Конспект урока музыки в 4 классе: М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин. За Русь мы все стеной стоим








Конспект
рока Музыка в 4 «А» классе
Базовой общеобразовательной школы
Филиала СГПИ в г. Железноводске
студентки 3-1 Н группы
Гуманитарного факультета
Марухиной Марии Сергеевны


Конспект заверен

учителем /_______________
подпись Ф.И.О.

методистом /_______________
подпись Ф.И.О.
Дата проведения урока – 4.03.2015

Отметка за урок - _______________ __________
подпись
Тема: М. И. Глинка. «На балу у польского короля».

Цели урока: знакомство учащихся с бальными танцами –полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки; развитие логического мышления, речи, познавательной активности через проблемные ситуации, музыкальных способностей детей; воспитание музыкальной культуры учащихся, интереса к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши.

Тип урока – урок освоения новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
Осмысливать полученную информацию;
Оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные:
Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;
Излагать свою точку зрения;
Глубже понимать смысл произведения;
Анализировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Воспринимать музыку как образное искусство;
Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на музыку.

Планируемые результаты:
1.Предметные: понимание основных закономерностей музыкального оперного искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне.
2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Ресурсы:
1.Основные (программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной);
2.Дополнительные (проектор, ноутбук, колонки, презентация, материал для прослушивания).

Ход урока.
Этап урока,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Представление




- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки.



II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня мы с вами отправимся в мир музыки и гармонии, погрузимся в атмосферу ярких образов и таинственных приключений.




III. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
1. Подведение к теме урока
2.Постановка проблемы
3. Актуализация опорных знаний
-Посмотрите на экран, что же видите вы там?
Слайд 1. Звучит музыка М.И.Глинка увертюра к опере "Иван Сусанин" (Большой театр оперы и балета. Театр оперы и балета в Ижевске. Театр Ла Скаала.)
Слайд 2.
Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. А.С.Пушкин
-Мы в музыкальном театре. Вспомним, что такое театр.
Слайд 3.
-Театр ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - место для зрелищ) - одно из направлений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.
Слайд 4. -Кто в театре ставит действие?
-А кто сопровождает действие на сцене?
-Постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на этой сцене?
-Что такое опера?

-Что такое балет?


-Как называют людей, которые пишут эти произведения?
-А сейчас внимание на экран. Фрагмент оперы или балета вы видите?
АРИЯ СУСАНИНА ИЗ ОПЕРЫ «ИВАН СУСАНИН»
Слайд 5. Название оперы, автор, портрет, годы жизни.
Слайд 6.
-Вспомним содержание оперы.
-Сегодня театр приглашает нас вновь занять по удобней места и продолжить знакомство с этой оперой. Мы отправляемся на бал.
-А что такое бал?
Слайд 7.
-Бал (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] bal) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.
-Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], следующих в заранее определённым порядке.
-Как называются танцы, которые танцуют на балах?
Слайд 8.
-Мы отправляемся на бал, и тема нашего урока звучит так "Бал в замке польского короля". Она созвучна названию 2 действия оперы. Как вы думаете, что мы должны узнать?
-Закройте глаза и представьте: роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами - 4 танца звучат один за другим: торжественный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], энергичный стремительный[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], плавный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], темпераментная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С каким из танцев вы знакомы? Расскажите о нём.
-Давайте мы их послушаем и поближе познакомимся с ними.
ЗВУЧАТ ФРАГМЕНТЫ ТАНЦЕВ БЕЗ ПЕРЕРЫВА
Слайд 10 КРАКОВЯК
Слайд 11МАЗУРКА
Слайд 12 ПОЛОНЕЗ
Слайд 13 ВАЛЬС
Слайд 14
-Охарактеризуйте танцы.

-Почему бал открывает полонез? Слайд 15
- Полонез (польский) - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Возникший в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] около [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  полонез был исключительно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] танцем. Затем, несколько видоизменившись, он стал непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.
ВИДЕО ТАНЦА.
Физкультминутка движение полонеза.
-Сравните полонез по звучанию и движениям с мазуркой.
ВИДЕО ТАНЦА.
-Похожи танцы?
Слайд 17. Пусть это будет вам домашним заданием. Узнать, что означают эти слова и их история появления.
Слайд 18.
Закончен бал, погасли свечи
Прощай сегодня наш театр до новой встречи.
Закрылся занавес.
-Вспомним, где побывали мы сейчас?
-С чем познакомились?
-Какими?
-А сейчас подумайте, поляки – захватчики, враги. А М.И. Глинка посвящает им целое действие. Для чего так много внимания противникам?
- Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.
-Почему характеристика поляков представлена танцами?
Польша - танцевальная страна. Однокоренные слова, связанные с танцами - Польша-полонез.
-А Россия страна – песенная. Назовите песню, которая и по мелодии и по словам прекрасно характеризует нашу Родину – Россию.
-Давайте исполним песню.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ ХОРОМ.



-Театры.










-Режиссёр.
-Оркестр во главе с дирижёром.
-Оперы и балеты.
-Музыкальный спектакль, в котором артисты поют и звучит симфонический оркестр.
-Музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют и звучит симфонический оркестр.
-Композиторы.

















-Бальные.









-Вальс.








-Полонез – торжественный, краковяк - стремительный, мазурка- темпераментная, вальс - плавный.












-Торжественные, с гордыми, плавными движениями.






-На балу.
-С бальными танцами.
-Полонез, краковяк, мазурка, вальс.









-«У моей России»


V. Рефлексия
-О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какая тема нашего урока?
- С творчеством какого композитора мы сегодня знакомились?
-Сегодня мы с вами прикоснулись к великому искусству. Музыка Глинки облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло, жёсткость.
Анализ работы детей на уроке. Выставление отметок.
-На этом наш урок окончен. До свидания.


-«На балу у польского короля».
-Михаила Ивановича Глинки.