Доклад на тему:«Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время»

Доклад Фроловой Наталии Владимировны на районном семинаре на тему: «Организация работы с одаренными детьми
на уроках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
и во внеурочное время»
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития личности. 1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный».
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по сравнению с другими людьми  Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития:
- общие способности, обуславливающие широту возможностей человека;
- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок;
- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности. Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.  С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций. Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.  В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов. Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди "нормальных" людей, общаться и работать с ними. Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.  2. Дидактические подходы к обучению. Необходимо помнить, что мы рассматриваем проблему развития детской одаренности в контексте[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], осуществляемой в традиционной массовой школе. Многие теоретические и практические находки отечественной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В. В Давыдов), проблемный подход к обучению (А. М.Матюшкин и др.) использование опорных схем и сигналов (В. Ф.Шаталов) использование укрупненных дидактических единиц (П. М.Эрдниев). Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей. Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм во всех вариантах, синектика ; занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и т. п.
Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может, как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация. В настоящее время в отечественной педагогике все более популярной становится проблема коллективной учебной деятельности. Сколько бы учеников одновременно ни обучал учитель, коллективного обучения он создать не может. Коллективное обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения группы принимают активное участие все ее члены. Выделяют следующие особенности коллективной формы организации учебной работы:
1.  В каждый момент общения половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников – четыре человека.
2.  Каждый участник занятий является то учеником, то учителем.
3.  Цель ученика – учить других тому, что знаешь или изучаешь сам.
4.  Основной принцип – все по очереди учат каждого и каждый – всех.
5.  Деятельность каждого ученика общественно полезна, так как он не только учится сам, но и обучает других.
6.  Важная особенность обучения – полное совпадение, единство коллективных и личных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.
3. Личностные особенности и поведенческие черты учителей для одаренных. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетелей то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.  Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика системы взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.  Межличностное общение, способствующее оптимальному [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя: - представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Окружающим присуще стремление к творчеству, они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных - представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия, меня любят, я привлекателен как человек - цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь. По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
- он разрабатывает гибкие индивидуализированные программы;
- создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность;
- способствует формированию положительной самооценки ученика;
- уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения;
- стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение к индивидуальности ученика. Успешный учитель для одаренных  прежде всего прекрасный учитель- предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной. Неизбежно возникает вопрос «Существует ли такой учитель «образец образцов» в природе и можно ли такие качества умения развить».  Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества, по меньшей мере, тремя путями с помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других; предоставлением знаний о процессах обучения развития и особенностях разных видов одаренностей; тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.   Учителя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нашей школы уделяют большое внимание работе с детьми с высокой познавательной мотивацией. Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения учителя дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии. Широкое применение на уроках нашли[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: электронные учебники, электронные презентации, которые готовит не только учитель, но и учащиеся, используя Интернет-ресурсы.
Для учеников с высокой познавательной мотивацией использую дополнительный материал из зарубежных[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: Grammar Practice for Intermediate Students / Sheila Dignen. - Pearson Education Limited, 2008.;Grammar Practice for Upper Intermediate Students / Debra Powel. - Pearson Education Limited, 2008.; Round up 1–6 English Grammar Practice + Teacher's Guide/Virginia Evans.-Pearson Education Limited, 2003.; Oxford Practice Grammar Basic/Norman Coe, Marc Harrison, Ken Paterson.-Oxford University Press, 2008.; Oxford Practice Grammar Intermediate/John Eastwood.-Oxford University Press, 2008.; Oxford Practice Grammar Advanced/George Yule.-Oxford University Press, 2008.; Grammar for CAE and Proficiency + аудиоприложение (CD mp3)/Martin Hewings.-Cambridge University Press, 2009.; ELTS International Language Testing System Edition + аудиоприложение (CD mp3)/Kaplan, Inc., 2009.; Barron's Writing for the TOEFL + аудиоприложение (CD mp3)/Dr. Lin Lougheed.-Barron's Educational Series, Inc., 2008.; Real Writing 4 + аудиоприложение (CD mp3)/Simon Haines.-Cambridge University Press, 2008.; Just Listening and Speaking Pre-Intermediate + аудиоприложение (CD mp3)/Jeremy Harmer. - Marshal Cavendish Education, 2007.
Сложилась традиция проводить декаду иностранного языка. Мероприятия всегда разные по форме и содержанию, но вывод можно сделать один: развивается творческая активность учащихся, повышается мотивация, а в итоге это дает хорошую возможность устанавливать на уроках деловые отношения.
Потенциал «сильных» детей раскрывается в их участии в предметных олимпиадах. Последние четыре года мои ученики добиваются в этом направлении хороших результатов.

15