Конспект группового логопедического занятия на тему Деление слов на слоги, составление слов из слогов(1 класс)

Конспект группового логопедического занятия
1 класс
Тема: Деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Цели:
Упражнять в различении слогов и слов.
Дать понятие об открытых и закрытых слогах.
Дать ученикам представление о слогообразующей роли гласного, упражнять в выделении гласного из слов.
Упражнять в словообразовании односложных слов в двусложные суффиксальным способом.
Учить делить двухсложные слова на слоги.
Упражнять в придумывании слов по заданному слогу.
Продолжать учить детей изображать слова графически – схемой.
Обогащать лексику учащихся словами весенней тематики.
Развивать фонематический слух, внимание и слуховое внимание.
Развивать мелкую моторику.
Развивать память.
Развивать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: карточки со слогами и шнурочки, карточки со слогами и словами, карточки с предложениями, иллюстрации капели (демонстрационные и раздаточные), символы открытых и закрытых слогов, мяч, тетради, ручки, игра «Соедини одинаковые по форме шарики ниточками», карточки со словами, карточки с предложениями, ножницы, конверты на каждого ученика, цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
У каждого ребёнка – лежат 4 слога: СЛО, ГИ, СЛО, ВА (слоги перемешать). Логопед предлагает сложить из них слова, соединив их верёвочкой (через дырочки).
– Прочитайте слова! Это будет темой нашего занятия! Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (О словах и слогах)
II. Понятие о закрытых и открытых слогах
– Слоги бывают ЗАКРЫТЫМИ и ОТКРЫТЫМИ. Логопед показывает демонстрационные карточки-символы этих слогов: Замок и полуоткрытая дверь. – Когда в конце слога воздух выходит свободно – это ОТКРЫТЫЙ СЛОГ: ПА, РУ, ЛО, ТУ, БЫ. – А когда в конце слога воздух встречает преграду – это ЗАКРЫТЫЙ СЛОГ: ТЁЛ, КОС, КАР, МЕР, КОШ. – Какой может быть преграда? (Зубы, губы, язык).
III. Развитие фонематического слуха и слухового внимания (работа с раздаточным материалом: карточками-символами слогов).
– Послушайте слоги и поднимите соответствующий символ: НА, ЛАП, ЗИ, ТУ, МАВ, ПА,КОФ, ЛОД, СТА, КОШ, БО, РАМ, РУ.
V. Составление слова из слогов
Логопед произносит слог КА (показывает карточку-слог). – Вам понятно, что я произнесла? Почему?
Логопед соединяет 2 слога вместе на доске. Получается слово КАПЕЛЬ. Перевернув карточку, получается картинка этого слова.
Вывод: Сначала я произносила ЧАСТИ слова, поэтому было непонятно. Часть слова называется СЛОГОМ. Когда части соединились, получилось СЛОВО.
VI. Работа со словом. Штриховка
– Как вы понимаете слово КАПЕЛЬ? (Когда снег тает на крышах и на деревьях, превращается в капельки). – В какое время года бывает КАПЕЛЬ? (Весной)
Апрель, апрель! На дворе звенит КАПЕЛЬ. Звонко капают КАПЕЛИ Возле нашего окна, Птицы весело запели: «Чив-чив-чив, пришла весна!»
Штриховка капель цветным синим карандашом на индивидуальных карточках.
VII. Работа с карточками
– Прочитайте то, что написано на карточках, определите, где СЛОГ, а где СЛОВО.
1)ДРО 2)СКИ 3) ШУБ СНЕГ ГОД ЛУЧ
4)ЛИСТ 5) САД  6)ЦВЕТ ЖУР ЛЫВ БРО
Физкультминутка «Танец в кругу»
Мы сейчас пойдём направо дружно. А потом пойдём налево дружно. В центре круга соберёмся дружно. И на место все вернёмся дружно. Мы тихонечко присядем дружно.
Дети берутся за руки, становятся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

И немножечко приляжем дружно.
Дети складывают руки под щекой.

Мы поднимемся тихонько дружно. И попрыгаем легонько дружно.
Выполнять движения в соответствии с текстом.

И похлопают ладони дружно.
Хлопают в ладоши.

Повернёмся мы направо дружно.
Поворот направо.

Не начать ли нам сначала дружно?
Дети снова берутся за руки.

Упражнение для глаз (выполняется за столами с индивидуальными карточками – слежение глазами за направлением рисунка с помощью указок).
Рисунок: ваза с весенними цветами – тюльпанами.
VIII. Работа в тетрадях и на доске: графическое изображение слов
– Каждое слово можно разделить на слоги с помощью хлопков.
Логопед показывает, как разделить слово ЖУК(один хлопок) – 1 гласная У.
– Значит, 1 слог. А теперь ласково называем слово ЖУК-ЖУЧОК (2 хлопка) – 2 гласные У,О. Значит, 2слога.
________________________ __________________________ У У О __________ _________ ________ ЖУК ЖУ- ЧОК
Вывод: сколько гласных, столько и слогов (столько и хлопков).
– Вспомните, какое слово было у вас на карточке? (СНЕГ, ГОД, САД, ЦВЕТ, ЛИСТ, ЛУЧ).
Далее ученики по очереди отхлопывают свои слова.
– Каждый, кто будет выходить к доске, называет своё слово ласково и делит его на слоги с помощью хлопков (СНЕ-ЖОК, ГО-ДИК, СА-ДИК, ЦВЕ-ТОК, ЛИС-ТИК, ЛУ-ЧИК).
IX. Работа с карточками
Игра «Соедини карандашом одинаковые по форме шарики ниточками». Прочитать получившееся слово. Раскрасить шарики цветными карандашами. Вписать эти слова в клеточки. Разделить их чёрточками на слоги:
ЛУ-ЧИ РЕ-КА ТУ-ЧА РО-ЗА ВО-ДА
Физкультминутка с мячом. Игра «Доскажи словечко»
1) ЁЛ (КА) СКВО-(РЕЦ) ЦВЕ-(ТЫ) ТРА-(ВА) СЛО-(ВА) ГНЕЗ-(ДО) 2) РУ- (ЧЕЙ) ПАЛЬ-(ТО) КУРТ-(КА) РУ- (КА) ЛА-(ПА) ДЕ-(ТИ) 3) ВЕС- (НА) ВЕТ-(КА) ЗОН-(ТИК) ШАП- (КА) ЧЕР-(ВЯК) КУС-(ТЫ)
X. Работа в тетрадях: деление предложений на слоги
У каждого ученика – карточка с напечатанными предложениями. Хлопая в ладоши, чёрточками надо разделить предложения на слоги.
Лиза взяла зонтик. Мама вела Машу. Вова видел жука. Птицы пили воду. Вика рвала цветы. Весной была капель.
XI. Изготовление игры: работа с ножницами
У каждого ученика на тарелочке лежит по 6 двусложных слов и ножницы. Слова нужно разделить хлопками и разрезать ножницами на части. – Как называется ЧАСТЬ слова? (СЛОГ) – Разрежьте слова на слоги! Слова на карточках: НЕБО, ЛУЧИК, ЛУЖИ, ЛИСТОК, ВЕТЕР, ДОЖДИК. – Сложите слоги в синие конвертики! Каждый сделал себе игру! Поиграете в классе с друзьями или дома с родителями. Можете добавить новые слова!
XII. Итог
– Что нового вы узнали на занятии? – Что такое СЛОГ? – Что такое СЛОВО? – Какое задание вам было интересно выполнять?
В конце занятия ученики берут карточки с капелью (штриховка), карточки с шарами (соединение линиями и раскрашивание) и игры в конвертах, сделанные самими детьми.