ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми?
Посмотрим в толковый словарь.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Работа с одарёнными детьми требует много времени и усилий, как со стороны родителей, учителей так и со стороны самого ребёнка. Обучаемость - это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их). А также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности. Чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. В роли мотивов могут выступать: интерес, влечение, эмоции, привлекательная цель, долг, возможность общения, получение признания. Мотивы могут меняться. Развиваясь, они изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу ребенка.
Развитие творческих способностей осуществляю через учебную деятельность и внеклассную работу. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные задачи, логические задачи, задачи с практическим содержанием.
Основные формы организации работы с одаренными детьми
  
Внеклассная работа над проектом или научно-исследовательская деятельность.
Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. При этом ученик в процессе самостоятельного поиска решения проблемы познает саму структуру научного познания, что является важным этапом формирования научного мировоззрения. Мои ученики с удовольствием работают над выбранными темами и успешно участвуют в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.
Работа по подготовке к олимпиадам (поурочная, индивидуальные домашние задания, дополнительные занятия)
Участие в олимпиадах как нельзя лучше позволяет одаренному ученику раскрыть свои способности, стимулирует к систематическому, кропотливому труду. Подготовка к олимпиадам предполагает целенаправленное управление познавательной деятельностью отдельных учащихся. Я продумываю систему вопросов, задач, домашних экспериментальных заданий, решение которых возможно с опорой на зону ближайшего развития ученика. Подобные задачи ученики получают индивидуально на различных этапах урока, и в качестве домашней работы. Также я провожу дополнительные занятия, на которых мы разбираем задачи физических олимпиад прошлых лет. На такие занятия приглашаются учащиеся разных возрастов. При этом хорошую мотивацию для дальнейшего развития получает ученик, к примеру, 10 класса, который смог опередить старшего товарища. Организовывать деятельность учащихся на таких занятиях целесообразно в форме мозгового штурма, создавая атмосферу конкуренции, соперничества между группами и сотрудничества в группах. Продолжением такой формы работы является индивидуальное обучение учащихся среднего звена в краевой заочной школе «Юниор».
Нетрадиционные уроки (викторины, конференции, ролевые игры)
Проблема мотивации к обучению одаренных учеников успешно решается на нетрадиционных, нестандартных уроках. Поскольку для таких детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, то они в полной мере могут раскрыть свой потенциал, участвуя в конференции, играя понравившуюся роль и др.
Организовывая свою деятельность на уроках физики для работы с одарёнными детьми всегда предусматриваю:
а) реализацию личностно - ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;
г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
В результате были сформированы принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Для активизации учебной деятельности учащимся по предмету применяю нетрадиционные формы урока: урок-путешествие, урок-суд, пресс-конференцию, деловая игра и т.д. На этих уроках заставляю учеников проявлять свою познавательную деятельность, максимально использовать свои силы, возможности. С этой целью использую самостоятельную работу, что позволяет исключить возможность «отсутствовать» на уроке. А организация игровой деятельности способствует изучению материала, его закреплению, повторению, развитию памяти и воображения школьника. На таких уроках создаются условия для формирования творческих начал личности ученика, вырабатывает чувства взаимопомощи, формируются коммуникативные умения.
Одним из методов работы с одарёнными детьми является работа с использованием информационно-коммуникативных технологий Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества, как мотивация достижения, стремление к поиску. Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по физике.
Исследования показали, что именно стремление к познанию в наибольшей мере ответственно за уровень развития умственных способностей. Необходимо создавать условия, которые побуждают ребенка к саморазвитию своих способностей. Одним из важнейших условий самовоспитания способностей – высокая самооценка ребенка, т.е. создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребенок должен знать, по выражению В.А. Сухомлинского, «вкус успеха». Именно он выдвинул парадоксальное на первый взгляд требование: «Успех ученика должен быть не концом работы, а её началом».
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.