Из опыта работы по поддержке талантливой молодежи — доклад на методическом объединении заместителей директоров по воспитательной работе в

Доклад "Из опыта работы по поддержке талантливой молодежи"


«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Кроме того, выделяют знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, относить к категории талантливых можно тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых  обычно одаренными. ( Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность). ( Дети с высоким уровнем творческих способностей ( творческая одаренность). ( Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. (юные музыканты, художники, математики, шахматисты). Эту категорию чаще называют талантливыми. - Дети, хорошо обучающиеся в школе ( академическая одаренность).
Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. И если не разглядеть их, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и еще, конечно, над собой приносит свои плоды, мои воспитанники являются победителями и призерами конкурсов различных уровней.
Так, с самых первых лет своей работы в «Акчеевской СОШ» я стала участвовать с воспитанниками в различного рода конкурсах, этому обязывала моя должность – заместителя директора по ВР и старшей вожатой. Общаясь непосредственно с детьми, окунулась в атмосферу тепла, дружелюбия, доверия, открытости детских сердец по отношению ко мне. Работа с детьми на протяжении вот уже семи лет, дает мне невероятные силы, вдохновение, радость, оптимизм, веру в завтрашний день. А благодаря нашей совместной работе с воспитанниками этот завтрашний день приносит неплохие результаты. В конкурсе «Одаренные дети», я начала участвовать в номинации «Изобразительное искусство», затем «Художественная фотография» с ученицей Кудяевой Анастасией, ныне студенткой 3 курса факультета национальной культуры, выбор которого сыграло участие в конкурсе «Одаренные дети». Целеустремленная девочка, участвуя первый раз, не была довольна результатом. И в следующем году удвоив свои усилия, стала обладателем Гран при республиканского конкурса «Одаренные дети»!
В этом же конкурсе блестящих результатов добилась моя воспитанница Чебырова Наташа, ныне наша выпускница, которая всегда ставит перед собой цель и добивается её. Так, в 2013-2014 учебном году в номинации «Режиссерское и операторское искусство» Наташа стала победителем в районе, обладателем Гран при в городе Саранск и заняла 1 место на Московском международном форуме талантливой молодежи «Одаренные дети 2014». В 2014-2015 учебном году снова ее победа в районе и первое место в городе Саранске. Также следует отметить блестящую победу этой ученицы на районном этапе конкурса «Ученик года 2015» и достойное представление своего района в столице нашей республике: лауреат конкурса и победитель в номинации «Я помню! Я горжусь!» Про таких как, Чебырова Наташа говорят: «Талантливый человек – талантлив во всем!» Успешно занимается съемкой видеороликов, фильмов – первое место в районном конкурсе «Ещё дубль!», номинация «Портрет»; первое место в районном конкурсе социальной рекламы «Стильно, позитивно, быть здоровым – жить активно», номинация «Видеоролик», призер районного конкурса «Лидер всегда впереди», победитель исследовательских работ «Мой храм», активная участница детского татарского коллектива «Дуслык».
Активное участие уже не первый год принимаем с воспитанниками в конкурсе литературных работ «Искусство слова» и занимаем призовые места в районе и республике. Произведения наших воспитанников опубликованы в сборнике работ республиканского конкурса «Искусство слова». Так в 2014-2015 учебном году Кутуева Диляра стала победителем республиканской творческой олимпиады «Искусство слова , посвященной 70-летию Великой Победы.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с талантливыми детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие способностей во внеурочной деятельности ( конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Для этого я создаю базу данных по одаренным детям, которую ежегодно дополняю и корректирую:
 БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ на 2013-2014уч. год

^ Ф.И.О. ученика
Класс
Дата рождения
Год занесения в базу данных
Область деятельности (конкретно)
Наставник

1
Чебырова Наташа
10
2
2006
интеллектуальная
Мещерова С.В., Галдина С.А

2

Шиндин Артём
7
2
2007
художественная

Ямщикова И.М., Агишева Т.А.

3
Кутуева Диляра

7
2
2007
актерское мастерство
Юртаев М.А.

4
Первойкина Ирина
7
2
2007
вокал
Галдина С.А.



РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  Ежегодно оформляется мной таблица результатов участия учащихся в конкурсах и олимпиадах
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей.
Невозможно привить интерес к дисциплине и творчеству ребятам, если сам учитель не увлечен этим творчеством. Поэтому я постоянно нахожусь в поиске современных достижений науки, подходах к воспитанию детей, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы.
В своей работе использую различные формы и методы: беседы, диспуты, игры, КТД. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей. С талантливыми детьми я занимаюсь дополнительно после уроков: создаем исследовательские работы, проекты, снимаем ролики.
Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности. Как известно, режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Поэтому я. в ходе проведения родительских собраний, уделяю внимание родителей на режиме дня ребёнка. Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект учащихся развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Успешное воспитание каждого ребенка в полной мере возможно, если будет обеспечено не только взаимопонимание, но взаимодействие семьи и воспитательной системы школы. Поэтому в нашей школе идет активное привлечение родителей к воспитанию не только своих детей, но и включение их в единый общешкольный воспитательный коллектив, когда классные праздники и общешкольные мероприятия проходят с участием родителей.
Стремлюсь добиться также того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно, лишь благодаря, самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та по которой сам - прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
. Одним из главных направлений в работе с талантливыми детьми считаю работу с педагогическим коллективом. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования и к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Среди проблем воспитания и обучения на центральное место все чаще выдвигается задача создания условий для максимальной реализации способностей детей. Почти все дети одарены в той или иной области, главное – помочь раскрыть и реализовать потенциал ребенка. Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества
И я сделала для себя вывод, который стремлюсь донести и до коллектива учителей, что для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо в первую очередь, много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Учить одарённых детей труднее, чем «обычных», ибо их ум постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика.  Традиционным видом работы с одарёнными детьми также является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание клуба знатоков и многие другие. Также сетевое взаимодействие школы с Детским Домом Творчества развивает культурно-досуговую, дополнительную образовательную деятельность учащихся, предоставляет новые образовательные возможности, обеспечивает условия для получения качественного дополнительного образования учащимся школы. Все перечисленные методы, приемы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.
Такие особенности учащихся школы, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что среди учащихся школы есть дети, которых можно назвать одаренными. В любом ребёнке можно обнаружить потенциальные способности и признаки одарённости в разных областях. Наша позиция – создание условий для оптимального развития потенциальных способностей всех детей, включая тех, чьи способности в настоящий момент могут еще не проявиться, а также тех, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Создание условий для развития потенциальных способностей каждого ребенка есть главное направление работы школы.  Но вместе с тем есть и свои проблемы. Одна из них это малый контингент учащихся, Вторая -психологическое сопровождение детей должно проводиться профессионалами, педагогами- психологами, а адаптация таких детей должна проходить под наблюдением социального педагога, которых, к сожалению, в нашем штате школы нет.
Я понимаю, что несу ответственность перед моими воспитанниками за их счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценных, зрелых граждан, готовых самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. И, хотелось бы, чтобы в основе   работы каждого учителя с учащимися по развитию творческих способностей лежали слова  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».


Богом данный, данный свыше.
Одаренность – это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.




Желаю здравствовать, трудиться, Детей учить, у них учиться Той доброте, что дарят дети. За судьбы их мы с вами в ответе.



























Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»






Районное методическое объединение
классных руководителей


ДОКЛАД: «Из опыта работы по поддержке талантливой молодежи»







.  Заместитель директора школы по ВР   МОУ «Акчеевская СОШ   Галдина С.А.











2014-2015 учебный год
15