Педагогический проект Современному ученику — мобильные технологии…


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Черепанова
Педагогический проект
Современному ученику – мобильные технологии…
Проект разработала:
Дороничева Юлия Владимировна
учитель начальных классов
2017г.
Актуальность
«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качества...»
педагог-новатор М. Поташник
Современное образование немыслимо без современных средств обучения.
Сегодня наша школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же – умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы Универсальные Учебные Действия. Об это говорит Федеральный государственный образовательный стандарт. Чтобы их реализовать, возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В практику школьной жизни постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. Всё чаще я замечала в руках моих учеников последние достижения техники – смартфоны, планшеты. Они использовались в основном для просмотра видео, игр и общения в социальных сетях.
Становится актуальным решением проблемы: почему бы не использовать эту современную технику с пользой при обучении?
Социальная значимость проблемы
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным. (ФГОС НОО гл.2 п.9)
Но не во всех школах есть Интернет. В наше время уже невозможно жить без тех возможностей, который он нам даёт. Не могу утверждать, что сейчас наша школа плохо оснащена техническими средствами обучения. А ведь ещё несколько лет назад я и мечтать не могла о компьютере и проекторе в кабинете. Проектор был один на все начальные классы. Теперь у меня оборудованный кабинет: интерактивная доска, проектор. Но всё же, я придерживаюсь мнения, что интерактивная доска не может в полной мере обеспечить личностно-ориентированный подход, организацию работы в группе. У интерактивной доски есть ряд преимуществ, но в этом плане она не может рассматриваться как оптимальный вариант. Здесь работать с интерактивной доской может только один ученик. Что же тогда делать, чтобы каждый ребёнок смог на уроке работать с Интернет-ресурсами? Если выход из этой ситуации?
В такой ситуации естественным действием для учителя является использование некоторых возможностей мобильного устройства школьников для организации работы на уроке. И учитель должен сознательно включить мобильные устройства в образовательный процесс. И я нашла выход. Таким образом, становится понятным, что технология BYODявляется одной из актуальных ИКТ в образовательном процессе.
Основополагающий вопрос
Почему именноBYOD-технология может способствовать развитию всесторонне развитой личности учащегося? Потому, что эта популярная тенденция, получившая название BYOD (BringYourOwnDevise – «принеси свое собственное мобильное устройство») наиболее подходит мне и моим ученикам. У детей появляются свои личные мобильные устройства, которые они приносят в школу. Они могут использовать различные девайсы: смартфоны, планшеты, ноутбуки, нетбуки. Ведь это мобильные персональные компьютеры, имеющие сенсорный экран, модуль wi-fi для обеспечения доступа в сеть Интернет, фотокамеру, микрофон, операционную систему с возможностью устанавливать различные приложения. Дети не только учатся работать с электронными инструментами, они учатся исследовать, у них развиваются метапредметные навыки, стремительно формируются УУД (познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные, что особо важно – комплексно). У детей расширяется информационная среда для познавательной и образовательной деятельности.
Что же всё-таки представляет собой концепция BYOD (BringYourOwnDevise)? Если объяснять очень просто, то это возможность работать с Интернет-ресурсами с помощью любого своего мобильного устройства.
Этапы работы:
1.Постановка цели и задач проекта.
2.Осмысление личного участия в развитии у обучающихся информационной культуры.
3.Разработка и организация занятий, способствующих реализации проекта.
4.Защита полученных результатов.
Цель проекта:
Использование BYOD-технологии на уроках в начальной школе для формирования умений использовать мобильные устройства в учебном процессе.
Задачи проекта:
Познакомиться с понятием BYOD-технологии, с основными проблемами при работе с технологией, а также найти пути их решения.
Изучить ситуацию с наличием мобильных устройств у обучающихся и узнать мнение родителей по этому вопросу с помощью опроса.
Создать благоприятные условия для организации работы на уроке.
Систематизировать и обобщить опыт работы, и разработать буклет для оказания помощи коллегам в данном вопросе.
Гипотеза:
Если я буду использовать BYOD-технологию на своих уроках, то к концу обучения в начальной школе дети будут активно использовать свои мобильные устройства не только для игр, но и для обучения, что приведёт к развитию информационной культуры учащихся.
Участники проекта
Ученики 1А класса и их родители.
Объектом проекта является процесс формирования информативной культуры.
Проанализировав все компьютерные технологии (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), я пришла к заключению, что предметом проекта является процесс использования BYOD-технологии в учебно-воспитательном процессе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный: 2013-2014 учебный год.
Изучение и анализ материалов по теме проекта, внедрение нетрадиционных форм, методов и приемов в учебно-воспитательный процесс.
Основной: 2014-2017 учебный год.
Проведение уроков и мероприятий с использованием BYOD-технологии.
Заключительный: 2017-2018 учебный год.
Подведение итогов, анализ результатов.
Прогнозируемые краткосрочные результаты
Повышение качества обучения;
Активный интерес учащихся к приобретению знаний;
Сформированность умений использовать мобильные устройства в учебно-воспитательном процессе.
Прогнозируемые долгосрочные результаты
Школьники овладеют этическими нормами общения
Повышение мотивации и интереса к обучению
Использование мобильных устройств в процессе обучения в основной и средней школе.
Оценка эффективности реализации проекта
Эффективность проекта заключается в том, что в результате обучения с помощью мобильных устройств и BYOD-технологии, у большинства школьников повысится интерес к обучению; дети научатся использовать мобильные устройства; у них разовьются метапредметные навыки и сформируются УУД (познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные); расширится информационная среда для познавательной и образовательной деятельности.
Оценка рисков
Не у всех учащихся есть мобильные устройства.
Не всем обучающимся разрешат родители принести мобильное устройство в школу.
Не все обучающиеся научились самостоятельно работать с различными мобильными устройствами и Интернет-ресурсами.
Нет помощи в организации и самостоятельной деятельности со стороны некоторых родителей.
Дальнейшее развитие проекта
Продолжить использовать применение BYOD-технологии на своих уроках и внеклассных мероприятиях;
Организовать группу обучающихся (3-5чел.) для выполнения заданий on-line как в группе (на уроке), так и индивидуально (домашние задания).
Функции BYOD-технологии:
Функция самореализации учащихся в ходе использования QR-кодов. (QR-код, небольшой черно-белый квадрат,  который содержит в себе зашифрованную информацию).
Коммуникативная – занятия вводят младшего школьника в контекст сложнейших человеческих взаимоотношений, взаимопониманий.
Терапевтическая – занятия могут и должны быть использованы для преодоления различных трудностей, возникающих у младших школьников в процессе работы с мобильным устройством.
Социокультурная – мобильное устройство является сильнейшим средством социализации младшего школьника.
Развлекательная – обеспечивает создание комфорта благоприятной атмосферой в образовательном процессе.
Диагностическая – мобильное устройство как особое «поле самовыражения» помогает педагогу лучше узнать ребёнка – при работе с Интернет-ресурсами у учащегося проявляются способности и развиваются умения находить нужную информацию и кодировать её с помощью QR-кодов.
Функция коррекции. Мобильные устройств способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживанием, препятствующими их нормальному самочувствию.
Правила использования мобильного устройства в рамках BYOD-технологии:
В рамках BYOD-технологии, ученик использует своё устройство не только для игр и чата, как это было раньше, а для образовательных целей, пользуясь различными программами в соответствии с изучаемой дисциплиной. Задача данной технологии заключается в том, чтобы перевернуть сознание школьников и превратить смартфоны из врагов обучения – в помощников и союзников.
Использование BYOD-технологии помогает обеспечить каждого ученика своим устройством: так как это устройство будет личной вещью учащегося, то оно будет также являться собственностью семьи.
Также технология помогает решить проблему запретов мобильных устройств: теперь нет необходимости запрещать использование телефонов на уроке; учитель направляет и контролирует работу учеников с их планшетами или смартфонами, не оставляя времени на игры.
Однако, несмотря на все достоинства BYOD-технологии, она также имеет свои недостатки. Применяя планшеты или смартфоны в образовательном процессе, для достижения результатов учитель сталкивается с рядом проблем при работе в BYOD-технологии, которые необходимо решать для сохранения данного вида работы на уроке. Остановимся на наиболее важных и рассмотрим пути их решения.
Одна из таких проблем – возможный вред для зрения. Во время работы с электронными устройствами, у детей могут уставать глаза, а впоследствии может садиться зрение. В особо затруднительном положении могут оказаться ученики, у которых уже есть проблемы со зрением. Однако данная проблема легко решаема. Во-первых, учитель должен ограничивать использование мобильных устройств и планшетов на уроке, а именно чередовать работу с электронными ресурсами с другими видами деятельности. Во-вторых, чтобы не рисковать здоровьем детей, у которых уже есть проблемы со зрением, целесообразно ввести групповую работу, и объединить таких учеников с теми, у кого зрение в норме. И наконец, учитель обязательно должен проводить физкультминутки и делать гимнастику для глаз с учениками.
Не у всех обучающихся есть смартфоны и планшеты. Не все родители согласны с такой технологией работы. Целесообразно продумывать командный вариант работы, чтобы каждый учащийся смог что-то сделать на мобильном устройстве. А на родительском собрании нужно обсудить тему об использовании мобильных устройствах на уроке и плюсах BYOD-технологии.
Следующая проблема – незнание учителя всех функций смартфонов и планшетов. Данная проблема довольно распространена, поскольку многие учителя до сих пор относятся к электронным устройствам, как к альтернативе бумажной книги; а ведь возможность замены бумажных учебников электронными аналогами – только малая часть возможностей планшетов и смартфонов. Следовательно, учитель сам должен перед уроком основательно подготовиться и изучить все функции устройств и все возможные приложения, которые будут полезны на уроке.
Возможность учащимся при работе с мобильным устройством учиться, а не развлекаться. Для этого нужно организовать работу таким образом, чтобы у учащихся не было времени на отвлечение. Такой же эффект даёт и групповая работа.
Планирование образовательной деятельности таким образом, чтобы использование BYOD-технологии было не только уместным, но и необходимым.
Сложность планирования работы с помощью BYOD-технологии «вне стен класса» или вообще вне школы. Для этого нужно чётко ставить образовательные цели и проанализировать тематическое планирование на год, чтоб наметить темы, в рамках которых возможна работа вне стен класса и экскурсионная работа. Даже один такой урок в полгода надолго запомнится учащимся, если он будет эмоционально и хорошо подготовлен.
И наконец, достаточно актуальны технические проблемы, такие, как доступ к Интернету, возможность доступа ко всем устройствам одновременно во время работы в классе, осуществление безопасного контента, а также одновременная зарядка устройств. Конечно, данные проблемы учителю тяжело решать в одиночку. Для этого в школе должен быть технический специалист или учитель информатики, который помог бы наладить работу и предоставить учителю возможность не отвлекаться от основной задачи – преподавания.
Это далеко не исчерпывающий список проблем и трудностей, с которыми может столкнуться учитель, который решил работать с BYOD-технологией. Однако я считаю, что это не повод отказываться от данного вида учебной деятельности, поскольку преимуществ у данной технологии всё же больше, чем недостатков. 
Этапы работы с мобильным устройством при работе с BYOD-технологией:
1 этап: познакомить учащихся с BYOD-технологией, с помощью которой у учащихся развивается информационная среда для познавательной и образовательной деятельности;
2 этап: использование QR-кодов при расшифровке текста или графического рисунка;
3 этап: использование QR-кодов при кодировании текста или графического рисунка;
4 этап: на этом этапе учащиеся самостоятельно пробуют закодировать любой текст или графический рисунок для своих одноклассников.
Принципы построения проекта:
Сегодня надо уметь и учащимся, и педагогам работать с новыми компьютерными технологиями, обрабатывать с их помощью те огромные объёмы информации, с которыми мы вынуждены оперировать. Информация умножается в разы, многое устаревает, поэтому учиться приходится всю жизнь. Облегчить решение этой задачи могут именно компьютерные технологии. Однако сегодня их надо не только внедрять, но и стараться оценивать, насколько эффективно они работают в образовательном процессе. В такой ситуации современный мобильный телефон с выходом в Интернет не будет мешать на уроке, а скорее помогать. Но не всё так просто: если для детей переход к новым компьютерным технологиям этот один шаг, то для учителя это целый путь, потому что у педагога сильна привычка к традиционным метода обучения. С помощью разумно используемых технологий сегодня реально научиться самому и обучить других, поскольку даже самый застенчивый ученик с помощью компьютерных технологий может показать учителю, что она хорошо понимает и чего пока не усвоил.
Прежде чем приступить к реализации проекта в первом классе я провела опрос у учащихся и их родителей на родительском собрании по наличию мобильных устройств с выходом в Интернет и возможности принести мобильное устройство в школу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, 3)
После этого в начале 1 класса была проведена входная диагностика обучающихся на предмет выявления уровня сформированности информационной культуры. В анкетировании приняли участие ученики 1а и 1б классов. Анкета содержала вопросы, выясняющие осведомлённость учащихся об информационных ресурсах современного общества; умение школьников перерабатывать полученную информацию. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
На тот момент результат был низким, у учащихся недостаточно сформирована информационная культура. Но всё же я решила начать работу по использованию мобильного устройства на внеклассных мероприятиях в групповой работе. Родители, наблюдая за процессом обучения с помощью мобильного устройства, стали поощрять своих детей, и в результате к концу первого полугодия второго класса у многих появились мобильные устройства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, 3) И тогда я решила перейти к использованию BYOD-технологии, а чуть позже познакомила учащихся с QR-кодами.
Используя в своём классе различные формы BYOD-технологии в организации учебного процесса, в том числе и QR-коды, с целью формирования информационной культуры учащихся в конце первого полугодия третьего класса диагностика была повторена и проведён сравнительный анализ. Произошли положительные результаты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Работа по формированию информационной культуры (в основном на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира) приносит положительные результаты. Дети участвуют и занимают призовые места на всероссийских конкурсах и олимпиадах. На уроках регулярно готовят сообщения и мини-проекты, разрабатывают задания и викторины для одноклассников, оформляют буклеты, пользуясь мобильными устройствами, QR-кодами, дополнительной литературой и услугами библиотеки. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Опытом работы по использованию BYOD-технологии, QR-кодов в учебном процессе делюсь с коллегами:
Выступала на школьном методическом объединении учителей начальных классов (декабрь, 2016 г.)
Выступала на педагогическом совете по использованию BYOD-технологии, QR-кодов учащимися начальной школы (январь,2017 г.)
Стала призером в Муниципальном конкурсе педагогических проектов среди учителей начальных классов (февраль, 2017 г.)
Работа над полной реализацией проекта не закончена, она будет продолжаться в дальнейшем на первом уровне обучения (3-4 классы) до окончательного завершения.
Мобильные технологии позволяют усилить мотивацию ребенка, оптимизируют воспитательный процесс, вовлекают в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивают самостоятельность, творчество и критическое мышление детей. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности смартфонов и планшетов здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Таким образом, работу с мобильными устройствами необходимо продолжать и дальше, чтобы добиться поставленной цели.
Библиографический список
1.Интернет портал  ProШколу.ru2. Сетевые образовательные сообщества – «Открытый класс»
3. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»- nsportal.ru
4. Голицына И. Н. доцент, к.ф.-м.н., заведующая кафедрой  экономической информатики и  математики Мобильное обучение как новая технология в образовании. http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v14_i1/html/1.htm5. Зильбер М. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе
 https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=14399&showentry=61786. Милкус А. «8 приложений - в день учителя» (Газета «Комсомольская правда» от 05.10.2015 г.)
7. Использованы материалы конференции "Дидактика XXI века"
http://didaktika.org/2014/p/ispolzovanie-mobilnyh-tehnologij-v-obrazovatelnom-processe8.ФГОС НОО