Семинар «Толерантность как показатель духовно-нравственного развития гражданина России и результат поликультурного образования» для заместителей директоров по воспитательной работе и учителей русского языка и литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»






Городской семинар

«Толерантность как показатель
духовно-нравственного развития гражданина России
и результат поликультурного образования»

для заместителей директоров по воспитательной работе
и учителей русского языка и литературы г. Сарапула











Сарапул, 2010

Программа семинара
«Толерантность как показатель духовно-нравственного развития гражданина России
и результат поликультурного образования»
для заместителей директоров по воспитательной работе
и учителей русского языка и литературы
Дата проведения: 20 октября 2010г.
8.30-8.50 – Регистрация участников.
9.00-10.00 – пленарное заседание (каб. 2)
Открытие семинара. Русинова Л.С. директор МОУ «СОШ №21»
Толерантность как показатель духовно-нравственного развития и результат поликультурного образования. Гасанова Н.В. зам. дир. по ВР МОУ «СОШ №21»
Принципы поликультурного образования и формирование толерантного сознания во внеклассной деятельности учителей и классных руководителей. Костенкова Е.В. рук. ШМО кл. руководителей
Система поликультурного образования и формирование толерантного сознания на уроках русского языка и литературы. Сабитова Н.И. зам. директора по НМР
Принципы поликультурного образования и формирование толерантного сознания на уроках гуманитарного цикла. Лакомкина Н.Л. рук. ШМО учителей гуманитарного цикла
Результат работы Республиканской экспериментальной площадки «Формирование установок толерантного сознания» и перспективы развития поликультурного образования. Хакимов Э.Р., доцент, кандидат психологических наук, УдГУ
10.15-11.00 – Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
№ п/п
Занятия
Учитель
Класс
Кабинет


Урок литературы
Сабитова Н.И.

9


Урок литературы
Костенкова Е.В.

10


Урок литературы
Лакомкина Н.Л.

8


Внеклассное мероприятие по удмуртской культуре
Жижина Т.Н.

4


Внеклассное мероприятие по русской культуре
Зяблицина О.М.

15


Внеклассное мероприятие по толерантности
Хижникова С.М.

14


Внеклассное мероприятие по татарской культуре
Файрузова М.И.



5


11.10-11.55 – Открытые уроки аттестующихся учителей:
№ п/п
Занятия
Учитель
Класс
Кабинет


Окружающий мир
Журавлева С.И.

5


Урок биологии
Куртеева М.В.

8


Урок математики
Ушакова Л.М.

11


11.10-12.00 – Круглый стол: «Проблемы духовно-нравственного развития и поликультурного образования». Ведущий – Хакимов Э.Р.
Вопросы для обсуждения:
Поликультурное образование в школе: проблемы реализации
Инновационность в Федеральных ГОС II поколения
Проект Концепции развития поликультурного образования в РФ: предложения
Предварительная подготовка участников семинара: ознакомиться с материалами, высказать свои предложения по их реализации на «Круглом столе».
А.Я. Данилюк, А.М. Кандеков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (http://standart.edu.ru/)
Проект «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Федеральные ГОС II поколения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Ход пленарного заседания

Открытие семинара.
Русинова Л.С. директор МОУ «СОШ №21»
Уважаемые коллеги! Мы рады видеть Вас в нашей 21 школе на семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе и учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Толерантность как показатель духовно-нравственного развития гражданина России и результат поликультурного образования» выбрана не случайно. Во-первых, вводятся новые стандарты образования II поколения, в т.ч. и в воспитательной работе; во-вторых: в течение двух лет в нашей школе действовала республиканская экспериментальная площадка по теме «Формирование установок толерантного сознания в образовательном социуме школы» и на научно методическом совете в ИПК и ПРО 8 октября мы получили высокую оценку деятельности РЭП и опытом работы мы хотели бы поделиться с Вами.
Сегодня на семинаре присутствуют Хакимов Эдуард Рафаилович доцент, кандидат психологических наук, УдГУ, Никифорова Елена Николаевна, начальник сектора дополнительного образования и воспитательной работы Управления образования г. Сарапула, педагоги г. Сарапула

Толерантность как показатель духовно-нравственного развития и результат поликультурного образования.
Гасанова Н.В. заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №21»
В своем выступлении я буду опираться на материалы:
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
«Концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Результаты работы Республиканской экспериментальной площадки «Формирование установок толерантного сознания»
Конституция Российской Федерации гласит:
В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации была разработана «Концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Наша школа по этническому составу обучающихся и педагогов многонациональна: русские, татары, марийцы, удмурты, азербайджанцы, немцы.
Одной из задач воспитательной работы в школе с подрастающим поколением является формирование установок толерантного сознания обучающихся.
В рамках Республиканской экспериментальной площадки «Формирование установок толерантного сознания в образовательном социуме школы» произошли изменения в содержании образования:
В школе в 2007-2010 уч. годах были реализованы этнокультурные образовательные программы:
Музыкальная культура народов Удмуртии (5-7 кл.). Педагог Кожевников В.М., I кат.
История культуры народов Удмуртии (4-6 кл.). Педагог Садыкова Г.Г., I кат.
Ретроинтерьерное творчество на уроках технологии (5-9 кл.). Педагог Пермитин И.И., В. кат.
Изучение иностранного языка (английского) со 2-го класса.
Изучение татарского языка с 1 по 7 класс.
Создание педагогических условий формирования установок толерантного сознания у обучающихся в поликультурной образовательной среде


Обучение учащихся культуре толерантного сознания через уроки, элективные курсы и внеклассные мероприятия.
Удельный вес учащихся, обучающихся культуре толерантного сознания – 100% учащихся
Учителя-предметники
Кл. рук-ли
Соц. педагог


Разработка системы классных часов по формированию установок толерантного сознания
Удельный вес разработок классных часов – по 2-3 разработки на кл. рук-ля
Кл. рук-ли


Организация работы классов для изучения татарского языка, русской культуры
Увеличение удельного веса учащихся, изучающих национальную культуру – 40 учащийся (100%)
Садыкова Г.Г.
Журавлева С.И.
ЗяблицынаО.М.


Использование национальных костюмов на уроках и внеклассных мероприятия
Увеличение удельного веса учащихся, занимающихся национальной хореографией– 48 человек (100%)
Садыкова Г.Г.
Журавлева С.И.
Зяблицына25О.М.
Мурадова Г.Р.


Использование наглядного материала по толерантности
Увеличение числа наглядных пособий по толерантности – 10
Гасанова Н.В.
Садыкова Г.Г.


На уроках краеведения, истории, библиотечных мероприятиях, музейных часах, классных часах, общешкольных мероприятиях учащиеся узнают о разнообразии культур людей в Удмуртской Республике, в России, на планете Земля, их материальной культуре, традициях, взглядах – как вкладе каждой в общемировую культуру, о выработанных человечеством общечеловеческих ценностях.
Стало традиционным проведение в школе встреч с интересными людьми Удмуртии:
Ганиевым М. (четырехкратным чемпионом мира на марафонские дистанции),
Черезовым И. (участником Зимних Олимпийских игр 2006г, 2010г),
с Сарапульским татарским поэтом Талибуллиным М.А.,
с ветеранами педагогического труда – ансамблем «Ретро»,
с ветеранами ВОВ и тыла, участниками локальных войн.
Проведены мероприятия:
День семьи - совместное мероприятие родителей и учащихся татарских классов. Ребята читали стихи на татарском языке, исполнили песни, прошла презентация татарских блюд.
Цель данного мероприятия: ознакомление с культурой, традициями татарского народа, привитие любви и уважения к старшему поколению.
Встреча с местным татарским поэтом, на которой учащиеся познакомились с творчеством М.Ахтама, Загидуллиной Вазихи.
Цель данного мероприятия: популяризация культурного наследия татар в г. Сарапуле.
На базе школьного музея боевой славы «Молодая гвардия» традиционно в сентябре проводиться выставка букетов, одна из тем которой посвящается Удмуртии. Учащиеся среднего звена школы принимали участие в исследовательско - краеведческой деятельности «Улицы моего города».
Дню Государственности Удмуртии посвящается конкурс сочинений «Моя родословная», викторина «Я в Сарапуле был рожден. Город я в тебя влюблен», конкурс чтецов «Поэзия родникового края», организуются выставки в шк. библиотеке «Наша родина – Удмуртия», «Силуэты растаявших веков (традиции и быт удмуртского народа), проводится литературный салон «Поэзия удмуртского края».
Школа тесно сотрудничает с Краеведческим музеем г. Сарапула, на базе которого учащиеся школы знакомятся с историей родного края. Организуются экскурсионные поездки по музеям г. Сарапула, Удмуртии, России.
Уже не первый год классным руководителем Зяблицыной О.М. ведется систематическая работа с учащимися класса по знакомству с культурой русского народа, через занятия в «школе фольклора». Целью данной деятельности является воспитание любви к Родине, привитие уважения к традициям народной культуры.
Для обучающихся начальных классов проводится мероприятие «Проводы Зимы. Масленица».
Учащиеся школы принимают участие в городских акциях «Мой цветущий город», в городском конкурсе «Чеберай!», «Родники Удмуртии» (по программе «Кадет»)
Обучающиеся школы являются участниками социальных проектов, которые дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, школы, семьи, и наконец, страны в целом.
В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.
Формы работы:
Акция «Память» возложение венков на кладбище, уход за могилами, восстановление памятника в Котовском логу
Акция «Поздравительная открытка» ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам Труда, учителям – ветеранам
Акция «Забота» (старшие заботятся о младших, забота о ветеранах Великой Отечественной войны)
Акция «цветик – семицветик», «Рождественский подарок» (помощь инвалидам, ребятам из детского дома)
Литературно – музыкальные композиции
«Но помнит мир спасённый»
«Сороковые – роковые»
Военно-спортивный турнир для старшеклассников «Зимний десант»
Проведение поисково-исследовательской работы учащимися по направлениям:
- Семейный архив (пополнение школьного музея)
- История родной школы на карте города
Как во внеклассной деятельности учителей и классных руководителей реализуются принципы поликультурного образования, и формируется толерантное сознание у обучающихся, подробнее расскажет Костенкова Елена Викторовна, руководитель школьного методического объединения классных руководителей.

Принципы поликультурного образования
и формирование толерантного сознания во внеклассной деятельности учителей и классных руководителей.
Костенкова Е.В. рук. ШМО кл. руководителей
В настоящее время классный руководитель работает в условиях:
расслоения населения (в том числе и молодежи) по уровню обеспеченности, образования;
плотно работающими с сознанием ребенка СМИ, интернета, видео-аудио-компьютерной индустрии;
экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодежь на удовольствие и потребление;
нарастание межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных иного рода межгрупповых напряжений.
В этих условиях просто необходимо вести воспитательную работу в соответствии с принципами поликультурного воспитания.
В период с 2007 по 2010 учебные годы одной из целей работы ШМО классных руководителей является воспитание толерантности в учащемся.
Педагоги нашей школы активно работают в этом направлении. В течение 3-х лет были рассмотрены следующие темы:
«Как обучать толерантности».
«Учим детей общаться».
«Развитие мотивационно - потребностной сферы».
«Воспитание социально-активной личности».
«Знакомство с нормативной документацией по толерантности».
Каждый классный руководитель работает с классным коллективом по воспитательной системе класса, которая создается с учетом особенностей каждого класса (возрастных, психологических, национальных). Например, воспитательная система учителя начальных классов высшей категории Зяблицыной О.М.
Зяблицына Ольга Михайловна
Цель: воспитание любви к родному городу, уважение к традициям, народной культуре, развитие креативного мышления, художественного вкуса через изучение русской культуры.
Принципы жизнедеятельности класса:
Равенство всех учащихся
Ненасильное привлечение к процессу деятельности
Отсутствие оценки, соперничества
Чередование коллективной, индивидуальной работы
Ориентирование на процесс творчества
Нравственная ответственность каждого за свой процесс, результат деятельности
Годовой круг традиционных дел: осенины, день отца, дедушкин день, праздники «Бабушек и мам»
Результативность воспитательной системы:
Сформированность духовности связи поколений;
Сформированность нравственно-патриотического, познавательного, коммунистического, художественного и физического потенциала личности младшего школьника.
Все классные руководители в своих классах выбирают наиболее оптимальные формы работы в классе для воспитания толерантности в детях. Это и классные часы, беседы, практические тренинги, круглые столы, экскурсии, различные виды диагностики, конкурсы и т.д. (пример, «Сарапул-многонациональный» - классные часы)
В 2008-2009 уч. годы вся школа была увлечена проектом «Сарапул – многонациональный», в рамках которого был проведен конкурс мультимедийных презентаций, в которых каждый класс представлял какую-либо национальность. Красочность, оригинальность, фантазия в каждой презентации, дети, создавая презентации, проявляли самостоятельность, демонстрировали владение компьютерными технологиями.
Конкурс театральных постановок буквально взбудоражил весь школьный коллектив.
Юные артисты с 1 по 11 класс были эмоциональны, искренни, когда пытались передать национальный колорит, философию определенного народа.
Эти мероприятия не только помогают раскрыть творческие способности учеников, но и сближают коллектив, учат общаться друг с другом и расширяют их знания о других национальностях, воспитывают уважение к культуре разных народов, ее понятие и принятие.
Финальной точкой этого проекта стал фестиваль «Сарапул-многонациональный». Яркий праздник лучших номеров. Этот фестиваль высоко оценен представителями администрации, Министерства национальной политики и Министерства образования УР, педагогами школ Республики, преподавателями УдГУ.
Воспитываем мы толерантного человека, участвуя в проекте «Город дорог». Дети включаются в социально-преобразовательную деятельность через ставшие традициями мероприятия и проекты.
«Технология внутреннего туризма», где учащимся начальных классов прививается любовь к малой родине, что значимо для поликультурного образования.
Циклы классных часов, знакомящих ученым, писателем, краеведом г.Сарапула.
Праздничные мероприятия и творческие встречи, посвященные памятным датам города, республики, России, воспитывающие уважение к истории своего народа, сопричастность к судьбе Отечеству.
Через участие в социальных акциях дети учатся сопереживать, уважать старшее поколение.
Активность гражданина формируется через работу классного, школьного самоуправления(слайд).
Одной из значимых традиций нашей школы, города стало проведение детского праздника «Сабантуй», на котором подводятся итоги года:
Награждение отличников, ударников учебы.
Победителей предметных олимпиад, спортивных соревнований, различных конкурсов.
Чествование лучших семей.
Отмечаются лучшие педагоги.
Все сопровождается художественными номерами, подготовленными детьми. Этот праздник способствует единению ученического, педагогического, родительского коллективов. Во время праздника все ученики, зрители знакомятся с культурой национальностей, проживающих в микрорайоне «Гудок» и всего г. Сарапула, поэтому Сабантуй, проводимый нашей школо,й является ярким культурным событием.
Представители администрации города, депутаты разного уровня всегда приветствуют участие в Сабантуе, жителей Гудка, что придает мероприятию значимость.
Вся деятельность ШМО классных руководителей строится в соответствии с принципами внеурочной деятельности школы по стандартам 2 поколения – это:
Непрерывность образования - обеспечение полноты и цельности образования в целом
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социологического, профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности
Единство и целостность партнерских отношений
Системная организация учебно-воспитательного процесса.
Есть принципы, задачи, множество приемов. Каждая ситуация, время рождают новые принципы, задачи, приемы, но классный руководитель не должен забывать, что его основная цель – воспитать Человека.
Б. Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научится жить на земле, как люди».

Принципы поликультурного образования и формирование толерантного сознания на уроках гуманитарного цикла.
Лакомкина Н.Л. рук. ШМО учителей гуманитарного цикла
В стандартах 2 поколения пользуется термин поликультурное образование.
Коротко его основные цели можно сформулировать так:
Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.
Уважай другие народы, другую культуру.
Стремись познать жизнь в ее культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью.
Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан.
Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. В связи с этим, в поликультурном образовании выделяются следующие принципы:
Принцип полилингвальности
Обеспечивает формирование поликультурно-ориентированной личности, владеющей несколькими языками.
Принцип преемственности
Предусматривает систему образования, которая способна транслировать, то есть передавать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами.
Принцип дифференциации и разнообразия
Говорит о том, что чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнообразнее его этнический состав, чем более многомерна его культура, тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно.
Принцип креативности
Раскрывается в способности человека к саморазвитию и творческому преобразованию информации, т.е. поликультурное образование способно подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.
Принцип культурной целостности.
Понимание культуры как основы. Реализуется в освоении обучающимися актуальных (современных) культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения.
Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.
Предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт.
Принцип вариативности.
Предполагает, что многовариантное сочетание интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации.
Принцип этической актуальности.
Предполагает, что духовно-нравственные ценности всех культур, всех национально-территориальных сообществ России приобретают образовательную актуальность, то есть получают государственное признание. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.
Реализовывать данные принципы поликультурного образования помогают предметы гуманитарных дисциплин, то есть в нашей школе развитие толерантного сознания школьников происходит как на уроках русского языка, литературы, истории, обществознания, английского языка, музыки, изобразительного искусства, так и во внеурочной учебно-поисковой деятельности при подготовке к научно-практической конференции или при подготовке к олимпиадам.
Именно дисциплины гуманитарного цикла формируют у обучающихся уважительное отношение к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России и воспитывают чувство патриотизма у учащихся и отношения к своей культуре и своему языку как к национально-культурным ценностям.
Например, изучение предмета истории дает богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся.
Опыт работы в этом направлении показывает, что курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира, где учитель формирует в умах учащихся устойчивую связь: терпимость ведет к устойчивости.
Изучая греко-персидские войны учитель показывает, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов.
Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Например, изучая темы «Нидерландская буржуазная революция» или «Распад Испанской империи» учитель убеждает учащихся в том, что нетерпимость приводит к краху.
В курсе отечественной истории при изучении темы «Образование государства Киевская Русь», учитель указывает, что толерантность варягов к местному населению, терпимость местного населения к пришельцам помогло создать мощное государство.
Важное значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект истории, как рассказ о деятельности «нерусских» сынов России. Учащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии всех отраслей государственного устройства; экономики, науки, техники, культуры и искусства. При изучении материала о войнах (мировых, гражданских, локальных, религиозных) учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения.
Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам.
На уроках обществознания у учащихся формируются знания о человеке и обществе. Базовыми для школьного обществоведческого образования являются науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, юридические науки и философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот курс призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающего общества.
Изучение английского (немецкого) языка является одним из самых плодотворных средств для воспитания толерантности и взаимопонимания.
Изучение английского языка, включающее в себя изучение истории и культуры народа, представляет удобные возможности для проведения по некоторым из следующих тем:
Воспитание толерантности учитель Китова Наталья Николаевна уже начинает со 2 класса. Работая по УМК Никитенко З.Н., Негневицкой учитель начинает знакомство со странами, входящими в состав объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, национальными праздниками и особенностями их празднования.
В 3 классе происходит знакомство детей с английской прозой и поэзией. Путем сравнения и анализа дети отмечают особенности местного колорита, быта, еды, одежды и т.д.
В 4 классе большую роль занимает страноведческий материал (история, достопримечательности архитектуры, живопись, музыка, национальная валюта, погода).
Дети в начальной школе идеализируют мир иноязычной культуры, так как получают позитивную информацию о ней из мультфильмов, фильмов, книг, с восхищением читают и переводят тексты о Британии, США, гордятся поездками, в то время как условия жизни в родной стране зачастую приносят разочарование. Поэтому значимым является не развеивание мифа, а постоянное обращение к достижениям, успехам славной истории нашей страны наряду с изучением опыта стран иноязычной культуры, что позволит развивать не только языковую компетенцию, но и воспитывать гордость и любовь к стране.
Обучение в среднем и старшем звене строится на основе УМК Кузовлева, а содержанием образования урока английского языка является культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах, от быта до философии. Старчикова Н.А. и Китова Н.Н. убеждены, что школьный предмет «Английский язык», как никакой другой, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия.
Используя метод проектов с 5-11 класс учащиеся изучают историю и культуру народов: традиции, праздники, национальную одежду и виды спорта. Знают национальных спортсменов. В 8 классе есть специальные упражнения (In your coltane).
Программой изучения предусмотрены следующие темы: 9 класс страны, культуры и люди, «Объединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии», «Лондон», «США», «Города США», «Молодежная организация Великобритании», «Взгляд на Британию: английский язык как международный язык».
Включая в материал урока национально-региональный компонент, учителя развивают у учащихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения, используя следующие темы:
6 класс: 1. Дом, милый дом.
8 класс: 1. Твоя земля – это земля традиций.
2. Изменение времен, изменение стилей.
9 класс: Литература. Музыка. Средства массовой информации. Система образования.
11 класс: 1. Влияние географического положения на характер человека.
2. Политическое устройство.
Все эти разделы предусматривают сравнение с русской культурой, татарской и удмуртской. Другие темы предполагают сравнение Англии и России, сходства и различия.
10 класс: 1. Что популярно среди молодежи.
2. Легко ли быть молодым.
11 класс: Бесплатна ли система социального обеспечения:
а) социальные пособия, льготы
б) медицинское обслуживание
Написание рефератов на уроках английского языка позволяет учащимся лучше узнать страны изучаемого языка, ознакомиться с их историей, культурными традициями, повседневной жизнью людей. Такие знания создают основу уважительного, а следовательно миролюбивого отношения к культуре этих народов и стран.
Уроки музыки, МКНУ, ИЗО в нашей школе тоже относятся к предметам гуманитарного цикла.
Музыкальное образование:
Формирует гражданственность на основе изучения музыкальной культуры.
Воспитывает любовь к России, к ее истории, людям, культуре.
Воспитывает интерес, любовь, уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну.
Знакомит с различными жанрами русской народной музыки, а также с историей, бытом, традициями народа.
В связи с этим, большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Например, в начальных классах изучается тема «Музыка моего народа», речь идет о русской и татарской музыке.
Исполнение песен: «Наш край» Кабалевского, «Песня о России» Струве, «С чего начинается Родина» Баснера – является неотъемлемой частью воспитания у учащихся патриотических чувств. Дети слушают арию Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин», арию Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир», где герой размышляет о судьбах своей страны, спасении Москвы.
Разговор о силе духа, мужестве идет при знакомстве с произведениями о ВОв «В землянке», «Катюша», «Баллада о солдате», «Дороги», «День Победы». Дети слушают 5 симфоний Бехтовена, 7 симфоний Шостаковича.
Большое значение в процессе работы учитель музыки Кожевников В.М. отводит интернациональному воспитанию учащихся. В 4 классе изучается тема «Между музыкой народов моей страны нет не проходимых границ». Здесь происходит связь музыки русской, белорусской, украинской, народов Кавказа, молдавской, узбекской. Учащиеся поют «Перепелочку» белорусскую народную песню, «Иванку» украинскую народную песню, «Цыплята» - азербайджанскую народную песню. Слушают танцевальную музыку Грузии - «Лезгинка», Молдавии -«Молдаванка», армянский балет - «Гаянэ» А.Хачатуряна.
Здесь решаются главные задачи интернационального воспитания: воспитание уважения к культуре другого народа.
Тема 3 класс «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ», где происходит расширение представлений об истории, быте специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира. Дети поют «Заход солнца» - Грига, «Чешскую польку», «Песню итальянских пионеров», «Вишню» японскую народную песню, слушают африканский балет «Тропою грома». Таким образом, усвоение знаний дает почувствовать ученикам общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.
На уроках музыкальной культуры народов Удмуртии в 5,6,7 классах изучаются темы:
Зарождение музыкальной культуры удмуртов и развитие ее до профессиональной музыки.
Влияние русской и татарской музыки на удмуртскую и смешивание культур.
На уроках происходит знакомство с национальными музыкальными инструментами: гусли, сурнай, умкрезь, кубыз и другими.
Дети слушают оперу Корепонова Г.А. «Наталь», оперетту Г.М. Корепонова-Камского «Любушка». Особое внимание уделяется гимну Удмуртии, учащиеся слушают песенную и танцевальную музыку «Бесермян», поют песни «Кукушечка». Подбирая соответствующий материал, учитель способствует воспитанию толерантности, способствует приверженности национому и интерному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии.
Уроки изобразительного искусства в нашей школе преподает Анисимова Л.Д.. Учитель считает, что именно уроки изобразительного искусства способствуют формированию толерантной личности через изучение национальной и мировой художественной культуры искусства. Неслучайно учитель использует на уроках технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проблемного обучения, технологии диалога культур, что позволяет изучить не только национальную культуру, традиции, праздники, национальные костюмы, архитектуру, но и рассмотреть их в сравнении с культурой и искусством разных стран и национальностей. Уроки изобразительного искусства проходят в нашей школе со 2 по 8 класс, где изучаются следующие темы:
Народные праздники на Руси (4кл.). Праздничные народные гуляния (6 кл.).
Украшение деталей русского костюма: воротника, кокошника, подзора (2 кл.). Изображение японок в национальном костюме (4 кл.). Народная праздничная одежда (5 кл.).
Человек и мода (6 кл.). Роспись – украшение посуды на мотивы разных национальностей (3 кл.). Украшения в жизни древних обществ (5 кл.)
Картины на библейские темы (7 кл.)
Архитектура России, Египта, Индии, Греции (8 кл.)
Таким образом, уроки изобразительного искусства способствуют не только расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений, но и формируют толерантное сознание, уважительное отношение к живописи и искусству своего народа и миролюбивое отношение к художественно-эстетическому искусству других стран.

Система поликультурного образования и формирование толерантного сознания на уроках русского языка и литературы.
Сабитова Н.И. зам. директора по НМР
Проблема поликультурного образования и толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особую значимость.
Одной из основных задач, стоящих перед образованием является воспитание личности, способной познавать и творить культуру путем диалогического общения, обменом смыслами, что требует от нас, педагогов, высокого уровня коммуникативной культуры, компетенции, развитых навыков общения.
Главной целью межкультурного образования является выработка навыков межкультурной компетенции. К ним, в первую очередь, относятся:
Чувствительность к культурным различиям;
Уважение к уникальности разного народа;
Терпимость к необычному поведению;
Желание позитивно относится ко всему неожидаемому, и т.п.
Межкультурному взаимопониманию нужно учиться всем, как педагогам, так и обучающимся. Мы, педагоги, не только передаем знания, но и обеспечиваем воспитание нравственности, формируем уважительное отношение к людям, окружающему миру. Поэтому обучение носит творческий характер и одновременно имеет практико-ориентированную направленность.
К вопросам поликультурного образования и толерантности можно обращаться на любом уроке, только, несомненно нужно учитывать уровень развития детей и их возрастные особенности.
Начальная школа. В начальной школе у обучающихся особую роль играет эмоционально-чувственная сфера, основная задача обучения состоит в формировании позитивных качеств личности, которые проходят через всю сознательную жизнь человека: сочувствие, сопереживание, добропорядочность, миролюбие, терпимость. В этом возрасте формируются чувства, связанные с осознанием своей значимости. Ребенок ощущает свое «Я», пытается жить со всеми в мире и согласии, понимая, что он отличается от других.
На этом этапе главными понятиями, которые усваивают обучающиеся являются добро и зло, хорошо и плохо, порядок и порядочность, уважение, уникальность личности, уважение различий между людьми (различия пола, национальности).
На уроках в начальной школе педагоги используют игровые формы проведения занятий. На уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыка – это работа с иллюстративным материалом, рисование. Педагоги умело совмещают индивидуальную работу и групповую, чтобы обучающие на практике познали, что такое уважение и терпимость по отношению к другим.
Среднее звено. Достаточно сложный возрастной период. Обучающиеся уже осваивают нормы, ценности, которые составляют сами понятия поликультурное образование и толерантность. Здесь уже происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию. На уроках изучается история и культура различных регионов, особенности существования и сотрудничество стран, естественные права человека. Задания на уроках имеют познавательный характер, а также опираются на интересы и жизненный опыт обучающихся. Достаточно интересны уроки, когда педагог в своей практике использует метод ведения дискуссии.
Уроки литературы, как никакие другие предметы, богаты иллюстративными материалами. Учитель строит уроки так, чтобы обучающиеся стремились понять друг друга, принимать точку зрения другого, умело выходить из конфликтных ситуаций. Самым распространенным примером является прием открытого обсуждения, который развивает умение спорить и решать конфликты.
Используя на уроках данные приемы, мы формируем у обучающегося неприятие к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, окружающему миру.
Старшее звено. В старшем звене у обучающихся развито рационально- логическое восприятие мира. В этот период обучающиеся могут вести сравнительный анализ и сопоставлять нормы и ценности жизни, выявлять различия между культурами, понимать причину этих различий. На уроках речь идет уже о многообразии культуры и уважении к людям разных национальностей, их культурам и традициям. Обучающиеся знакомятся с историей человечества и усваивают основные факты, связанные с толерантностью: например, дискриминация в прошлом и современном мире, случаи массового геноцида, взаимопонимание между народами.
Основным видом работы в старшей школе должно стать поисково-исследовательская работа и деятельностная практика.
На данном этапе работы обучающийся уже умеет или должен уметь: понимать, слышать, видеть, принимать другого.
На любом уроке мы должны касаться вопросов толерантности и поликультурного образования, для того чтобы:
Снизить агрессивность и конфликтность в классном коллективе,
Уменьшить различного вида разногласия,
Достичь гармонии между «Я» каждого ученика и «Мы», под которым подразумевается вся школьная семья.

Гасанова Н.В.
В результате реализации Концепции ожидается снижение остроты духовно-нравственного кризиса среди несовершеннолетних и в российском обществе в целом, проявляющееся в следующих ожидаемых результатах:
1. Снижение уровня преступности несовершеннолетних и насилия в среде несовершеннолетних, включая снижение уровня насилия в школах и средних специальных учебных заведениях, по крайне мере, до уровня 1986 года.
2. Снижение количества абортов среди несовершеннолетних.
3. Снижение количества разводов в семьях с супругами в возрасте до 30 лет.
4. Уменьшение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-«отказников».
5. Снижение числа заболеваний, передающихся половым путем, среди лиц младше 30 лет.
6. Существенное снижение уровня потребления несовершеннолетними наркотиков, алкогольных напитков, пива и табака; уровня смертности несовершеннолетних от передозировок, самоубийств и количества несчастных случаев, связанных с потреблением психоактивных веществ; снижение количества преступлений и других правонарушений, связанных с наркоманией.
7. Снижение частоты употребления несовершеннолетними нецензурной и культурно пониженной лексики.
8. Воссоздание традиционной для России нравственной детской игровой среды и существенное улучшение ситуации в области детского книгоиздания.
9. Снижение количества преступлений и других правонарушений, связанных с проституцией, в том числе несовершеннолетних.
10. Снижение числа подростковых и молодежных экстремистских объединений и численности их участников.
11. Изъятие из образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях учебных пособий и программ, наносящих ущерб духовно-нравственному и психологическому здоровью и развитию несовершеннолетних обучающихся.
12. Существенное снижение (вплоть до полного исключения) вероятности появления в открытой продаже детских игрушек, форма или содержание которых может нанести вред физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию ребенка.
13. Существенное снижение возможностей доступа несовершеннолетних к интернет-ресурсам порнографического, экстремистского или пропагандирующего жесткость, насилие и совершение противоправных деяний содержания.
14. Существенное снижение (вплоть до полного исключения) возможностей доступа детей к видеоиграм, компьютерным играм, включая он-лайн игры в Интернете, играм на игровых консолях и играм для мобильных телефонов и смартфонов, которые по своему содержанию не соответствующим их возрасту или могут нанести вред физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию детей (с учетом их возрастных особенностей).
15. Снижение численности несовершеннолетних, подверженных зависимостям от видеоигр, компьютерных игр, включая он-лайн игр в Интернете, игр на игровых консолях и игр для мобильных телефонов и смартфонов.
16. Ликвидация существующей практики открытой торговли эротической продукцией в местах, доступных детям.

Результат работы Республиканской экспериментальной площадки «Формирование установок толерантного сознания»
и перспективы развития поликультурного образования.
Хакимов Э.Р., доцент, кандидат психологических наук, УдГУ
Круглый стол: «Проблемы духовно-нравственного развития и поликультурного образования». Ведущий – Хакимов Э.Р.
Обсуждение вопросов в группах:
Поликультурное образование в школе: проблемы реализации
Инновационность в Федеральных ГОС II поколения
Проект Концепции развития поликультурного образования в РФ.

Гасанова Н.В. Результатом деятельности республиканской экспериментальной площадки
«Формирование установок толерантного сознания в образовательном социуме школы» на данный период можно считать тот факт, что в период ее деятельности, с сентября 2007 по октябрь 2010 года, в МОУ «СОШ № 21», школах г. Сарапула, фактов экстремистской направленности выявлено не было, т.к. школами города ведется системная профилактическая работа профилактики правонарушений, экстремизма среди учащихся школ.
Подведенные итоги показали, что мы вышли на новый качественный уровень. Предстоит, более комплексный подход. Перед нами поставлено несколько сложнейших задач.
Сейчас ставим задачу запуска новых стандартов. Это связано с требованием к качеству обучения, к качеству учителей, с успехом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15