Необычное кулинарное путешествие-внеклассное мероприятие


Сценарий внеклассного мероприятия – праздника
«Необычное кулинарное путешествие – кулинария в музыке, живописи, литературе , кулинарные музеи»
в рамках образовательной программы М.М.Безруких,
А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании»,
3 часть «Формула правильного питания»

Баразгова Анжелика Руслановна,
Учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №42, г. Владикавказ
Цель: эффективное формирование культуры здоровья подрастающего поколения.
Задачи:
• Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.
• Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.
• Развитие культурного кругозора учащихся, формирование интереса к различным видам искусства.
• Пробуждение интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
-развитие познавательного интереса к материалу;
-применение в повседневной жизни правила здорового образа жизни;
-способность к самооценке и самоконтролю деятельности;
Регулятивные УУД:
- составлять план решения проблемы;
- сверять свои действия с целью;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации;
- добывать новые знания и перерабатывать их: сравнивать и группировать, определять причины явлений;
- раскрывать принципы здорового образа жизни.
Коммуникативные УУД:
- доносить собственную позицию до других;
- оформлять свои мысли;
- высказывать свою точку зрения;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
- быть готовым изменить свою точку зрения;
Оформление зала:
плакаты с высказываниями
Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья (А.Шопенгауэр)
Здоровый нищий счастливее больного короля (А . Шопенгауэр - немецкий философ. Среди всех жизненных благ на первое место ставил здоровье)Здоровье – это не всё, но всё – ничто без здоровья.( Соломон – великий израильский царь, правящий в первом тысячелетии до н. э. Известен своей мудростью, умением найти справедливое решение для самых сложных проблем).
на доске карта России с прикрепленными на территориях республик (РСО-Алания, Республики Дагестан, Республики Татарстан, Краснодарского края (по количеству команд)) рисунками национальных блюд
Ход мероприятия.
Ведущий 1 . Добрый день, уважаемые гости и участники конкурса «Необычное кулинарное путешествие»! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Ребята, а что такое праздник? Праздник – это улыбки! Это подарки! Это хорошее настроение! Это счастливые воспоминания! Праздник украшает нашу жизнь, делает её более светлой и яркой. Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья. Жизнь без праздника – всё равно, что небо без солнца! Подарите себе и окружающим искреннюю улыбку, и мы будем счастливы!
Ведущий 2.
Много разных стран на свете,
И над каждой солнце светит,
И везде смеются дети,
Подрастая день за днём.
Мы тебя с собой зовём
Путешествовать по свету,
Изучать планету эту.
Ну, смелее же, идём!
Ведущий 1.
Мы приглашаем Вас в кулинарное путешествие! Кулинария – сфера жизни, которая оказалась тесно связанной с искусством, творческой деятельностью человека. На протяжении многих тысячелетий еда для людей была не только источником насыщения, но и служила для получения удовольствия и наслаждения – вкусового, эстетического.
Ведущий 2.
Не случайно «кулинарная» тематика нашла своё широкое отражение в произведениях искусства, став в этом случае уже источником вдохновения для создания живописного, музыкального, литературного произведения.
Ведущий 1.
Участники представьтесь, пожалуйста! (4 команды параллели 4-х классов выходят на сцену)
1команда – «Белки»
2 команда – «Жиры»
3 команда – «Углеводы»
4 команда – «Витамины»
Болельщики – «Минеральные вещества».
Участники путешествия хором:
«Продукты разные нужны – блюда разные важны».
Ведущий 2 представляет состав жюри: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель музыки, учитель изобразительного искусства.
В путь!!!
1 конкурс (на карте РСО – Алания) – Кулинария в живописи.
Капитан команды: Одним из наиболее известных жанров живописи, тесно связанным с изображением еды, продуктов, атрибутов стола, стал натюрморт. В переводе с французского это слово означает «мёртвая натура». В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Сам натюрморт как жанр живописи зародился в Италии в 15 веке. Особую роль в развитии этого жанра сыграли фламандские и голландские художники. Их полотна очень часто посвящались кулинарной тематике. Они назывались «штил лебен» - «тихая жизнь».
Информационная справка для организатора праздника.
В развитии натюрморта можно выделить несколько этапов. Вначале было принято предметы быта изображать с небывалым изяществом. Для натюрмортов были характерны декоративная нарядность форм, яркость красок, праздничность. В таком виде натюрморт просуществовал вплоть до середины 19 века, когда французский реалист Гюстав Курбе создал свою собственную школу натюрморта. Для неё было характерно максимальное приближение к реальности, отказ от «парадности» и определённого «приукрашивания», свойственного натюрмортам 17-18 веков. В России натюрморт как жанр стал привлекать к себе внимание только в конце 19 века. Ещё одно направление в живописи, связанное с кулинарией-бытовой жанр. Он является одним из наиболее древних в искусстве и посвящён изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые (жанровые) сцены, известные с глубокой древности ( в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах) и т.д. Одна из тем бытового жанра – еда. Среди русских художников, писавших в жанре бытовой живописи, следует назвать А.Федотова, А.Венецианова, Б.Кустодиева.
Задание командам: «Разделиться на две группы – одна подгруппа рисует натюрморт, изобразив на ватмане любимое блюдо, другая подгруппа – называет авторов и названия предложенных произведений живописи.(Презентация)
( К.Моне «Яблоки и виноград»,(слайд1)
П. ван Нурт «Рыбный натюрморт», (слайд2)
Виллем Клас Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом», «Завтрак с крабом», (слайд 3-4)
Иозеф де Брай «Натюрморт со стихотворением в похвалу селёдке»,
Сезанн «Плоды в вазе в форме раковины», (слайд 5-6)
К.А.Коровин «Розы и фрукты», (слайд 7)
И.Э.Грабарь «Цветы и фрукты на рояле», «Неприбранный стол») (слайд8-9)2 конкурс (на карте Республика Дагестан) – Литературный.
Капитан команды: «Здоровый человек с благородным складом ума, -сказал Теккерей, - наслаждается описанием хорошего обеда не меньше, чем самой трапезой». Кулинарная тематика занимала и занимает заметное место и в литературе. Уже у античных авторов можно встретить подробное и яркое описание сцен приёма пищи. (Платон, Ксенофонт, Плутарх, Геродот, Гомер). Сцены пиров дают представление не только о кулинарных пристрастиях и обычаях древних греков и римлян, но и культуре народа в целом: «Застольные опросы» Плутарха, «Пир» Платона, «Пирующие софисты» Афинея.
Задание командам: Еда, трапеза, описаны во многих литературных произведениях. С помощью кроссворда проверьте, хорошо ли вы их знаете.
По вертикали: 1.Какой кашей кормил Балду поп в сказке А.С. Пушкина? 2.Из чего приготовили себе завтрак Том Сойер и его друзья в «лагере счастливых пиратов»? 3. Какой приправы было слишком много в супе, который варила Герцогиня в повести «Алиса в стране чудес». 4.О каком напитке идет речь в рассказе «Ровно 25 кило» В.Драгунского? 5. «… я научился печь… лепёшки и пудинги…», - так рассказывал о себе герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». А из какой крупы Робинзон готовил себе эти блюда?
По горизонтали: 1. Какое блюдо приготовил Карлик нос Герцогу, после чего Герцог назначил его главным поваром при дворе (имя автора сказки).2. Какому блюду посвящена баллада английского поэта С. Мильна (название баллады). 3. О каком блюде идёт речь в рассказе «Всё тайное становится явным» В. Драгунского?
Ключ для конкурса «Кроссворд»
По вертикали. 1. Полба. 2.Рыба… 3. Перец… 4. Лимонад… 5. Рис.
По горизонтали. 1. Суп… 2. Бутерброд… 3. Каша.
4.
5. 1. 1. 3. 2. 2. 3. Информационная справка для организатора праздника.
Кулинарная тематика продолжает находить своё отражение и в литературе Средних веков («Песнях» Бернарда де Вентадорна, «Песнях трубадуров». В их поэзии отражается быт того времени, стороны жизни, связанные с приготовлением и приёмом пищи, кулинарные традиции и обычаи .На Руси самым известным литературным памятником Средневековья, связанным с кулинарной тематикой, стал «Домострой» - книга, регламентирующая повседневный быт. В литературе Западной Европы в 19 веке сформировалась уже отдельная область кулинарного жанра, где были свои классики: Брийа Саварен – «Физиология вкуса», Гримо де ля Рейнер – «Альманах гурманов» и т.д. Знаменитые писатели и философы посвящали своё время созданию «кулинарных шедевров». До сих пор во Франции большой популярностью пользуется «Большой кулинарный словарь», написанный А. Дюма, книга «Наука еды» философа Мишеля Монтеня .В русской литературе 19 века кулинарная тематика также была представлена в поэзии – так, А.С. Пушкин упоминает «о разных кушаньях и пробках» (Евгений Онегин) .Большое внимание гастрономии уделяется в произведениях В.С. Филимонова (1787-1858), которого называли «кулинарным поэтом». Безусловно, следует отметить и произведения Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», М.Е. Салтыкова-Щедрина («Как мужик двух генералов накормил») … В современной литературе кулинарная тема также не обойдена вниманием. Это и разнообразные пособия по приготовлению еды, и научно-популярные произведения, рассказывающие об истории кулинарии, культурных обычаях, связанных с приготовлением пищи. Существует даже специальная международная премия Джеймса Берда, присуждаемая авторам наиболее ярких произведений.
3 конкурс ( на карте - Республика Татарстан) – Музыкальный.
Капитан команды: Кулинарная тема нашла своё отражение и в музыке. Великий немецкий композитор И.С. Бах посвятил целое произведение…напитку. Оно так и называется – «Кофейная кантата» (кантата - небольшое музыкальное произведение, исполняемое певцами – солистами и (или) хором в сопровождении инструментов). Рассказать о продукте может не только музыка, но и танец. Так, в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» есть 4 танца, которые исполняют сладости и напитки – Чай, Кофе, Драже, Шоколад. Продукты танцуют и в балете Ильи Саца «Синяя птица». Вместе с главными героями сказки в путь за Синей Птицей, исполняющей любые желания, отправились Хлеб, Молоко, и Сахар. Среди композиторов было много гурманов, с именами которых связаны не только музыкальные шедевры, но и рецепты блюд. Так, во Франции широко известны «Куриные грудки «Берлиоз»», названные в честь великого композитора Гектора Берлиоза, «Яйца» Обер»», «Утка а –ля Россини»
Задание командам: спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.
Информационная справка для организатора праздника.
Песни о еде: Конфетки - бараночки; 2 кусочека колбаски, У меня лежали на столе; Яблочко; Яблони на снегу; Ягода малина нас к себе манила; Каравай; Я шоколадный заяц; Горький шоколад, сладкий чай; Песня про куличи и про борщ (Улица Сезам); Калинка – малинка; У самовара, я и моя Маша; Антошка, пойдём копать картошку; Вишня, вишня, зимняя вишня; Состояние у тебя истерическое, Скушай доченька яйцо диетическое …
4 конкурс (на карте Краснодарский край) - Музейный.
Капитан команды: Музей ( от греческого «дом муз») – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. В разных странах есть кулинарные музеи, посвящённые определённому продукту или блюду. Так, в мире существует 13 музеев хлеба, 6 музеев шоколада, 8 музеев молока и молочных продуктов. О еде, традициях питания, истории кулинарии можно узнать, посетив краеведческий или исторический музей. Уч-ся отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, история кулинарных праздников, кулинарных музеев).
Задание командам: придумать музей, посвященный любимому продукту или блюду. Как он будет называться? Какие залы в нём будут? Какие экспонаты вы бы в нём разместили?
Подводятся итоги конкурса – слово предоставляется жюри.
Родители: «А мы всех приглашаем на дегустацию блюд народов России» (блюда, выделенных на карте республик)
Ведущий 1. Вот и закончилось наше необычное кулинарное путешествие!
Ведущий 2. Как говорится в поговорке, в гостях хорошо, а дома лучше!