Организация работы с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочное время


Учитель музыки МБОУ Хадаханская СОШ Нукутский район Иркутская область Мокшонова О. Т. 2015г.
«Организация работы с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочное время»
Из опыта работы с одарёнными детьми – вокалистами.
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В. А. Сухомлинский)
Эти слова В. Сухомлинского, которые я взяла эпиграфом к своему докладу, подтверждают то, что одарённый человек, словно яркая звёздочка, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Одарённые дети... Кто они? Как разглядеть детскую одарённость, развить и приумножить её? Одарённый ребёнок –это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. (В. А. Сухомлинский)
Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение. Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого класса, а иногда и с детского сада. Музыкально-одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.
Формы работы с одаренными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
вокальные кружки;
 конкурсы;
 фестивали;
 отчетные концерты;
индивидуальные образовательные маршруты
Учебные занятия с одаренными детьми имеют свою специфику. С детьми мы выполняем творческие задания повышенной сложности, например ;
•задания, направленные на развитие чувства музыкальной формы: придумать на заданный текст мелодию;
•задания на развитие музыкального мышления, например, сочинить четверостишие и придумать мелодию;
•задания на развитие внимания, например, звучит песня, нужно исполнить вальсовые движения и др.;
•задания на развитие гармонии слуха, например, исполнить песню без музыкального сопровождения и др.
Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные
(исполняя свою мелодию после прослушивания), и театральные (изображая образы героев), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшие в воображении, образы героев и цветовые ощущения). В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению, потому что все дети любят петь, и свою задачу я вижу в том, чтобы научить петь правильно и красиво. Пение–одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало.
В нашей школе работают 3 вокальные группы «Новое поколение», «Солнышко» и «Улыбка». Набор в вокальные группы осуществляется по итогам диагностики музыкальных данных, проверяется уровень развития музыкального слуха каждого ребенка, а в младшую группу принимаются дети по желанию. Практика показывает, что каждый школьник может достигнуть нормального, красивого звучания своего голоса. Основное отличие в результатах заключается в том, что у вокально одарённых учащихся чаще замечается особая яркость, полётность голоса, его физическая сила.
Для того, чтобы дети пели эмоционально и выразительно, использую необходимые традиционные приемы: предварительная беседа о содержании песни, характере её исполнения, объяснение новых непонятных слов. Важную роль играет подбор репертуара. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию, должен расширять «интонационный багаж» учащихся. Учитываю вокальные возможности и интересы своих учеников. В работе стараюсь использовать малоизвестные школьной аудитории песни, фольклор. При разучивании бурятских народных песен мы разбираем содержание песни, тщательно проговариваем слова, работаем над мелизмами.
В ходе диагностирования в вокальных группах «Новое поколение» и «Солнышко» выявились более способные дети с ярко выраженными вокальными данными. Это Иванова Елизавета, Тапхасова Тамара, Николаева Татьяна, Улаханова Татьяна, Ши Цзянин, Алексеев Алексей и Атутов Павел, показавшие не только самый высокий уровень музыкального развития в реализации образовательной программы, но и высокие результаты и достижения в конкурсах и фестивалях различных уровней (поселковый, районный, областной, межрегиональный, Всероссийский, Международный).
С ними я провожу систематическую работу по постановке голоса и певческого дыхания, также идёт работа над пластикой, артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений, над культурой поведения на сцене. Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости.
Для продолжения занятий с такими детьми необходимо было наметить программу, учитывающую их возрастные и индивидуальные возможности, уникальность и неповторимость одарённого ребёнка.
Большую помощь в работе с одаренными детьми оказывают разработанные индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут–это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Цель программы – воспитание осознанного, творческого отношения к музыке. В основе индивидуального образовательного маршрута лежит идея личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие музыкальных способностей одарённого ребёнка
Дети в с огромным желанием и удовольствием принимают участие в концертах и различных конкурсах.
Творческие соревнования мотивируют детей. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель: померяться силами с другими в дружеском состязании.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях одарённого ребёнка, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
Так, Иванова Лиза является победителем районных, окружных, областных конкурсов «Алтан туяа» и «Язык- душа народа», Всероссийского конкурса «Экологический фольклор народов России» (г. Ангарск), победитель Международного фестиваля детского творчества «Кинотаврик-2013» г. Сочи, дипломантом Международного конкурса « Алтаргана-2012» ( Агинский Бурятский округ) и ««Алтаргана-2014» ( Монголия).
Тапхасова Тамара является призером и победителем районных и окружных вокальных конкурсов, дипломантом межрегионального конкурса бурятской песни, проходившего в г. Улан-Удэ в 2013г., победителем окружного конкурса песни, посвященной Великой Отечественной войне на родном языке.
Николаева Татьяна- победитель районных, областных конкурсов «Алтан туяа» и « Язык- душа народа» в 2014 г. , по итогам конкурса Таня номинирована на премию Президента РФ по программе « Поддержка талантливой молодежи». Таня- дипломант областных и межрегиональных вокальных конкурсов.
Ши Цзянин делает первые шаги в этом направлении. В сентябре этого года он стал призером окружного конкурса народной песни, который проходил в рамках Межрегиональной научно- практической конференции, посвященной 100-летнему юбилею профессора ИГУ Н. О. Шаракшиновой. В октябре на районном фестивале «Язык – душа народа» Ши Цзянин занял 2 место.
Тапхасова Тамара и Николаева Таня стали победителями VI областного фестиваля детского и юношеского творчества, посвященного Году литературы «Язык – душа народа», проходившего в Оздоровительно-образовательном центре «Галактика» г Ангарска 1-2 ноября 2015 г., в номинации «Исполнители народной песни».
В заключении хотелось бы отметить, что одаренный ребенок не всегда может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача, как педагогов, состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свои способности, чтобы он смог реализовать себя в будущем как яркую, творчески одарённую личность. Однажды виноградную лозу спросили: «Как высоко ты можешь дотянуться?» - И она ответила: «Дайте мне руку, и я дотянусь до самого солнца» (Притча)
Результативность достижений учащихся по предмету «Музыка»; конкурсы районного, окружного, областного, межрегионального, всероссийского, международного уровня.
№ Год Конкурс Участник Результат
2012г. Районный фестиваль « Язык- душа народа» Иванова Лиза
Тапхасова Тамара 1 место
2 место
2 2012г. Районный фестиваль « Округ мой, тебя я славлю» Иванова Лиза
Трио девочек ( Николаева Т., Улаханова Т., Банаева М.) 1 место
1 место
3. 2012г. Областной конкурс «Язык - душа народа»
Номинация «Народная песня» п. Усть –Орда. Иванова Лиза
1 место
Путевка в Международный детский лагерь «
Орленок»
4. 2012г. Областной фестиваль « Алтан туяа». Номинация «Народная песня» г. Иркутск Иванова Лиза
2 место
5. 2012г. Всероссийский Турнир по музыке « Глория музыка» ( заочный) Тарханова Лена
Марханова Лариса
Бартагаев Максим Лауреат I степени
Лауреат I степени
Дипломант- 4 место
6. 2012г. Областной Сур- Харбан.
Номинация «Народная песня» Иванова Лиза
1 место
7. 2012г. Международный фестиваль « Алтаргана-2012». Номинация ««Народная песня». Агинский округ Иванова Лиза
Диплом- 4 место
8 2013г. Областной фестиваль « Алтан туяа Номинация « Народная песня» г.Иркутск. Иванова Лиза
2 место
9. 2013г. Межрайонный краеведческий фестиваль «Я люблю эту землю». Номинация «Звездочка фестиваля»
П. Бохан, Боханский район. Иванова Лиза
1 место
10. 2013г. Окружной конкурс исполнителей бурятской эстрадной песни. П. Усть-Орда Тапхасова Тамара 1 место

11 2013г. Межрегиональный конкурс детской эстрадной песни г. Улан-Удэ. Тапхасова Тамара Диплом участника
12. 2013г. Межрегиональный фестиваль «Песенный фольклор на Байкале»
Номинация «Мисс и Мистер» п. Большое Голоустное. Иванова Лиза
1 место
13. 2013г. Международный фестиваль детского творчества «Кинотаврик-2013» г. Сочи Иванова Лиза
1 место
14. 2014г. Районный фестиваль «Язык- душа народа»
Номинация « Народная песня» Иванова Лиза
Тапхасова Тамара
Николаева Таня 1 место
2 место
1 место
15. 2014. Областной фестиваль «Алтан туяа». Номинация «Народная песня» г. Иркутск Иванова Лиза
Николаева Таня
1 место
1 место
16. 2014г. Межрайонный краеведческий фестиваль «Я люблю эту землю». Номинация «Вокал » п. Бохан. Вокальная группа «Улыбка» 1 место
17. 2014г. Межрегиональный фестиваль « Песенный фольклор на Байкале»
Номинация «Народная песня» п. Еланцы Ольхонский район Иванова Лиза
1 место
18. 2014г. Международный фестиваль « Алтаргана-2014». Номинация
«Народная песня» Монголия. Иванова Лиза
Финалист
Диплом участника
19 2014 ноябрь Областной фестиваль детского и юношеского творчества « Язык- душа народа» Иванова Лиза
Николаева Таня 1 место
1 место, обладатель главного приза фестиваля – премия Президента РФ
20 2014 декабрь Межрегиональный конкурс вокалистов им. В Таршинаева п. Усть-Орда Николаева Таня
Улаханова Таня Дипломант
дипломант
21 2014 декабрь Областной конкурс современной бурятской песни г. Иркутск Николаева Таня
Улаханова Таня Дипломант
дипломант
22 2015 апрель Районный конкурс военно- патриотической песни Группа «Улыбка»
Тапхасова тамара
Николаева Таня
Улаханова Таня
1 место
2 место
дипломант
3 место
23 2015 февраль Районный конкурс песни, посвященной ВОВ на родном языке Иванова Лиза
Тапхасова Тамара 2 место
1 место
24 2015 февраль Окружной конкурс песни, посвященной ВОВ на родном языке Тапхасова Тамара 1 место
25 2015 апрель Окружной конкурс песни, посвященной ВОВ Группа « Улыбка» Дипломант, приз зрительских симпатий
26 2015 июнь Районный Сур-Харбан. Конкурс современной песни. 26 2015 сентябрь Окружной конкурс народной песни п. Бохан Ши Цзянин 2 место
27 2015 октябрь Районный фестиваль
«Язык- душа народа»
Номинация «Народная песня» Тапхасова Тамара
Ши Цзянин
Николаева Таня 1 место
2 место
2 место
28 2015 ноябрь Областной фестиваль «Язык- душа народа»
Номинация «Народная песня» ООЦ «Галактика» г. Ангарск. Тапхасова Тамара
Николаева Таня 1 место
1 место
29 2015 ноябрь Окружной конкурс современной бурятской эстрадной песни «Сэдьхэлэйм аялга» п. Усть-Ордынский. Нилаева Татьяна 1 место
30 2015 декабрь Всероссийский форум. Г. Сочи
Вокал Нилаева Татьяна Тапхасова Тамара
Победитель
Победитель
Использованная литература:
М.С. Осеннева, Л. А. Безбородова « Методика музыкального воспитания школьников» Москва, 2001г.
В Попов, П. Халабузарь, Н. Добровольская « Методика музыкального воспитания. Музыка, 1990г.
М.Т. Таллибулина. Музыкальная одаренность: модель структуры, методы выявления и развития: монография. – Перм. гос. пед. ун – т. Пермь 2011 г.
А. М. Матюшкин Концепция творческой одаренности. 1989г.