Программа внеаудиторной работы по ПМ.02 Ведение оперативного учета имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж














Программа самостоятельной и внеаудиторной работы по профессиональному модулю «Ведение оперативного учета имущества, обязательств , финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе»

По профессии: Управляющий сельской усадьбой


























Разработчик:Соколова Т.Г мастер производственного обучения



Рекомендована: методическим советом
Заключение методического совета №____________ от «____»__________20__ г.


















































Содержание
                                                                                                               
Пояснительная записка.4
Виды самостоятельных работ...5
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы7
4. Советы и рекомендации к выполнению самостоятельных работ.7
5. Программа внеаудиторной работы ..5
6. Список литературы ..20














































Пояснительная записка
Необходимым условием достижения нового качества профессионального образования является увеличение самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Организуя самостоятельную работу студентов, реализуются следующие дидактические и воспитательные цели:
приобретение новых знаний, умений и навыков;
закрепление знаний, умений и навыков;
применение знаний, умений и навыков;
проверка знаний, умений и навыков;
научить систематизировать, обобщать и анализировать исходный материал, а также результаты собственного труда;
выработка организаторских навыков;
привитие интереса к дисциплине;
содействие формированию мировоззренческого мышления с помощью изучаемой дисциплины;
тренинг преодоления трудностей;
Раскрытие эрудиции студента и его индивидуальности.
Согласно новой образовательной парадигме (независимо от направления и характера работы) любой специалист должен обладать:
фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля;
опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем;
опытом социально оценочной деятельности;
две последующие составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Основными признаками самостоятельной работы принято считать ( по А.Г.Казаковой):
наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;
владение навыками самостоятельной работы;
осуществление самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студентов.
Различают аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплинам предусмотрена учебными планами специальностей (разница между максимальной нагрузкой и обязательными аудиторными часами). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя и обязательно оценивается. Режим работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.
Содержание и формы внеаудиторной самостоятельной работы находят отражение в рабочих программах по дисциплинам, в учебно-методических комплексах. Управление самостоятельной работой осуществляет преподаватель, который на протяжении всего периода обучения формирует и развивает у студента компоненты.
Количество часов на освоение учебной программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 749 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 516 часа;
самостоятельной работы обучающегося 233ч
учебной практики 456 ч
производственной практики 180 ч
К условиям, обеспечивающим успешное выполнение самостоятельной работы, относятся:
мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
четкая постановка познавательных задач;
алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;
определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления, определение видов консультационной помощи (консультации установочные, тематические, проблемные);
критерии оценивания и отчетности;
виды и формы контроля.
Успешный педагог и успешный студент – залог успешного выполнения самостоятельной работы любого уровня трудности, основа преодоления профессиональных трудностей выпускника.
Организуя самостоятельную работу и руководя ей, преподаватель должен помнить, что «обучаемые используют умственные усилия 2 – х видов: репродуктивные и продуктивные, которые разнятся между собой по эффективности воздействия на интеллектуальное развитие обучаемых».
Усилия репродуктивного характера применяются при выполнении самостоятельных работ, протекающих в русле прочно сложившихся образов, с использованием имеющихся знаний, умений и навыков.
Усилия продуктивного характера используются при выполнении работ творческого характера. Это работы, которые направляют мыслительную деятельность по пути поиска приемов, способов, средств решения учебных проблем. Именно такие работы обеспечивают формирование творческого мышления, развивают умственные способности. Поэтому при работе со студентами следует давать задания как репродуктивного, так и продуктивного характера.
Таким образом, для успешного осуществления самостоятельной работы студентов необходим комплексный подход к ее организации, сочетание всех ее уровней, обеспечение эффективного контроля над качеством выполнения со стороны преподавателя.
Виды самостоятельных работ
Самостоятельная работа студента по профессиональному модулю включает разные формы и виды деятельности:
Изучение Федерального Закона РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г., Закона РФ от 22.11.1990 г. «О крестьянском фермерском хозяйстве».
Решение производственных ситуаций по учёту кассовых операций.
Решение производственных ситуаций по учёту денежных средств на расчётном счёте.
Решение производственных ситуаций по учёту кассовых операций и операций на валютном счёте.
Решение производственных ситуаций по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Чтение дополнительной литературы о основных формах безналичных расчётов.
Решение производственных ситуаций по учёту расчётов с покупателями и заказчиками.
Решение производственных ситуаций по учёту расчётов с подотчетными лицами.
Решение производственных ситуаций по учёту расчетов по налогам и сборам, по страховым взносам.
Решение производственных ситуаций по учёту материально-производственных запасов.
Решение производственных ситуаций по учёту сельскохозяйственной продукции.
Решение производственных ситуаций по учёту прочих материальных ценностей.
Решение производственных ситуаций по отражению на счетах результатов инвентаризации.
Решение производственных ситуаций по учёту животных на выращивании и откорме.
Чтение дополнительной литературы по классификации, оценке и составу основных средств.
Решение производственных ситуаций по учёту основных средств.
Решение ситуационных задач по учёту нематериальных активов.
Чтение дополнительной литературы о Правовых основах организации и оплаты труда в РФ. Трудовой Кодекс РФ. Федеральный Закон от 30.12.01 г. № 197-ФЗ.
Чтение дополнительной литературы по документальному расчету оплаты труда и удержаний из оплаты труда.
Решение производственных ситуаций по синтетическому учёту труда и его оплаты.
Решение производственных ситуаций по учёту капитала и резервов.
Решение производственных ситуаций по учёту кредитов.
Решение производственных ситуаций по учёту продаж.
Решение производственных ситуаций по учёту финансовых результатов.
Чтение дополнительной литературы об издержках производства и себестоимости.
Составление схемы «Классификация затрат на производство».
Решение производственных ситуаций по учёту вспомогательных производств.
Чтение дополнительной литературы по распределению общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Решение производственных ситуаций по учёту и распределению общехозяйственных и общепроизводственных расходов.
Решение производственных ситуаций по исчислению себестоимости продукции растениеводства.
Решение производственных ситуаций по исчислению продукции животноводства.
Решение производственных ситуаций по расчёту себестоимости в промышленных производствах
Чтение дополнительной литературы о формах бухгалтерской отчётности организаций.
Решение задач по составлению бухгалтерской отчетности в КФХ.
проработка конспектов;
подготовка презентации
составление кроссворда
подготовка сообщения;
подготовка к контрольной работе
подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ и подготовка к их защите;
поиск информации в различных источниках
Подготовка реферата
самостоятельное изучение тем по выданному тексту
подготовка доклада на 10 минут
подготовка конспектапо выданному материалу
задания по карточкам
работа с карточками заданий
Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющийся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр. Мультимедия позволяет учащимся готовить к урокам разные продукты: рефераты, доклады, небольшие сообщения, презентации.
Каждый из учащихся имеет возможности самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Также можно использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
С тем, чтобы научить студентов владеть в достаточной мере и пользоваться рациональными методами самостоятельной работы с учебной литературой, в учебном заведении ежегодно для студентов вводятся занятия по организации самостоятельной работы студентов.
Выделяют три уровня самостоятельной работы студентов
- репродуктивный (тренировочный) – заполнение таблиц, схем, конспектирование;
-реконструктивный - подготовка и защита реферативных сообщений и докладов, составление аннотаций, рецензирование первоисточников.
- творческий (поисковый) – анализ проблемной ситуации, выполнение учебно-исследовательских заданий, разработка проектов и др.
3.Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
уровень усвоения учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
Организация самостоятельной работы студентов включает в себя следующие положения:
организация самостоятельной работы, групповых и индивидуальных консультаций;
личное планирование самостоятельной работы студентом;
организация получения необходимой для самостоятельной работы литературы;
поддержание связи с преподавателем;
методическое руководство самостоятельной работы студентов посредством разработки преподавательским составом методических указаний;
контроль самостоятельной работы преподавателями.
Условиями реализации ситуации успеха в учебной деятельности являются следующие положения:
предложенное для выполнения задание должно быть доступным, а трудности должны нарастать постепенно;
следует учитывать индивидуальные особенности каждого студента;
предлагаемая деятельность должна приносить удовлетворение, а для этого необходимо, чтобы она скрывала в себе элементы творчества;
студент должен приложить усилия для преодоления себя, своего неумения, неопытности;
усилия должны быть оценены преподавателем, а студент должен быть уверен в своих возможностях и способностях;
в случае удачного выполнения задания оцениванию подлежит не вся работа, а только одна деталь: интересный сюжет, самостоятельный поиск, интересный прием, необычный метод, оригинальное оформление, неожиданный вывод и так далее, в чем заключается истинная заслуга студента, его индивидуальность;
преподаватель должен верить в студента, его оптимистическую перспективу развития.
4.Советы и рекомендации к выполнению самостоятельных работ
Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе самостоятельной работы, так или иначе содержат установку на приобретение и закрепление определенного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:
1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.
2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.
3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.
4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.
5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.
6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.
7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.
8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.
4.1 Поработка конспектов
Для удобства работы с конспектом лекции он должен иметь следующие разделы: название, план, краткое, но доступное для последующего прочтения, содержание каждого из указанных в плане пунктов с иллюстрациями, графиками и таблицами, список используемой литературы и сокращений.
Кроме того, ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.
При прослушивании лекции следует обращать внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.
Не пытайтесь записывать каждое слово преподавателя, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.
Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, специальных терминов, наиболее часто встречающихся в материалах данной дисциплины, удобную только вам (но не забудьте сделать словарь, иначе существует угроза не расшифровать текст). Однако при дальнейшей работе с конспектом сокращения лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Ориентировочное время на подготовку – 2ч,
4.2 Подготовка презентации– это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2,5 ч,
Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.
4.3 Составление кроссвордов по -теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.
Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 2ч
Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль обучающегося:
изучить информацию по теме;
создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.
4.4 Подготовка сообщения это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 2ч
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
Роль обучающегося:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
4.5 Подготовка к контрольной работе- это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость) (приложение 12). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим обучающимся, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.
Затраты времени на составление информационного блока зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.
Ориентировочное время на подготовку – 2 ч,
Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать литературу;
дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;
проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль обучающегося:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
4.6 Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ и подготовка к их защите
Ориентировочное время на подготовку – 3 ч,
4.7 поиск информации в различных источниках
При подготовке к семинарским занятиям, зачетам, экзаменам следует в полной мере использовать академический курс учебника, рекомендованного преподавателем. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебнике. Работа с хрестоматией позволит студенту самостоятельно изучить документы, фрагменты источников, другие произведения, разъясняющие сущность изучаемого вопроса. Ориентировочное время на подготовку – 2 ч
4.8 Подготовка реферата-это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч,
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке обучающимся информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
составления плана реферата (порядок изложения материала);
формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль обучающегося: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям
 Порядок сдачи и защиты рефератов.    
    1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия
    2. При оценке реферата преподаватель учитывает
качество
степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
    3. Защита тематического реферата  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
    4. Защита реферата студентом предусматривает 
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
На  защите запрещено чтение текста реферата.
    5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.
          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
          В нижнем поле указывается  год написания реферата.
    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием () с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника) , с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)). 
Критерии оценки реферата
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 3 балла;
глубина проработки материала, 3 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
соответствие оформления реферата требованиям, 2 балла;
доклад, 5 баллов;
умение вести дискуссию и ответы на вопросы, 5 баллов. 
Максимальное количество баллов: 20.
19-20 баллов соответствует оценке «5»
15-18 баллов – «4»
10-14 баллов – «3»
менее 10 баллов – «2»
Образец титульного листа

Наименование
учебного заведения


Р Е Ф Е Р А Т

Тема:

Выполни л (а)
Ф. И. О. студента,
курс, группа,
специальность


Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Любим 20___

Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16

4.9 Самостоятельное изучение тем по выданному тексту
Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.
Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.
Существует несколько методов работы с литературой.
Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.
Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.
Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.
Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.
План (от лат. planum – плоскость) – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.
План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.
Преимущество плана состоит в следующем.
Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.
Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.
В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.
В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.
Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.
Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.
Тезисы (от греч. tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.
Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.
Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.
К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.
Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.
Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.
Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.
Ориентировочное время на подготовку –2ч,
4.10 Подготовка доклада на 10 минут
Студентам рекомендуется самостоятельно выполнять доклады, индивидуальные письменные задания и упражнения, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям. Работа, связанная с решением этих задач и упражнений, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме.
Доклад – это вид самостоятельной работы студентов, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.
Отличительными признаками доклада являются:
- передача в устной форме информации;
- публичный характер выступления;
- стилевая однородность доклада;
- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;
- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы. Ориентировочное время на подготовку – 2 ч,
4.11 Подготовка конспекта по выданному материалу
представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч. Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
консультирование при затруднениях.
Роль обучающегося:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развернутые обороты текста более лаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
4.12 Задания по карточкам
Ориентировочное время – 2 ч
Работа с карточками заданий
Ориентировочное время – 2 ч
5. Программа внеаудиторной работы
№ и название темы
Наименование самостоятельной работы
Форма выполнения


Время, затраченное
на выполнение
работы

МДК Основы закупочной деятельности в сельском хозяйстве




Тема 1.1.Принципы организации работ по закупкам и сбыту сельскохозяйственной продукции
Проработка конспектов.

2


- Подготовка
презентации по теме «Склады и приёмозаготовительные пункты»
презентация
2,5


- Составление кроссвордов по теме «Материально-техническая база заготовок»
кроссворд
2


- Подготовка сообщения по теме «Поверка весоизмерительных приборов»
сообщение
2


-Подготовка к контрольной работе по пройденной теме.

2

Тема 1.3. Заготовка сельскохозяйственной продукции растительного происхождения.

-Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ и подготовка их к защите.

3


- Проработка конспектов

2


-.Поиск информации в
различных источниках

2


- Подготовка презентации
по теме «Ягоды» (индивидуально)
презентация
2,5


- Составление кроссворд по теме «Экзотические плоды»
кроссворд
2


- Подготовка презентации по теме «Орехоплодные» (индивидуально)
презентация
2,5

Тема 1.4. Заготовка сельскохозяйственной продукции животного происхождения.














-Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ и подготовка их к защите.



3




- Подготовка к презентации на 10мин. -
«Классификация колбасных изделий»

2


- Подготовка реферата по теме «Колбасы» (индивидуально)
реферат
4


- Составление кроссворда на тему «Производство мясопродуктов»
кроссворд
2


- Подготовка реферата по теме «Закупка молока»
реферат
4


- Подготовка презентации по теме «Производство молочных напитков»
презентация
2,5


- Составление кроссворда на тему «Молоко и молочные продукты»
кроссворд
2


- Подготовка реферата по теме «Заготовка топлёного масла»
реферат
4


- Подготовка презентации по теме «Твердые сычужные сыры»
презентация
2,5


- Подготовка реферата по теме «Организация закупки яиц»
реферат
4

Тема 1.5. Заготовка вторичного сырья.


самостоятельное изучение тем по выданному тексту.


2



- проработка конспектов

2


- составление кроссвордов
кроссворд
2

Тема 1.6. Производственная санитария

Проработка конспектов

2


- Поиск информации из различных источников.



2


- Подготовка доклада на 10 мин по теме «Болезни животных»(индивидуально)
доклад
2


- Подготовка сообщения на тему «Санитарные требования, предъявляемые к заготовке вторичного сырья»
сообщение
2

Тема 1.8. Организация заготовки животноводческого сырья.


Подготовить рефераты по предложенной теме преподавателем (индивидуально).

реферат


2





-Составить кроссворд по теме «кожевенное сырьё»

кроссворд
2



- Проработка конспектов

2


- Поиск информации из различных источников.



2


- Подготовить презентацию по теме «Пороки кожевенного сырья»

презентация

2,5


- Подготовить презентацию по теме «Клеймение кожевенного сырья»
презентация
2,5


- Подготовить сообщение по теме «Виды мехового сырья»
сообщение
2


- Подготовить сообщение по теме «Маркировка, упаковка шерсти»
сообщение
2

Тема 1.9. Организация заготовок лекарственно-технического сырья


-Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ и подготовка их к защите.








3








- Проработка конспектов.

2


- Поиск информации из различных источников.

2


- Подготовка рефератов на данную тему преподавателем.
реферат
4


- Правила сбора лекарственных растений (конспектирование по
выданному материалу)
конспект
2


- Сушка лекарственно-технического сырья (конспектирование по выданному материалу)
конспект
2


- Подготовка презентации по теме «Классификация лекарственно-технического сырья» (индивидуально)
презентация
2,5


- Подготовка презентации по теме «Правила сбора лекарственных растений» (индивидуально)
презентация
2,5


- Подготовка презентации по теме «Заготовка корней» (индивидуально)
Презентация
2,5


- Подготовка презентации по теме «Заготовка почек» (индивидуально)
Презентация
2,5


- Подготовка презентации по теме «заготовка листьев» (индивидуально)
презентация
2,5


- Подготовка презентации по теме «заготовка коры» (индивидуально)
презентация
2,5

МДК. 01.02
Технологии хранения сельскохозяйственной продукции




Тема 1. Технология транспортирования продовольственных и непродовольственных товаров
-Задания по карточкам

2


- Подготовка сообщения на тему Перевозка товаров автомобильным транспортом

сообщение



2


- Подготовка сообщения на тему Перевозка товаров железнодорожным транспортом
сообщение

2


- Подготовка сообщения на тему Перевозка товаров морским и речным транспортом
сообщение

2


- Подготовка сообщения на тему Перевозка товаров воздушным транспортом
сообщение

2

Тема 2. Способы и нормативы хранения сельскохозяйственной продукции
- задания по карточкам

2


- проработка конспектов

2


- составление кроссворда по теме заданной преподавателем.
кроссворд
2

Тема 3. Хранение продовольственных и непродовольственных товаров
- задание по карточке

2


- проработка конспектов

2


- Подготовка к контрольной работе



2

Тема 4. Методы консервирования продовольственных товаров.
- задания по карточкам

2


- проработка конспектов.

2

Тема 5. Организация складского хозяйства
- сообщение
сообщение
2


- работа с карточками заданий



2


- Проработка конспектов

2


- Подготовка сообщений (индивидуально)
сообщение

2


- Подготовка презентации (индивидуально)
презентация
2,5

Тема 6. Условия и особенности хранения отдельных групп товаров
- задания по карточкам

2


- Подготовка сообщения на тему Правила сушки кожи.
сообщение


2


- Подготовка сообщения на тему Транспортирование и хранение меховых товаров.

сообщение


2



- Подготовка сообщения на тему Условия и особенности хранения изделий из кожи.

сообщение

2


- Подготовка сообщения на тему Упаковка, маркировка, хранение косметических товаров.
сообщение
2

ВСЕГО:


162







Список литературы
Н.Д.Сорокина Организация работ по закупкам сельскохозяйственных продуктов и сырья: Учебное пособие – М: ИЦ «Академия», 2008. - 208с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Новикова А.М. Товароведение продовольственных товаров: Учебник проф-ОбрИздат-.2009
Неверов А.Н. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник - проф-ОбрИздат-.2009
Бунеева Р.И. Кругляков Г.Н. Заготовительная деятельность в потребительской кооперации: учебник- Феникс 2008 (в/о)
Справочник по товароведению продовольственных товаров: учебное пособие 2008.
6. С.А. Богатырёв, И.Ю. Михайлова «Технология хранения и транспортирования товаров» - учебное пособие: Дашков и Ко; Москва 2009

Дополнительные источники:
Стандарты по свежим плодам ГОСТ 21713 – 76
Стандарты по переработанным овощам ГОСТ 3858 – 73; ГОСТ 7180 – 73; ГОСТ 7231 -90
Стандарты по мясным продуктам: ГОСТ Р 52479 -2005; ГОСТ Р 52196 – 2003; ГОСТ 16351 - 86
Стандарты по молоку и молочным продуктам: ГОСТ Р 52090 – 2003; ГОСТ53948 – 2010; ГОСТ Р 53421 – 2009; ГОСТ Р 52972 -2008; ГОСТ Р 53379 – 2009
ГОСТ 3123-78. Производство кожевенное.
ГОСТ 8765-93. Общие технические условия.
ГОСТ 28509-90. Технические условия.
Интернет –ресурсы:
1. http://metalhandling.ru http://materialu-adam.blogspot.com/
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Интернет-ресурсы www.garant.ru - справочно - правовая система Гарант
4.www.consultant.ru- справочно - правовая система Консультант Плюс










13PAGE \* MERGEFORMAT142015




Заголовок 115