
По команде нужно считать хором до 30, но вместо чисел, в которые входит цифра 3 и которые делятся на 3, говорить «не собьюсь». Счет ведётся так: один, два, «не собьюсь»; четыре, пять, «не собьюсь»; семь, восемь, « не собьюсь» и т.д.

«Счет с помехой»
Называются цифры от 1 до 20 хором, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке: произносится 1, пишется 20; произносится 2, пишется 19 и т. д. Время выполнения задания 40 сек. Затем подсчитывается количество допущенных ошибок.

Такого рода упражнения развивают у учащихся концентрацию внимания, память, сосредоточенность, интерес, ответственность.

К концу второго года обучения дети научились говорить как один человек, не опережая и не отставая от всех.
У учащихся группы набора 2 класса в 2010 г обнаружилась положительная динамика развития произвольного внимания:
- способность концентрировать внимание выросла с 30% до 50%;
- умение распределять внимание - с 7% до 36%;
- устойчивость внимания - с 30% до 50%.
Появилась совпадающая познавательная направленность, все учащиеся научились сосредотачиваться на общем объекте, что является показателем сформированности коллективного внимания.

Таким образом, развитие коллективного внимания у младших школьников способствовало успешному усвоению учебного материала. Все учащиеся во 2 классе усвоили программный материал, и перешли в 3 класс.

Основная задача на третьем и четвертом году обучения-
формирование произвольного внимания у учащихся на уроках и во внеурочное время.
Вся работа на третьем и четвёртом году обучения была направлена на то, чтобы сформировать произвольное внимание у учащихся на уроках и во внеурочное время.
Свою работу строила от простого к сложному опираясь на принципы:
- единства диагностики и коррекции;
- наглядности;
- деятельностного принципа коррекции;
- учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка.
Использовала методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Применяла многообразные формы работы:
индивидуальную,
групповую,
работу в парах.
Занятия по формированию произвольного внимания проводила на разных этапах урока, на коррекционных занятиях, во внеурочное время.
Длительность индивидуальных занятий составляла 3 - 5 минут.
Групповые занятия проводились по формированию объёма и концентрации внимания, устойчивости и распределения внимания, концентрации и устойчивости внимания.

Для формирования произвольного внимания могут быть использованы упражнения:
Например:
1.Упражнение на развитие объёма внимания.
«Работа с точками по образцу». Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца.
Образец задания. Место для копирования образца.
.
.. . .

.
. .. .

.
.. . .

.
. . ..

Эти упражнения повторяются в каждой четверти для сравнения результатов.

2.Упражнение на развитие распределения внимания.
«Работа с фигурами». Ребенок просматривает пять строчек с фигурами и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента.
Квадрат - поперечной чертой, круг - вертикальной, а звездочку - крестиком. Время выполнения 2-3 минуты.































































3. Упражнение на развитие устойчивости внимания.
А). «Зачёркивание букв».Дан небольшой текст (газетный, журнальный, на печатной основе), просматривая каждую строчку, нужно зачеркнуть какую-либо букву. Например, так: « В каждой строчке зачеркни букву а, подчеркни букву б». Или так: «Зачеркни букву «а», если перед ней стоит буква «н», и подчеркни букву «а», если перед ней стоит буква «л».
Фиксировать время ошибок.

Б). «Переплетение линий». На рисунке изображены 7 перепутанных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа), но эти номера не совпадают. Нужно внимательно проследить за каждой линией от ее начала и до конца. При этом нельзя использовать ручку, карандаш, палец. Вслух нужно называть номер слева, и затем номер этой линии справа. На задание отводится 1-2 минуты.






1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

6 6

7 7




4. Упражнение на развитие концентрации внимания.
А). «Найди слово». На листе напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). В каждой строчке примерно 30 букв. Нужно просмотреть внимательно каждую строчку и обнаружить среди случайных букв слова и подчеркнуть их.
Показателем успешности является число найденных правильных слов и скорость выполнения задания.


ФПИТЗМЛУНЦЗНИАКОТЁЛМАРТПОМЯЧВ
ТРПМДЫМЫЛОЩЙЬМЩЦЫСОРЗЩНТСПРЖО
КВИАИПШУБАЫВАКРТЬАМАМАОИПСАЗШ
ОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИО
ОДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГМИК

Б). «Перепиши без ошибок». Напечатаны строчки из букв, предлагается без ошибок переписать эти строчки.
1.АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА.
2.ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР.
3.РЕТАБЕРГА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА.
4.ГРУММОПД.
5.ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ.
6.ГРАСЕМБЛАДОВУНТ.
7.ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА.
8.ЛАЙОНОСАНДЕРА.
9.МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ.
10.МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН.
11.МУСЕРЛОГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ.
12.АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН.
13.БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН.
14.ОСТИМАРЕ.

В).«Найди слова».

















 
 О З А Б В Т Е Р А Д К

«Назовите два слова»:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

А
Г
К
О
Р
У
Ф
Ь
Л
Е
П
С
Т

1. 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1
2. 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8

«Назовите слово»:

3
4
5
6
7
8
9
10

1
А
М
Н
О
Р
К
В
У

2
С
Г
Д
Я
Л
Ч
Ц
Т

2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3


Головоломки.

1). Выполни математические действия и запиши получившееся слово.
Р + КА + У – А + СИ – РИ + Т =
ОЛИ + С – О + ТИ – И =
ОРА + К + П – ПА + НО – Р =
ЗА + К + СМ + ОВ – АС + Ё – ЗМ + Р =
ТЕ + МИ + Т + Р – ИМ + А + Д + Ь =

2). Подсчитай предметы, расположенные по разным конфигурациям, назови геометрические фигуры.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3).Найди ошибки:


а)





б).карнитка, отохник, оттемки, гарчи, деворе и т. д.




Задачи на внимание.
1).Газета выходит ежедневно. Сколько номеров газеты выйдет за одну неделю, за две недели?
2). Длина кита 226 метров, а тюленя 2 метра. На сколько метров кит длиннее тюленя?
3). Мама купила по полкилограмма сахара, конфет, печенья, пряников. Какой общий вес покупки?
4). У животного 2 ноги справа, 2 ноги слева, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного?
5). Отец и сын возвращаются из магазина. Отец несет 3кг картофеля, 4 кг капусты и 5 кг лука. Сын несет 2 кг морковки, 3 кг свеклы, 1 кг репы. Чей груз тяжелее и на сколько?

Такого рода приёмы и упражнения развивают у учащихся произвольное внимание, а также память, наблюдательность, самостоятельность, ответственность.

При психологической незрелости, а так же при низкой мотивации на учебную деятельность, одним из способов работы по развитию произвольного внимания становится игра.
В игре дети лучше концентрируют внимание на той задаче, которая перед ними поставлена.  Появляется интерес ко всему учебному процессу. Лучше усваивается и запоминается изучаемый материал.
В своей работе для коррекции и формирования произвольного внимания у детей я использую игры:

«Ловим спрятавшуюся цифру»
Называются несколько простых цифр. Повторяются для закрепления. Меняются местами две цифры. Нужно назвать, какие цифры идут не по порядку. С каждым занятием задача усложняется. Вначале – меняя местами больше цифр. Затем - увеличивая количество цифр.

«Кто лишний»
Произносятся слова, связанные между собой, а среди них одно лишнее.
Например: «Кабачок, свекла, картофель, морковь, КРЕСЛО, лук».
Задача ребенка – вовремя уловить лишнее слово.

«Пойми меня»
Произносится слово только губами, беззвучно, а задача ребенка понять его.

«Не подсказывай»
Поставить на видное место совершенно новый предмет, который ребенок раньше не мог видеть. Спросить, что изменилось. Главное – удержаться от подсказок.

«Табу»
До начала игры нужно договориться, какое движение будет запретным. Задача ребенка (и его друзей – здесь, чем больше игроков, тем интереснее) - повторять все движения водящего, кроме того, на которое наложено «табу». Вместо запрещенного движения нужно положить руки на голову. Тот, кто ошибается, становится водящим и назначает новое запрещенное движение. Движения могут быть самыми разными: поднять обе руки вверх или опустить вниз, расставить в стороны, дотронуться до уха, подпрыгнуть, повернуться вокруг себя, присесть.



«Назови цвет»
Написаны слова разным цветом. Нужно назвать цвет, которым написано слово.
Желтый синий оранжевый
Черныйкрасный зеленый
Фиолетовыйжелтыйкрасный
Оранжевый зеленыйчерный
Синийкрасный фиолетовый
Зеленый синийоранжевый

Такая ежедневная практика, совсем небольшая по времени, становится хорошей тренировкой для формирования произвольного внимания.

Таким образом, созданная система работы по развитию произвольного внимания по годам к концу четвёртого года обучения показала у учащихся улучшение свойств внимания.

Уровни свойств внимания
Концентрация
Объем
Устойчивость
Распределение

Высокий
2 чел (14%)
2 чел (14%)
10 чел (71%)
7 чел (50%)

Средний
7 чел (50%)
6 чел (44%)
3 чел (21%)
4 чел (28%)

Низкий
5 чел (36%)
6 чел (44%)
1 чел (7 %)
3 чел (21%)


Данные таблицы показывают, что развитие свойств внимания у детей повысилось по всем показателям до высокого уровня:
- концентрация внимания - с 0% до 14%;
- объём внимания - с 0% до 14%;
- устойчивость внимания - с 0% до 71%;
- распределение внимания - с 0 % до 50%.
Дети стали способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий, научились распределять и концентрировать своё внимание на объектах, что благоприятно повлияло на учебную мотивацию и повышение
качества знаний.

Предметы
3 класс 2010/2011г
4 класс 2011/2012 г

Русский язык
(42%)
42%)

Математика
48%)
(56%)

Литература
(71%)
(85%)

Природоведение
(78%)
(80%)


Данные таблицы подтверждают стабильное качество знаний по русскому языку и повышение качества знаний по математике, литературе и природоведению.







































5. Вывод.

Таким образом, исходя из выдвинутой мною гипотезы: «Если систематически развивать произвольное внимание у младших школьников, то это приведет к повышению учебной мотивации и качеству знаний». Я выполнила поставленные перед собой задачи:
- изучила литературу по вопросу развития внимания у младших школьников;
- исследовала уровень развития внимания учащихся с ЗПР;
- подобрала методы и формы развития внимания;
- научила распределять внимание на уроках.
Использовала методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Применяла многообразные формы работы:
индивидуальную,
групповую,
работу в парах.
Достигла поставленной цели: создание системы работы по развитию произвольного внимания у младших школьников с ЗПР в урочное и внеурочное время.
В результате проделанной мною работы:
- подбора методик исследования и развития произвольного внимания у детей с ЗПР;
- подбора упражнений, игр, заданий, головоломок, задач на внимание;
- ежедневного использования упражнений в урочной и внеурочной деятельности
дети научились концентрироваться, переключать свое внимание на объектах и распределять его.
Сравнительный анализ входящей и исходящей диагностики свойств внимания учащихся с ЗПР за период с 2009-10,2010 -2011, 2011-2012 уч.г. показал изменения всех уровней свойств внимания:
Уровни свойств внимания
Концентрация внимания
Объем внимания
Устойчивость внимания
Распределение внимания

Высокий
От 0% до 14%
От 0% до 14%
От 0% до 71 %
От 0%до 50%

Средний
От 30% до 50%
От 35% до 44%
От 30%до 21%
От 7% до 28%

низкий
От 70% до 36%
От 65% до 44%
От 70% до 7%
От 93% до21%


Исходя из данных таблицы, у учащихся сформировались умения:
- удерживать внимание на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего
остального;
- одновременно выполнять две или более различные деятельности;
- перемещать внимание с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую;
- охватывать вниманием одновременно несколько объектов.
Развитие произвольного внимания у учащихся данного класса способствовало хорошей мотивации к обучению: рост качества знаний по математике вырос с 48% до 56%; по литературе - с 71% до 85%, по природоведению - с 78% до 80% в 2010-11, 2011- 12 уч. г. , 3,4 класс. Стабильный показатель качества знаний по русскому языку - 42%.
Учащиеся моего класса, в составе 14 человек (100%), 6 из которых окончили на «4» и «5», успешно перешли в 5 класс.
Рекомендую изучить данный материал учителям начальной школы.





6.Литература:
Л.С. Выготский «История развития внимания»;
Т. Рибо «Эмоции и произвольное внимание»;
С.Л. Рубинштей «Внимание это избирательная направленность»;
П.Я. Гальперин «Внимание как идеальное, свёрнутое и автоматизированное действие контроля»;
Л.Н. Леонтьев «Существенное значение речи для внимания»;
Н.Н. Ланге «Типы внимания»;
Л.Н. Блинова «Диагностика и коррекция в образовании с задержкой психического развития»;
В. Богомолов «Психологический практикум» тестирование детей;
Л.С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»;
Ю.В. Шабанова «Коррекционно-развивающие упражнения по математике»;
Л.И. Рудченко «Коррекционно-развивающие упражнения по чтению».
Е.А. Стребелова, А.А. Катаева «Дидактические игры в обучении».









































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915




Рисунок 10Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 8Рисунок 14