РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.04 ВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЁТА ИМУЩЕСТВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ФИНАНСОВЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБЕ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНИ»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе ГБПОУ «ГК г.Сызрани»
__________________ /Л.А.Пантюхина/
« ______» ________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 ВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЁТА ИМУЩЕСТВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ФИНАНСОВЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ В СЕЛЬСКОЙ УСАДЬБЕ
Профессиональный цикл
Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
112201.01 ХОЗЯЙКА(ИН) УСАДЬБЫ
Сызрань, 2015 г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
Профессионального цикла
Председатель ___________ Т.В.ЛарькинаПротокол № ____ от «_____» __________ 2015 г.
Составитель: Кромская Р.К.., преподаватель МДК 04.01 МЕТОДЫ УЧЁТА ИМУЩЕСТВА, ОБЯЗАТЕЛЬСТ, ФИНАНСОВЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, строительного профиля ГБПОУ «ГК г. Сызрани»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: ________ Прокофьев А.Н.. методист строительного профиля ГБПОУ «ГК г. Сызрани»
Содержательная экспертиза: ________ Ежкова И.Н. , заведующий отделом по учебной работе строительного профиля ГБПОУ «ГК г. Сызрани»
Внешняя экспертиза (для специальных дисциплин, ПМ):
Содержательная экспертиза: ________________ Сулейманов Вадим Асхатович, Глава администрации сельского поселения Чекалино СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ стр. 4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ стр. 5
3.
СТРУКТУРА и содержание профессиональногомодуля стр. 6
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ стр. 25
5.
Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)стр. 27
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр. 29

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Ведение оперативного учета имуществ, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности НПО в соответствии с ФГОС по специальности НПО 112201.01 «Хозяйка усадьбы» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Ведение оперативного учета имуществ, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Проводить учёт объёма готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в сельскохозяйственном производстве сельской усадьбы
Проводить учёт приобретенной продукции по отраслям
Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность сельской усадьбы
Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке учетных работников сельского хозяйства при наличии среднего полного образования и основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
Иметь практический опыт: с целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен
уметь:
пользоваться нормативной документацией;
оформлять первичную документацию (с указанием реквизитов, кодификации);
проводить оперативный учет продукции растениеводства и животноводства;
вести учет материалов, работ, услуг и движения готовой продукции;
определять показатели экономической эффективности ведения хозяйства сельской усадьбы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
назначение, организацию, формы и методы проведения оперативного учета;
нормативную документацию;
правила заполнения, обработку, порядок и срок хранения первичной документации;
учет работы машинно-тракторных агрегатов;
учет естественной убыли;
методы инвентаризации материальных ценностей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 1008 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 432 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 288 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 144 часа;
учебной и производственной практики – 576 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Ведение оперативного учета имуществ, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 4. 1. Проводить учёт объёма готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в сельскохозяйственном производстве сельской усадьбы
ПК 4. 2. Проводить учёт приобретенной продукции по отраслям
ПК 4. 3. Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность сельской усадьбы
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
ОК 8. Осуществлять денежные операции
ОК 9. Добиваться соблюдений своих социально-трудовых прав в рамках закона
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Коды профессиональных компетенций Наименование разделов профессионального модуля Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Объём времени, отведённый на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегося, часов Учебная, часов Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего, часов В т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 4.1
Раздел 1. Ведение оперативного учёта имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций 255 155 81 100 - -
ПК 4.2 Раздел 2. Учет приобретенной продукции по отраслям 113 83 39 30 - -
ПК 4.3 Раздел 3. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности сельской усадьбы 136 50 36 14 72 -
ПК 4.1-ПК 4.3
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) 504 504
Всего: 1008 288 156 144 72 504
Ячейки в столбцах 3, 4, 6, 7, 8 заполняются жирным шрифтом, в 5 – обычным. Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. Количество часов, указанное в ячейках столбца 3, должно быть равно сумме чисел в соответствующих ячейках столбцов 4, 6, 7, 8 (жирный шрифт) по горизонтали. Количество часов, указанное в ячейках строки «Всего», должно быть равно сумме чисел соответствующих столбцов 3 – 8 по вертикали. Количество часов, указанное в ячейке столбца 3 строки «Всего», должно соответствовать количеству
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) «Ведение оперативного учета имуществ, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, учебная практика (Производственное обучение) Объем часов Уровень освоения
Раздел ПМ 1. Ведение оперативного учёта имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций .255 МДК 1. Методы учёта имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций 432 Тема 1.1.
Основы организации учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Содержание 6 2. Введение.
Содержание дисциплины, ее задача, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой в условиях переходной экономики. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве. Значение дисциплины для подготовки профессии в условиях равноправия различных форм собственности.
Организация бухгалтерского учета
Бухгалтерская информация и ее значение в управлении производством. Общие правила организации бухгалтерского учета. Требования к ведению бухгалтерского учета, его формы. Объекты учета. Документальное оформление хозяйственных операций по объектам учета. Систематизация бухгалтерской информации в учетных регистрах. Внутренний контроль объектов учета. Федеральный Закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. Четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. 1
1
3. Особенности организации бухгалтерского учета в крестьянско-фермерских хозяйствах
Формы организации бухгалтерского учета в крестьянско-фермерском хозяйстве. План счетов бухгалтерского учета. Общие положения, обязанности и ответственность учетчика 1
Тема 1.2.
Учет кассовых операций
Содержание 16 1 Учет денежных средств в кассе
"Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации". Инструкция Центрального Банка от 4 октября 1993 г. №18. Положение Банка России от 5января 1998г. №14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»
Понятие денежных средств. Расчеты наличными. 2
2
Кассовые документы и регистры бухгалтерского учета
Порядок хранения денег и денежных документов в кассе. Порядок ведения кассовых операций. Документальное оформление. 2
3 Учет кассовых операций
Отчет кассира. Инвентаризация кассы. Синтетический учет кассовых операций. Журнал - ордер №1, порядок его заполнения. 2
4 Учет денежных средств в пути и денежных документов
Учет денежных документов. Учет переводов в пути. 2
Практические занятия 7 1 Составление первичных кассовых документов 2 Составление корреспонденции счетов по кассовым операциям 3 Ведение кассовой книги 4 Составление журнала-ордера 5 Составление ведомости Тема 1.3.
Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках
Содержание 111 Учет денежных средств на расчетном счете
Расчетные счета, его назначение. Порядок открытия расчетного счета. Документальное оформление операций по расчетному счету. Банковские платежные документы. 2
2 Выписка банка. Регистры бухгалтерского учета
Выписка банка. Синтетический учет операций по расчетному счету. Журнал-ордер № 2, порядок его заполнения. 2
3 Учет денежных средств на специальных счетах
Аналитический и синтетический учет операций на специальных счетах в банках. 2
Практические занятия 7 1 Заполнение документа на открытие расчетного счета 2 Заполнение банковских документов 3 Обработка выписки банка 4 Ведение журнала-ордера № 2 5 Ведение ведомости № 2 Тема 1.4.
Учет кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету. Содержание 6 1 Учет денежных средств на валютных счетах
ПБУ № 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". Утверждено Приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. №2н.
Основные понятия, характеристика и правовая основа валютных операций. Валютные счета организации. Учет операций по валютному счету. 1
2 Учет кассовых валютных операций
Учет кассовых валютных операций. Синтетический и аналитический учет валютных операций. Журнал - ордер №2/1, его заполнение. 2
Практические занятия. 3 1 Заполнение первичных кассовых документов 2 Ведение журнала-ордера № 1а и ведомости 1а Тема 1.5.
Основные формы безналичных расчетов и расчетные документы. Содержание 4 1 Безналичные расчеты, их формы и расчетные документы
Экономическое содержание расчетных операций. Задачи учета. Основные формы безналичных расчетов. Расчетные документы: платежное поручение, аккредитив, чеки, платежное требование, инкассовые поручения. 2
Практические занятия 2
1 Формы безналичных расчетов Тема 1.6.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Содержание 7 1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Первичные документы. Синтетический и аналитический учет. Корреспонденция счетов. Особенности учета НДС при приобретении материалов и их продажи. 2
2 Регистры журнально-ордерной формы учета по счету 60
Отражение операций по счету 60 в регистрах Ж.О. формы учета. 2
Практические занятия 3 1 Составление первичных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 2 Составление корреспонденции счетов. 3 Составление учетных регистров. Тема 1.7.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Содержание 4 1 Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет авансов. Аналитический и синтетический учет. Учетные регистры по счету 62
Отражение операций по счету 62 в Ж.О, формы учета 2
Практические занятия 2 1 Составление первичных документов по учету расчетов с покупателями и заказчиками 2 Составление корреспонденции счетов Тема 1.8.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Содержание 4
1 Учет расчетов с подотчетными лицами
Письмо Минфина «Нормы возмещения командировочных расходов» (с изменениями и дополнениями). Налоговый кодекс РФ, ч.II Подотчетные суммы. Понятие хозяйственных, представительских, командировочных расходов. Отчетность подотчетных лиц. Порядок выдачи денег, возмещение расходов по командировкам. 2
2 Синтетический и аналитический учет с подотчетными лицами
Журнал-ордер № 7, порядок его заполнения. Синтетический и аналитический учет расчетов с работниками и подотчетными лицами. 2
Практические занятия. 2
1 Составлять и обрабатывать авансовые отчеты. 2 Составление корреспонденции счетов ,
Тема 1.9.
Учет расчетов по налогам и сборам, по страховым взносам
Содержание 8
1
Система налогов
Налоговый Кодекс РФ. Система налогов и особенности их учета. Объекты обложения, границы ставок, плательщики, сроки уплаты. Учет расчетов по налогам и сборам, по страховым взносам Источники возмещения налогов. Документальное оформление операций по учету. 2
2 Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам.
Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам. 2
Практические занятия. 4 1 Составление платежных поручений по расчётам с бюджетом и внебюджетными фондами. 2 Отразить на счетах операции по учёту расчётов по налогам и сборам 3 Отразить на счетах операции по страховым взносам. Тема 1.10.
Основные средства, их классификация и оценка. Содержание 2
1 Основные средства, их классификация и оценка.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ № 6/97 от 24 марта 2000 г. № 31). Понятие, классификация и оценка основных средств. Состав и задачи учета основных средств. 2
Тема 1.11.
Учет основных средств
Содержание 14
1 Документальное отражение операций по учету основных средств
Документальное отражение операций по поступлению, перемещению, выбытию и ликвидации основных средств. 2
2 Аналитический и синтетический учет основных средств
Синтетический и аналитический учет операций с основными средствами. 2
3 Учет амортизации основных средств
Понятие амортизации, амортизационных отчислений. Способы начисление амортизации в бухгалтерском учете. Порядок начисления амортизации Учет начисления амортизации основных средств. 2
4 Учет восстановления основных средств
Восстановление основных средств. 2
5 Учет объектов основных средств при аренде и лизинге
Учет объектов основных средств при аренде и лизинге 2
6 Инвентаризация основных средств
Инвентаризация основных средств. 2
Практические занятия 6 1 Составление первичных документов по учету и движению основных средств 2 Составление корреспонденции счетов 3 Расчет начисления амортизации 4 Составление документации по инвентаризации основных средств. Тема 1.12.
Учет нематериальных активов и их амортизация. Содержание 4
1 Учет нематериальных активов
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (СПУ 14/2000 в редакции Приказа Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91н). Понятие, состав и оценка нематериальных активов. Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия нематериальных активов. Учет результатов инвентаризации. 2
2 Начисление амортизации нематериальных активов
Особенности начисления амортизации нематериальных активов. Учет результатов инвентаризации. 2
Практическое занятие 2
1 Составление корреспонденции счетов и начисление амортизации по нематериальным активам Тема 1.13.
Организация оплаты труда. Содержание 6
1 Организация оплаты труда.
Правовые основы организации и оплаты труда в РФ. Трудовой Кодекс РФ. Федеральный Закон от 30.12.01 г. № 197-ФЗ. Задачи учета расчетов оплаты труд. Документальное оформление учета численности работников, отработанного времени и выработки. 2
Практические занятия. 4 1 Заполнение документов по учёту личного состава 2 Заполнение документов по использованию рабочего времени Тема 1.14.
Документация по учету труда и его оплаты. Содержание 8 1 Документация по учету труда и его оплаты.
Первичные документы по начислению оплаты труда 1 2
2 Документы по расчетам оплаты труда и удержанию из оплаты труда. 1 2
Практические занятия 6 1 Заполнение первичных документов по учёту труда в растениеводстве 2 2 Заполнение первичных документов по учёту труда в животноводстве 2 3 Начисление заработной платы 2 Тема 1.15.
Учет труда и его оплаты. Содержание 12 1 Учет труда и его оплаты
Порядок расчета средств на оплату труда; порядок расчета оплаты отпусков. Расчет пособий по временной нетрудоспособности, синтетический и аналитический учет по оплате труда. Документальное оформление операций по учету обязательного удержания из заработной платы; порядок удержания по исполнительным листам; удержания по инициативе администрации. 2 2
2 Удержания из заработной платы
Синтетический и аналитический учет удержаний из заработной платы. 1 2
Практические занятия 8 1 Начисление пособий по временной нетрудоспособности 1 2 Расчёт оплаты за ежегодный отпуск 1 3 Расчет удержаний по исполнительным листам 2 4 Составление расчётно-платежной ведомости по начислению оплаты труда. 2 5 Составление расчётно-платежной ведомости по удержанию и выдачи на руки. 2 Тема 1.16.
Учет капитала.
Содержание 5 1 Учет капитала
Понятие капитала, его виды и назначение. Формирование и учет уставного (складочного) капитала и его изменений. Учет расчетов с учредителями. Документальное оформление операций по учету капитала. 1 2
2 Учет резервов и целевого финансирования.
Учет резервов и целевого финансирования. 1 2
Практические занятия 3 1 Отражение на счетах операций по учету уставного (складочного) капитала 1 2 Отражение на счетах операций по учету добавочного капитала и доходов будущих периодов 1 3 Отражение на счетах операций по учету образования и использования резервов 1 Тема 1.17.
Учет кредитов и займов. Содержание 4 1 Учет кредитов и займов.
Приказ Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Значение кредитов банка и займов как источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности организации. Виды кредитов по целевому назначению и срокам представления. Учет кредитных операций. Виды займов. Учет заемных средств.
Документальное оформление операций по учету. 2 2
Практические занятия 2 1 Отражение на счетах операций по учёту краткосрочных кредитов и займов 1 2 Отражение на счетах операций по учёту долгосрочных кредитов и займов 1 Тема 1.18.
Учет продаж. Содержание 10 1 Учет продаж
Понятие проданной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Документальное оформление и учет продажи продукции. Понятие расходов на продажу. Синтетический и аналитический учет продажи и расходов на продажу. 2 2
2 Учет реализации основных средств и прочих материальных ценностей.
Учет реализации основных средств и прочих материальных ценностей. 1 2
Практические занятия 6 1 Документальное оформление продажи продукции 1 2 Определение и списание стоимости расходов на продажу продукции, работ и услуг. 1 3 Документальной отражение продажи основных средств 2 4 Расчёт результатов от продажи продукции и основных средств. 2 Тема 1.19.
Учет финансовых результатов. Содержание 6 1 Учет финансовых результатов
Налоговый Кодекс РФ I и II части. Понятие финансовых результатов. Задачи учета финансовых результатов. Структура и порядок формирования финансовых результатов. Учет прибыли и убытков. Понятие нераспределенной прибыли. Порядок списания нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Синтетический и аналитический учет финансовых результатов. Синтетический и аналитический учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Учёт доходов будущих периодов. Типовая корреспонденция по учёту финансовых результатов. 2 2
Практические занятия 4 1 Формирование финансовых результатов и использование прибыли от обычных видов деятельности 1 2 Формирование финансовых результатов и использование прибыли от прочих видов деятельности 1 3 Составление корреспонденции счетов по формированию финансовых результатов и по учету доходов будущих периодов 2 Тема 1.20.
Бухгалтерская отчетность.
Содержание 18 1 Принципы построения бухгалтерской отчетности
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Закон РФ от 22 ноября1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Понятие, состав, требования, порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности. 2 2
2 Бухгалтерская отчетность в крестьянско-фермерском хозяйстве
Книга количественно–суммового учета. Книга многографной формы (учет затрат и выхода продукции). Контокоррентная книга (учет расчетов с организациями и лицами) 2 2
3 Особенности бухгалтерской отчетности в крестьянско-фермерском хозяйстве по учету имущества
Книга учета имущества. Книга учета продукции и материалов. 2 2
4 Особенности бухгалтерской отчетности в крестьянско-фермерском хозяйстве по учету труда и финансовых результатов
Книга учета труда. Журнал учета хозяйственных операций. Ведомость финансовых результатов. 2 2
Практические занятия 10 1 Составление Книги количественно-суммового учета. Книга учета труда 2 2 Составление Книги учета затрат и выхода продукции 2 3 Составление контокоррентной книги (учет расчетов с организациями и лицами) 2 4 Составление Книга учета имущества, продукции и материалов 2 5 Составление Журнала учета хозяйственных операций. Ведомость финансовых результатов 2 Самостоятельная работа при изучении раздела 1
Федеральный Закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г., Закон РФ от 22.11.1990 г. «О крестьянском фермерском хозяйстве».
Решение производственных ситуаций по учёту кассовых операций
Решение производственных ситуаций по учёту денежных средств на расчётном счёте
Решение производственных ситуаций по учёту кассовых операций и операций на валютном счёте
Решение производственных ситуаций по учёту расчётов с поставщиками и подрядчиками
Чтение дополнительной литературы о основных формах безналичных расчётов
Решение производственных ситуаций по учёту расчётов с покупателями и заказчиками
Решение производственных ситуаций по учёту расчётов с подотчетными лицами
Решение производственных ситуаций по учёту расчетов по налогам и сборам, по страховым взносам
Решение производственных ситуаций по учёту материально-производственных запасов
Решение производственных ситуаций по учёту сельскохозяйственной продукции
Решение производственных ситуаций по учёту прочих материальных ценностей
Решение производственных ситуаций по отражению на счетах результатов инвентаризации
Решение производственных ситуаций по учёту животных на выращивании и откорме
Чтение дополнительной литературы по классификации, оценке и составу основных средств
Решение производственных ситуаций по учёту основных средств
Решение ситуационных задач по учёту нематериальных активов
Чтение дополнительной литературы о Правовых основах организации и оплаты труда в РФ. Трудовой Кодекс РФ. Федеральный Закон от 30.12.01 г. № 197-ФЗ.
Чтение дополнительной литературы по документальному расчету оплаты труда и удержаний из оплаты труда Решение производственных ситуаций по синтетическому учёту труда и его оплаты
Решение производственных ситуаций по учёту капитала и резервов
Решение производственных ситуаций по учёту кредитов
Решение производственных ситуаций по учёту продаж
Решение производственных ситуаций по учёту финансовых результатов
Чтение дополнительной литературы об издержках производства и себестоимости. Классификация затрат на производство
Решение производственных ситуаций по учёту вспомогательных производств
Чтение дополнительной литературы по распределению общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Решение производственных ситуаций по учёту и распределению общехозяйственных и общепроизводственных расходов
Решение производственных ситуаций по исчислению себестоимости продукции растениеводства
Решение производственных ситуаций по исчислению продукции животноводства
Решение производственных ситуаций по расчёту себестоимости в промышленных производствах
Чтение дополнительной литературы о формах бухгалтерской отчётности организаций. Решение задач по составлению бухгалтерской отчетности по КФХ 100
Раздел 2. Учет приобретенной продукции по отраслям 113 Тема 2.1.
Материально-производственные запасы, их классификация, оценки и задачи учета.
Содержание 5 1 Учет материально-производственных запасов
ПБУ «Учет материально-производственных запасов» 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06 2001 г. № 44/1. Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета материально-производственных запасов. Фактические затраты при приобретении производственных запасов. 2
2 Оценка производственных запасов
Оценка производственных запасов в балансе и текущем учете; фактическая себестоимость приобретения, средняя себестоимость, учетные цены. Метод ФИФО, метод ЛИФО. 2
Практические занятия 2 1 Порядок расчета транспортно-заготовительных расходов. Определение себестоимости приобретенных материалов 2 Тема 2.2.
Документация на поступление и расходование с/х продукции, семян и кормов и продукции животноводства.
Содержание 8 1 Документация на поступление и расходование продукции растениеводства
Документальное оформление поступления и расходования с/х продукции, семян, кормов. 2 2
2 Документация на поступление и расходование продукции животноводства.
Документация по учету продукции животноводства. Корреспонденция счетов по учету сельскохозяйственной продукции. 2 2
Практические занятия 4 1 Составление бухгалтерских документов на поступление и расходование с/х продукции растениеводства 2 2 Составление бухгалтерских документов на поступление и расходование с/х продукции животноводства 1 3 Составление корреспонденции счетов 1 Тема 2.3.
Документальное оформление движения прочих материальных ценностей. Содержание 5 1 Документальное оформление движения прочих материальных ценностей
Документальное оформление движения прочих материальных ценностей; минеральных удобрений, нефтепродуктов, запасных частей. Корреспонденция счетов по учету материальных ценностей. 2 2
Практически занятия 3 1 Документальное оформление движения прочих материальных ценностей 2 2 Составление корреспонденции счетов 1 Тема 2.4.
Организация складского хозяйства и контроль за сохранностью материальных ценностей Содержание 10 1 Организация складского хозяйства и контроль за сохранностью материальных ценностей
Организация складского хозяйства, складской учет. Обязанности, права, ответственность заведующего складом. 2 2
2 Инвентаризация складского хозяйства
Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации и переоценки производственных запасов. Отражение результатов инвентаризации и переоценки производственных запасов на счетах бухгалтерского учета. 2 2
3 Отчет о движении товарно-материальных ценностей.
Отчет о движении товарно-материальных ценностей. 1 2
Практические занятия 4 1 Заполнение инвентаризационно-сличительных ведомостей 2 2 Определение результатов инвентаризации 1 3 Составление корреспонденции счетов 1 Контрольная работа
по темам «Учёт материально-производственных запасов» 1 3
Тема 2.5.
Учет животных на выращивании и откорме. Содержание 8 1 Учет животных на выращивании и откорме.
Задачи учета животных на выращивании и откорме. Объекты учета. Каналы движения животных. Методы оценки животных. Первичная документация по оприходованию животных на выращивании и откорме.
Книга учёта движения животных и птицы Книга учета движения животных и птицы. Характеристика счета 11. Корреспонденция счетов. 2 2
2 Отражение операций по движению животных на выращивании и откорме в регистрах учета
Отчет о движении скота и птицы. Отражение операций по движению животных на выращивании и откорме в регистрах учета. 1 2
Практические занятия 4 1 Составление первичных документов на оприходование и движение животных на выращивании и откорме. 2 2 Составление учетных регистров 1 3 Составление корреспонденции счетов 1 Контрольная работа
По теме «Учет животных на выращивании и откорме» 1 3
Тема 2.6.
Учетная категория «Затраты на производство» Содержание 6 1 Учетная категория «Затраты на производство»
Понятие затраты на производство. Расходы на производство. Понятие издержки производства. 2 2
2 Классификация затрат на производство.
Классификация затрат на производство. 2 2
Практическое занятие. 2 1 Классификация затрат на производство 2 Тема 2.7.
Учет вспомогательных производств. Содержание 8 1 Учет вспомогательных производств.
Понятие и виды вспомогательных производств. Синтетический и аналитический учет затрат вспомогательных производств. Распределение услуг вспомогательных производств. Учетные регистры, порядок их заполнения. 2 2
2 Исчисление себестоимости услуг вспомогательных производств
Особенности расчета себестоимости услуг вспомогательных производств. 2 2
Практические занятия 4 1 Расчет себестоимости услуг грузового автотранспорта 1 2 Расчет себестоимости 1 кВт/ч электроэнергии 1 3 Расчет себестоимости 1 условного эталонного гектара 1 4 Расчет себестоимости 1 коне-дня1 Тема 2.8.
Учет расходов на организацию производства и управление. Учет расходов будущих периодов.
Содержание 6 1 Учет общехозяйственных расходов
Понятие накладных расходов. Учет общехозяйственных расходов. Синтетический учет накладных расходов. Распределение общехозяйственных расходов, порядок их списания. Документальное оформление операций по учету. Учетные регистры и порядок их заполнения. 1 2
2 Учет общепроизводственных расходов
Учет общепроизводственных расходов. Распределение общепроизводственных расходов, порядок их списания. Документальное оформление операций по учету. Учетные регистры и порядок их заполнения. Учет расходов будущих периодов. 1 2
Практические занятия 4 1 Учёт и составление корреспонденции счетов на производственные расходы в растениеводстве и их распределение 1 2 Учёт и составление корреспонденции счетов на производственные расходы в животноводстве и их распределение 1 3 Учёт и составление корреспонденции счетов на общехозяйственные расходы 1 4 Распределение общехозяйственных расходов в конце года 1 Тема 2.9.
Учет затрат, выхода продукции растениеводства и исчисление ее себестоимости
Содержание 12 1 Учет затрат, выхода продукции растениеводства
Объекты и статьи учета затрат в растениеводстве. Задачи бухгалтерского учета. Учет затрат в незавершенном производстве. 1 2
2 Распределяемые расходы и прочие затраты в растениеводстве.
Распределяемые расходы и прочие затраты в растениеводстве. 1 2
3 Организация учета в растениеводстве
Организация первичного, аналитического и синтетического учета в растениеводстве. Особенности учета затрат в отдельных отраслях растениеводства. 2 2
4 Расчет себестоимости продукции растениеводства
Исчисление себестоимости продукции растениеводства. 2 2
Практические занятия 5 1 Исчисление себестоимости зерна 2 2 Исчисление себестоимости сахарной свеклы 1 3 Исчисление себестоимости плодов и ягод 1 4 Исчисление себестоимости овощных культур 1 Тема 2.10. Учет затрат, выхода продукции животноводства и исчисление ее себестоимости.
Содержание 10 1 Учет затрат, выхода продукции животноводства
Объекты и статьи учета затрат в животноводстве. Задачи бухгалтерского учета в животноводстве. 1 2
2 Организация учета в животноводстве
Организация первичного, аналитического и синтетического учета в животноводстве. 2 2
3 Особенности учета в прочих отраслях животноводства.
Особенности учета в прочих отраслях животноводства. 1 2
4 Расчет себестоимости продукции животноводства
Исчисление себестоимости продукции животноводства 1 2
Практические занятия 4 1 Исчисление себестоимости продукции дойного стада коров 1 2 Исчисление себестоимости 1 ц привеса и 1 ц живого веса молодняка КРС 1 3 Исчисление себестоимости 1 ц привеса и 1 ц живого веса молодняка свиней 1 4 Исчисление себестоимости 1 ц привеса и 1 ц живого веса молодняка овец 1 Тема 2.11.
Учет затрат, выхода продукции промышленных производств и исчисление ее себестоимости. Содержание 5 1 Учет затрат, выхода продукции промышленных производств
Виды промышленных производств. Задачи учета. Организация аналитического и синтетического учета затрат и выхода продукции промышленных производств. 1 2
2 Исчисление себестоимости в промышленных производствах
Особенности учета затрат и исчисления себестоимости в отдельных видах промышленных производств. Учет брака в производстве. 1 2
Практические занятия 3 1 Расчет себестоимости в мукомольном производстве 1 2 Расчет себестоимости переработки подсолнечника 1 3 Расчет себестоимости 1000 шт. кирпича 1 Самостоятельная работа при изучении раздела II 30
ПБУ «Учет материально-производственных запасов» 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06 2001 г. № 44/1.
Решение производственных ситуаций по учёту материально-производственных запасов
Решение производственных ситуаций по оформлению поступления и расходования с/х продукции, семян, кормов.
Решение производственных ситуаций по оформлению оформление движения прочих материальных ценностей; минеральных удобрений, нефтепродуктов, запасных частей
Решение производственных ситуаций поРаздел.3 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности сельской усадьбы 50 Тема 3.1
Анализ хозяйственно- финансовой деятельности сельской усадьбы
Содержание 13 1 Основы экономического анализа
Понятие анализа хозяйственной деятельности и его использование в оценке эффективности сельской усадьбы. Цели и задачи анализа. Роль анализа в повышении эффективности производства. Анализ условий, уровня специализации и размеров производства. Анализ обеспеченности сельской усадьбы ресурсами и эффективность их использования. Анализ производства и реализации продукции растениеводства и животноводства. Анализ затрат и себестоимости продукции. Анализ результатов деятельности сельской усадьбы. 2 2
2 Методы анализа.
Метод анализа хозяйствования, его характерные черты. Классификация факторов анализа финансово-хозяйственной деятельности 2 2
3 Анализ земельных ресурсов
Задачи анализа. Анализ состояния, структуры и использования земельного фонда и посевных площадей. Резервы повышения эффективности использования земли. 2 2
4 Анализ производства и реализации продукции сельского хозяйства
Задачи и источники анализа. Анализ выполнения плана и динамики производства валовой продукции. Анализ урожайности и продуктивности. Выявление резервов увеличения производства продукции сельского хозяйства2 2
5 Анализ состояния и эффективного использования машинно-тракторного парка
Задачи анализа. Анализ использования машинно-тракторного парка. 2 2
6 Анализ затрат и себестоимости продукции
Задачи анализа. Анализ себестоимости продукции растениеводства и факторов, определяющих уровень себестоимости в растениеводстве. Анализ себестоимости продукции животноводства и факторов, определяющих уровень себестоимости в животноводстве. Резервы снижения себестоимости продукции сельского хозяйства 2 2
7 Анализ трудовых ресурсов и производительности труда
Задачи анализа. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и их использования. Анализ производительности труда. 1 2
Практические занятия
Анализ основных экономических показателей сельской усадьбы 36 1 Анализ земельных ресурсов: анализ состояния, структуры и использования земельного фонда. 2 2 Анализ структуры посевных площадей и урожайности 2 3 Анализ производства валовой продукции 2 4 Анализ экономической эффективности сельскохозяйственных культур 2 5 Анализ обеспеченности животных кормами 2 6 Анализ выполнения плана по поголовью и структуре стада животных. Анализ продуктивности животных 2 7 Анализ выполнения плана по валовому выходу продукции животноводства 2 8 Анализ показателей экономической эффективности отрасли животноводства 2 9 Анализ наличия, структуры, динамики и использованию основных фондов 2 10 Анализ показателей эффективности использования основных фондов 2 11 Анализ использования машинно-тракторного парка 1 12 Анализ использования грузового автотранспорта 1 13 Анализ себестоимости продукции растениеводства 1 14 Анализ себестоимости продукции животноводства 2 15 Анализ трудовых ресурсов 2 16 Анализ производительности труда 2 17 Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности 1 18 Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 1 19 Анализ финансового состояния 2 20 Анализ платежеспособности и ликвидности 2 21 Анализ деловой активности 1 Контрольная работа
По разделу 3 «Анализ хозяйственно- финансовой деятельности сельской усадьбы» 1 3
Самостоятельная работа при изучении раздела 3
Решение производственных ситуаций по расчету основных экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности сельской усадьбы 14 Учебная практика (производственное обучение). Анализ основных производственных и экономических показателей сельской усадьбы
18 Производственная практика.
Виды работ:
Выполнить:
- Анализ земельных ресурсов: анализ состояния, структуры и использования земельного фонда;
анализ структуры посевных площадей и урожайности
- Анализ выполнения плана по поголовью и структуре стада животных;
анализ продуктивности животных
- Анализ производства валовой продукции растениеводства и животноводства
- Анализ показателей эффективности использования основных фондов
- Анализ использования машинно-тракторного парка
- Анализ использования грузового автотранспорта
- Анализ себестоимости продукции растениеводства
- Анализ себестоимости продукции животноводства
- Анализ трудовых ресурсов и производительности труда
- Анализ финансовых результатов производственной деятельности 30
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Бухгалтерского учета, налогов и аудита».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по МДК 04.01 «Методы учёта имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- нормативно-справочная литература
- бланки бухгалтерских документов
- Интернет-ресурсы
- электронный учебник
- калькуляторы
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
Положение по бухгалтерскому учету №1 - 10.
Расторгуева Р.Н., Казакова А.В., Павлычев А.И. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях 2007 ИЦ ''Академия''
Налетова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, 2006 Форум
Самохвалова Ю. Н. Бухгалтерский учет: практикум 2006 Форум
Чая В.Т., Латыпова О.В. Бухгалтерский учет, 2007 КноРусКонаков М.А., Конаков А.П. Организация и экономические основы фермерских хозяйств, 2005 ИЦ ''Академия''
Богаченко В. М., Н. А. Кирилова Основы бухгалтерского учета. Ростов – на – Дону «Феникс» 2008г.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет 2008 ОИЦ «Академия»
Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. Практикум 2010 ОИЦ "Академия"
Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет 2008 ОИЦ «Академия»
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства, 2009
Богаченко В. М., Н. А. Кирилова Основы бухгалтерского учета. Сборник задач. Ростов – на – Дону «Феникс» 2008г.
Говорова В. В., Т. Ю. Прудникова Теория бухгалтерского учета. Курс лекций. Москва ФОРУМ – ИНФРА – М 2007г.
Интернет ресурсы:
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Ведение оперативного учета имуществ, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля.
Для успешного изучения МДК Методы учета имущества, финансовых и хозяйственных операций предусмотрено изучение дисциплины обще-профессионального цикла Информационные технологив профессиональной деятельности в объеме 48 часов.
По МДК Методы учета имущества, финансовых и хозяйственных операций предусматриваются консультации, которые проводятся во время прохождения учебной практики.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю модуля «Ведение оперативного учета имуществ, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в сельской усадьбе».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой- мастер производственного обучения должен выше кавалификацию, чем присваивается выпускнику.
Инженерно-педагогический состав:дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы бухгалтерского учёта, налогов и аудита»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Мастера: мастер производственного обучения при прохождении стажировки в профессиональных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Проводить учёт объёма готовой продукции, расходов сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в сельскохозяйственном производстве сельской усадьбы
порядок и точность учета объема готовой продукции;
грамотность и точность оформления бухгалтерских документов по расходу сырья, материала, топлива, энергии потребляемых в сельской усадьбе;
составлять корреспонденцию счетов по учету объема готовой продукции по расходу сырья, материала, топлива, энергии потребляемых в сельской усадьбе;
составлять бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- контрольных работ по темам МДК.
Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.
Комплексный экзамен по профессиональному модулю.
Проводить учёт приобретенной продукции по отраслям качество оформления бухгалтерских документов по учету расчетов с поставщиками, покупателями, заказчиками, подотчетными лицами;
составлять корреспонденцию счетов по учету приобретенной продукции по отраслям;
составлять регистры аналитического и синтетического учета. Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность сельской усадьбы расчет основных экономических показателей сельской усадьбы;
качество анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности;
умение формировать выводы;
качество рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности в сельской усадьбе. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес демонстрация интереса к будущей профессии
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в сельской усадьбе;
оценка эффективности и качества собственной деятельности; Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области учета имущества, обязательств финансовых и хозяйственных операций в сельском хозяйстве; Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронныеИспользовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности работа с бухгалтерскими программами Работать команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности самоанализ и коррекция результатов собственной работы;
соблюдение техники безопасности; Осуществлять денежные операции решение ситуационных задач по учету денежных средств Добиваться соблюдений своих социально-трудовых прав в рамках закона знание закона, гарантирующего трудовое право Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) соблюдать закон о воинской обязанности 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внёсшего изменения