Конспект занятия на тему: «Фантазии из солёного теста. Лепка дымковской барыни»

Конспект занятия на тему:
«Фантазии из солёного теста. Лепка дымковской барыни»


Тема: Лепка дымковской барыни.  Задачи: Познакомить детей с народной дымковской игрушкой, воспитывая эстетическое отношение к предмету.  Учить передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: лепить туловище из одного куска, голову из другого, мелкие детали лепить налепами.  Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.  Оборудование: дымковские игрушки, слайды, кроссворд, плакат с изображением узоров, солёное тесто.

Ход занятия:
- Я очень рада приветствовать вас в нашей мастерской, где благодаря вашим стараниям, появляются на свет неповторимые изделия, глядя на которые хочется восклицать:
"Глазам - радость, душе - отрада!"
- У вас хорошее настроение?
- Вы настроены на работу? Тогда начнём.
- Ребята, я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами и народными умельцами.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научимся определять дымковскую игрушку и находить отличия с другими игрушками народного промысла России. Ведь кроме дымковских игрушек ещё существуют Тверская, Филимоновская, Каргопольская и др.
- Послушайте, пожалуйста, историю возникновения дымковской игрушки.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- Когда-то очень давно (более 500 лет назад), на берегу реки Вятки появилось поселение-слобода - Дымково.
- Как вы думаете, почему поселению дали такое название? (ответы детей).
- По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное поэтому и назвали слободу Дымково, а игрушку Дымковской.
- А вы знаете как ласково и нежно называют жители слободы свою игрушку? (ответы детей).
- Её называют "дымка".
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные,
Белоснежны, как берёзки: кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы - простой узор, но отвести не в силах взор.
- Лепили мастера из красной глины. Слепят, и в печь поставят, обжигают, чтобы игрушки стали крепкими и могли долго радовать всех.
- Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу. Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.
От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет...
- После обжига игрушки белили мелом, разведённым в молоке. По белому фону мастерицы расписывали игрушки. Цвета выбирали самые разнообразные: малиновые, красные, синие, зелёные, оранжевые, жёлтые и даже золотые. Это , пожалуй самая нарядная игрушка!
- Посмотрите на неё. С чем можно сравнить по цвету дымковскую игрушку? ( с радугой).
- Посмотрите на разнообразие узоров (вывешиваю плакат). Круги, клетка, горошины, волнистые линии, полосочки, точки. Украшали этими геометрическими узорами не случайно. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл.
- Попробуйте назвать, что означают эти узоры.
Круги - солнце
Волнистые линии - вода
Маленькие круги - семена
Полосочки - ростки
Клетка - засеянное поле.
- Молодцы! А теперь давайте посмотрим, какие ещё игрушки существую на Руси. (Показ слайдов с изображением различных народных игрушек).
- А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы узнать дымковскую игрушку среди других. (Вызываю трёх человек и они по очереди находят нужную игрушку, среди разнообразия других, выставленных на столе перед детьми).
- Молодцы! А сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в игру, в которую играли ваши прабабушки и прадедушки, но игра популярна и сейчас. Это "ручеёк".
- Отдохнули? А теперь, чтобы узнать, что мы сегодня будем лепить, попробуйте отгадать небольшой кроссворд.
1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
2. Назовите материал, из которого в старину делали дымковские игрушки (глина).
3. С чем можно сравнить роспись дымковской игрушки по цвету? (с радугой).
4. Как называется слобода, где делают эти игрушки? (Дымково).
5. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
как корона у царя (индюк).
6. На берегу какой реки располагалась слобода Дымково? (Вятка).
Слово-отгадка: барыня.
- Молодцы! Это барыня. (Показ фигурки барыни).
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
- Ребята, посмотрите на доску, (вывешиваю разные изображения барынь). Какие разные барыни: и с коромыслом, и в нарядных одеждах, и с ребёнком на руках.
- Давным-давно в городе Кирове, что недалеко от Дымковской слободы, была такая традиция. По выходным дням дочери богатых горожан, нарядно одетые, ходили по воду, а по дороге, где они шли, стояли кавалеры и выбирали себе невест.
- Сегодня на занятии мы с вами, как настоящие народные умельцы слепим барыню. Только лепить мы будем не из глины, а из солёного теста.
- Кто расскажет рецепт приготовления солёного теста? (2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли и 1 неполный стакан воды, всё хорошо замесить.)
- Что нам нужно для лепки? (стеки, кисти, скалочки, вода).
- Нам понадобиться сегодня конус. Раскатываем тесто, отрезаем полоску нужного размера (по конусу), оборачиваем тестом конус, а место соединения приклеиваем и сглаживаем кисточкой и водой. Катаем шарик, это будет голова барыни. Кисточкой делаем небольшое углубление, смачиваем водой и приклеиваем на конус.
- Затем катаем колбаску, и разделив её на две равные части, формируем ручки, приклеиваем к туловищу. Делаем кокошник или шляпку, вырезая из кусочка раскатанного теста, смачиваем голову водой, приклеиваем кокошник. Делаем оборочку на юбке: катаем колбаску, затем скалочкой раскатываем её и смочив низ у юбки водой, приклеиваем оборочку, создавая складки.
- В руки нашей барыни мы сделаем маленького младенца ( по желанию).
- Ну вот, все барыни готовы! Потрудились вы на славу! Молодцы! А сейчас, чтобы закрепить наши знания, мы поиграем в такую игру "Передай другому". Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки - должен ответить на вопрос.
Вопросы к игре:
1. С какой игрушкой мы сегодня познакомились? (с Дымковской).
2. На какой реке находиться слобода Дымково? (Вятка).
3. С чем можно сравнить цвета игрушки? (с радугой).
4. Материал, из которого изготавливают игрушки? (глина).
5. Что делают мастера, чтоб игрушка была прочной? (обжигают).
6. Как ласково называют дымковскую игрушку? ("дымка").
7. Перечисли главные элементы геометрического узора, которыми расписаны игрушки. (кружочки, полосочки, точечки, волнистые линии и др.).
- Молодцы, ребята, справились с заданием. На следующем занятии мы будем расписывать барыней, но прежде чем закончить занятие, я бы хотела, чтобы вы побывали на нашей солнечной полянке и оставили на память цветок. Те ребята, кому понравилось занятие - украсит полянку красным цветком, кому на занятии было скучно - синим.
- Посмотрите на нашу полянку, усыпанную яркими цветами. Я смело могу сказать, что сегодня все без исключения работали с хорошем настроением, именно поэтому у вас получились такие красивые барыни. Я думаю, что роль народных мастеров - умельцев вам сегодня удалась!
- Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо. Занятие закончено.












Используемая литература
Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.
Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство «Учитель» 2007г.
«Знакомство детей с русским народным творчеством»; С.-П., изд. «Детство-пресс», 2001 г.
Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.