Методическая разработка проекта учебно-воспитательного занятия по спец дисциплине *Допуски и посадки*

Проект педагогического процесса урока по дисциплине «Допуски и технические измерения»

Профессия - Сварщик (ступень квалификации по стандарту 3)
Курс обучения: 1 курс.
Учебная дисциплина (УД) – Допуски и технические измерения, общее количество часов – 38, самостоятельная работа – 19 часов, лабораторно–практические работы – 10часов.
Место УД в учебном плане: общепрофессиональный.
Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК, ПК):
Общие компетенции:
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.



.
Профессиональные компетенции:
ПК 5.2.1.Подготовительно-сварочные работы
ПК 5.2.2. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях
ПК 5.2.3.Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление
ПК 5.2.4. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.

Цели (ожидаемые результаты освоения УД): Должны уметь контролировать качество выполняемых работ; должны знать системы допусков и посадок, точность обработки, квалитеты, классы точности, допуски и отклонения формы и расположения поверхностей.

Критерии (показатели достижения целей): Обучающийся знает основные определения и понятия допусков и посадок, условные обозначения на чертежах, принципы действия ИС, знает причины погрешностей при измерении и способы их определения. Умеет читать рабочие чертежи, выбирать оптимальные ИС, читать размер на ИС, пользоваться наиболее распространенными ИС (100% обучающихся)

Основной тип педагогического процесса – сущностно-репродуктивный с элементами продуктивного;
методы: словесные (дискуссия, рассказ, лекция, беседа), наглядные, практические;
технологии: проблемное обучение, элементы технологии исследовательского обучения, элементы ИКТ;
формы работы: групповая, парная и индивидуальная.

Форма промежуточной аттестации по УД – Дифференцированный зачет.
Проектирование на уровне темы

Название и № темы по программе УД: Тема №2 Сведения о посадках и полях допусков различных соединений.
Объем учебного времени: 12 часов
Место темы в УД, межпредметные связи: УД Чтение схем и чертежей; УД Основы слесарного курса; ОД Математика; ОД Физика. Внутрипредметные связи с темой № 1 Основные понятия о допусках и посадках.
Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС (ОК, ПК)
Образовательная – сформировать и закрепить знания и умения по определению типа посадки соединения деталей, делать расчет посадки и строить схемы полей допусков соединения; сформировать и закрепить умения определять систему образования посадки и пользования таблицами ЕСДП.
Развивающая – развивать мыслительные операции (анализ, синтез, память, техническое мышление)
Воспитательная – воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении заданий; навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Критерии и показатели достижения целей: умение определять тип посадки соединения и производить расчеты по определению гарантированных зазора или натяга, строить схемы полей допусков, определять систему образования посадки соединения, пользоваться таблицами ЕСДП (100% обучающихся)
Основной тип педагогического процесса – сущностно-репродуктивный с элементами продуктивного
Методы и формы оценки образовательного результата по теме: устный опрос, упражнения, проблемная беседа, карточки-задания (по схеме полей допусков соединения определить тип посадки соединения; построить схемы полей допусков и определить тип посадки; определить систему образования посадки, произвести расчет посадки соединения).

Используемые учебно-методические материалы (в том числе, что требуется доработать) –Средства обучения (ТСО, МТБ): Покровский Б.С. Технические измерения в машиностроении: учеб.пособие/ Б.С.Покровский, Н.А.Евстигнеев. – 2-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2012; Зайцев С.А. Допуски и посадки: учеб.пособие/ С.А.Зайцев, А.Д.Куранов, А.Н.Толстов. – 5-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2014; таблицы ЕСДП, карточки-задания.

Проектирование на уровне занятия

Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме) Сведения о посадках.
Урок по теме № 1.
Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи: основной урок в теме. Урок тесно взаимосвязан с предметами «Чтение схем и чертежей», «Основы слесарного дела», «Математика», производственное обучение, взаимосвязан с уроками темы № 1.
Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания):
Образовательная – изучить понятия «посадка», «зазор», «натяг» и раскрыть их сущность; сформировать умение строить схемы полей допусков соединения и по ним определять тип посадки; выявить характерные особенности расположения полей допусков различных соединений.
Развивающая – развивать мыслительные операции (анализ, проведение аналогии, сравнение), речь, память, техническое мышление.
Воспитательная – воспитывать аккуратность при выполнении заданий, самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении и проверке заданий.
Задачи УВЗ:
Актуализация опорных знаний с целью последующего применения их на практике
Демонстрация сборочных единиц с целью выявления различных характеров соединений деталей относительно друг друга
Заполнение таблицы с целью обобщения сведений о посадках и дальнейшем их использовании при расчете посадки соединения
Критерии (показатели) достижения целей:
Умение определять тип посадки соединения по схеме полей допусков соединения
Выполнение самостоятельной работы (100%)
Тип урока: комбинированный
Методы и формы оценки образовательного результата по теме: устный опрос, проблемная беседа, карточки-задания для самостоятельной работы
Учебный материал (основной и дополнительный): учебники, электронные ресурсы, др. литература:
Ведущие методы, технологии, методики: элементы проблемного обучения
Форма предъявления учебного материала учащимся: опорные конспекты в тетрадях, индивидуальные задания для самостоятельной работы (4 варианта), возможности выбора – для улучшения оценки – дополнительное задание
МТБ, ТСО, расходные материалы и т.п.: сборочные единицы, карточки задания для самостоятельной работы; классная доска, ПК, проектор, экран.





Этапы и временные рамки
УВЗ
Цель этапа (ожидаемый результат)
Показатели достижения ожидаемого результата
Деятельность учащихся (методы учения)
Формы организации деятельности учащихся
Деятельность педагога (методы, приемы, способы предъявления учебного материала учащимся, формы контроля)

1. Организационный момент (2 мин)

Готовность к уроку – 100%
Готовятся к уроку.
Фронт. и инд.
Контролирует готовность к уроку.

2. Актуализация изученного материала. Контроль знаний. (8 мин)
Выявить уровень подготовленности и освоения тем предыдущих уроков.
Закрепить знания.
Участие большинства обучающихся в работе (70%). Выполнение заданий на доске – 3 человека.
По чертежу детали с проставленными размерами (на экране) отвечают на вопросы:
1) D(d), D(d)max, D(d)min, ES(es), EI(ei), TD(d).
2) Построить схему поля допуска.
3) Рассчитать предельные размеры и допуск.
Строят в тетради и на доске (1 человек) схему поля допуска размера.
Рассчитывают предельные размеры и допуск размера (аналогично).
Фронт. и инд.
Задает вопросы, вызывает к доске.
Корректирует и оценивает устные ответы и выполнение задания на доске.
Активизирует деятельность обучающихся (просит найти ошибки в ответах, прокомментировать их, повторить определения).

3.Мотивация на изучение новой темы. Сообщение новой темы. (1 мин)
Сформировать познавательный интерес.
Проявление интереса к изучению материала.

Слушают, обдумывают, вступают в дискуссию.
Делают запись темы урока в тетради.

Фронт.
Беседа: Ранее изучались отдельные детали. В дальнейшей вашей работе может возникнуть необходимость ремонта оборудования, т.е. сборочных единиц.
От того, будете ли вы знать, каким образом соединяются между собой детали, зависит исход ремонта оборудования.
Таким образом, успешное изучение темы урока повлияет на ваш профессионализм.


4. Освоение нового материала (20 мин)
Раскрыть сущность понятий «посадка», «зазор», «натяг».





Сформировать умения строить схемы полей допусков соединения деталей; по схеме полей допусков определять тип посадки.
Активность учащихся при объяснении.






Умение анализировать, делать выводы, обосновывать, сравнивать и проводить аналогию.

Заполнение таблицы.















Умение читать чертеж и размеры деталей.

Нахождение ошибки в чертеже.

Анализируют соединения деталей. Делают вывод, что характер соединения зависит от соотношения диаметров деталей: вала и отверстия.
Записывают в тетради определения под диктовку.

Предлагают способы соединения деталей и обосновывают выводы.
Заполняют соответствующие строки таблицы.










Обдумывают и формулируют определения. Приводят примеры из опыта деятельности. Записывают в таблицу.






Анализируют чертеж. На основе освоенных ранее знаний находят в чертеже ошибку и делают вывод о невозможности определить тип посадки соединения деталей. Обобщают, выделяют главное.






Строят отдельно поле допуска вала и отверстия из данных чертежа.
Вспоминают, что для соединения деталей необходимо D=d.
Этим обосновывают, что схема полей допусков соединения строится на одно нулевой линии.

Зарисовывают в таблице на доске и тетради.

Делают выводы об особенностях построения полей допусков разных типов посадок.
Фронт. и инд.
Предлагает рассмотреть сборочные единицы и определить характеры соединения деталей (подвижное, неподвижное).
Сообщает термин «посадка» и дает определение.

Проблемная беседа: В чем различие соединений? Почему в одном случае соединение деталей подвижно и наоборот? Как осуществить соединение деталей, если диаметр вала больше диаметра отверстия?
Сообщает новые термины «зазор», «натяг», их обозначение. Обобщает новые сведения о посадках в таблице на доске.
Беседа: исходя из наблюдений сборочных единиц, просит привести примеры из опыта деятельности и предлагает сформулировать, в каких случаях применяются посадки с гарантированным зазором и натягом.
Проблемная задача: Обратимся к чертежу вал-втулка. Определите, какой из размеров соответствует валу и отверстию? (в чертеже заложена ошибка) Можно ли по такой записи размеров определить тип соединения? Почему?
Дополняет запись размеров на чертеже.

Проблемная беседа: (вызывает обучающихся к доске) Требуется построить схему полей допусков соединения. Что для этого нужно? Необходимо ли строить отдельные схемы для вала и отверстия? Как можно усовершенствовать их? Как будет выглядеть схема? Как расположены поля допусков вала и отверстия относительно друг друга в зависимости от типа посадки соединения?

5. Закрепление изученного материала (10 мин)
Проконтролировать освоение материала.
Выполнение самостоятельной работы – 100%
Самостоятельно, используя таблицу в тетради, выполняют задание.
Осуществляют взаимоконтроль и оценивают деятельность друг друга.
Работа в группах.
Предлагает определить названия деталей в предложенных в заданиях схемах полей допусков и определить тип посадки.
Консультирует. Координирует деятельность обучающихся.

6. Подведение итогов. (4 мин)
Убедиться в сформированности понятий и умении строить схемы полей допусков и определять тип посадки соединения.
Освоение материала – 100%
Обобщают полученную информацию. Слушают. Оценивают результативность своей деятельности.
Фронт.
Подводит итоги и обобщает результат урока, анализирует деятельность обучающихся. Выставляет оценки.






















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТА
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ






Выполнил преподаватель
ГОБУ ЯО Рыбинский колледж
городской инфраструктуры
Барышникова О.В.






2016
15