Диагностика и анализ результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся


Диагностика и анализ результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего общего образования исходят из основных направлений, ценностных установок воспитательной деятельности.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Развитие нравственных чувств и этического сознания.
 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Формирование ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьников социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Результаты духовно – нравственного развития оценить горазда сложнее, чем результаты учебной работы, т.к. не разработаны единые критерии оценки для анализа данной деятельности. Для оценки первого и второго уровней результативности данного направления мы используем метод наблюдения, который позволяет нам в реальной ситуации оценить приобретённые социальные знания и первичный опыт личного позитивного отношения к базовым ценностям каждого школьника.
И мне хотелось бы обозначить основные мероприятия, проводимые в нашей школе, которые позволяют нам оценить те или иные аспекты духовно – нравственного развития и воспитания.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Учащиеся получили представление о символах Российской Федерации, Клинского района в процессе тематических бесед, игр, конкурсных заданий, изучения содержания стенда «Россия – Родина моя».
Приобрели первоначальный опыт ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры дети, знакомясь с героическими страницами истории России, истории и культуры родного края.
В процессе подготовки и защиты социальных проектов «Семь чудес света»,
«Моя малая родина», «Моя улица», «Мой класс и моя школа», «Моя родословная» ребята показали приобретённые ими знания об истории и культуре родного края, улицы, школы, семьи и продемонстрировали первичные коммуникативные и информационные навыки.
Учащиеся получили начальные представления о фольклоре, особенностях быта народов России через беседы, экскурсии в музей.
Ценностное отношение к своей малой родине, к образованию складывается у детей во время встреч и бесед с выпускниками своей школы, ознакомления с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Школьники имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения в школе, семье, общественности, в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, подготовки и защиты проектов, наблюдения и обсуждения поступков, поведения разных людей в педагогически организованных ситуациях.
Учащиеся узнали о традициях своей семьи, о необходимости бережного к ним отношения, участвуя в подготовке и защите социальных проектов «Традиции моей семьи».
Ребята овладевают навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, через совместное обучение, участие в коллективных играх, взаимную поддержку, освоение опыта совместной деятельности.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
 В школьном возрасте дети приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности, умения и навыки самообслуживания через трудовые акции и дежурство в классе.
Дети моего класса имеют представление о различных профессиях, об условиях работы некоторых специалистов, полученные во время встреч с представителями разных профессий, бесед со своими родственниками, экскурсий на предприятия и организации города Клина и Московской области, создания и защиты презентаций «Труд наших родных».
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
В ходе экскурсий, прогулок, походов выходного дня учащиеся получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, приобретают навыки грамотного поведения в природе.
Участвуя в экологических акциях, десантах, в очистке территорий от мусора, подкармливая птиц и т.д., ребята приобщаются к природоохранительной деятельности.
Опыт самостоятельного общественного действия учащиеся получают, ухаживая за комнатными растениями в классе и дома, работая на пришкольном участке.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Представления детей об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России и её народов формируются посредством познавательных экскурсий, посещения памятников зодчества и объектов современной архитектуры, знакомства с произведениями искусства в музее, на выставках, по репродукциям.
Умение видеть прекрасное в поведении и труде людей закладывается при встречах с местными мастерами прикладного искусства, при наблюдении за их работой. Наблюдения за детьми показали, что они умеют различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.
Дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, участвуя в различных конкурсах - стихов, рисунков, поделок и др.
Участие вместе с родителями в подготовке и проведении тематических выставок, утренников, в экскурсионно-краеведческой деятельности и многое другое способствуют формированию художественного творчества, развитию кругозора.
Воспитание ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ
Наблюдения за учениками и беседы с ними показали, что дети имеют первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности, имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знают о негативном влиянии компьютера, телевизора на здоровье человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени среднего общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй.
Наша школа использует следующие формы работы с семьёй: общешкольное родительское собрание, родительский лекторий по параллелям, мастер – классы с участием родителей, собрание – праздник, Дни Здоровья с участием родителей. С этого учебного года введена традиция проведения спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие мероприятия сближают школу и семью, повышают активность родителей в делах школы, благоприятно влияют на межличностные отношения в семье.
Школа по духовно – нравственному воспитанию тесно взаимодействует и с учреждениями г. Клин
Наши дети активно участвуют в проведении благотворительных концертных программ городских торжественных мероприятий: –День Победы, День матери, Международный женский день; в читательских конференциях, познавательных программах, литературных конкурсах, встречах с интересными людьми на базе Детской библиотеки; в акциях «Чистый город», организуемых администрацией города; в праздновании Масленицы, Дне пожилого человека. С большим удовольствием наши дети посещают концертные программы в школе искусств, кружки в ДДТ.
Для выявления результатов духовно – нравственного развития и воспитания используются следующие методы:
Тестирование (метод тестов Опрос, а конкретно виды опроса:
анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение – описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания.
Я, как классный руководитель, отслеживаю динамику желаний и потребностей детей. В своей работе я использую различные методики. Например,
Методика «Цветик – семицветикЦель: изучение желаний школьников.
Методика «Если был бы я волшебником»
Цель: определить направленность потребностей и желаний школьников.
Школьникам предлагалось назвать три желания, которые они хотели бы осуществить.
Вывод: наблюдается динамика роста духовных ценностей.
Критерием эффективности воспитания и развития является уровень воспитанности, под которым понимается степень сформированности качеств личности. Диагностику уровня воспитанности я провожу по методике Н.П.Капустина. По этой методике ученик оценивает себя вместе с родителями, а ученика оценивает учитель и выводится итоговая оценка.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающиеся на ступени среднего общего образования достигают определённых воспитательных результатов, т.е. получают знания о себе и окружающем мире, приобретают опыт самостоятельного действия через участие в различных мероприятиях. В итоге происходит развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности.
Приложение
Анкета «Определение уровня воспитанности учащихся 5 В класса»
Цель: выявить уровень воспитанности ученика в школе.
Задачи: - определить состояние уровня воспитанности учащихся;
оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;
наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
Объект исследования: система УВП в школе.
Предмет исследования: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания.
Рабочая гипотеза: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.
Методы исследования: анкетирование.
Оценка проводиться по трехбалльной системе:
3 – да
2 – не совсем
1 – нет
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате из таблицы видно, что учащиеся показали отличный результат по изменению личностных показателей воспитанности..
№ Качество личности 3
на начало5кл- конец 5кл. 2
на начало
5кл – на конец 5л. 1
на начало 5кл.-конец 5кл.
1. Любознательность:
мне интересно учиться;
я люблю читать;
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы.
18уч. – 20уч 2уч.- 2уч 2уч- 0уч
2. Я и природа (отношение к природе):
я берегу землю;
я берегу растения;
я берегу животных;
я берегу природу. 12уч – 22уч 10 уч – 0 уч0 уч – 0 уч3. Я и школа:
я выполняю правила для учащихся;
я участвую в делах класса и школы;
я добр по отношению к другим людям.
15уч- 22уч
7уч - 0 уч0 уч -- 0 уч4. Прекрасное в моей жизни:
я аккуратен и опрятен;
я соблюдаю культуру поведения;
ценю красоту в своих делах;
12уч – 21уч 10уч -1уч 0 уч – 0 уч5. Я (отношение к себе):
я самоуправляю собой,
умею правильно распределять время учебы и отдыха;
у меня нет вредных привычек.
7 уч – 19уч 12уч – 3уч 3 уч – 0 учОценивание общего уровня воспитанности школьника.
3 балла – высокий уровень
Школьник осознает свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественным и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельны, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно – образовательную и другую работу. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества.
2 балла – средний уровень
Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями. Учащиеся не всегда понимают ценности получения образования для собственного развития, если они не намерены учиться в ВУЗе. То среднее образование теряет для них смысл.
Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной и другим видами деятельности. Нередко – отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Многие личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения, качеств. Знания учащихся часто поверхностны. Умения ограничены теми видами деятельности, которые для школьника престижны, нужны для его самоутверждения.
1 балл – низкий уровень
Школьники равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества, не видят социального смысла в учении, в трудовой и другой деятельности. Необходимости в среднем образовании не осознают, что порождает отрицательное о ношение к труду, учению, стремление лишь к развлечениям, удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других видов деятельности не достаточно сформированны.