Рабочая программа по истории Россия и мир в 11классе


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ№8»
городского округа г.Стерлитамак РБ
__________ Х.Х.Мусин
«____»__________ 20___г
Рабочая программа
по истории
на 2016-2017 учебный год
Уровень обучения среднее общее образование
Класс 11 класс
Срок реализации программы – 1 год
Учитель Алексеева Надежда Владимировна
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
ШМО учителей естественно- исторического Заместитель директора
цикла протокол от ___________Г.Ф. Усманова «____»__________20___г. № ____ «___»_____________20__ г
Руководитель МО
_________ Н.В. Алексеева
2015 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих правовых документов:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»».
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Минобразования и науки России №1089 от 5 марта 2004 года.»Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»
3. Устав МАОУ «СОШ №8» городского округа г.Стерлитамак РБ;
4. Основная общеобразовательная программа основного среднего общего образования МАОУ «СОШ № 8» городского округа г. Стерлитамак РБ.
5 Учебный план МАОУ «СОШ № 8» городского округа г. Стерлитамак РБ на 2016 -2017 учебный год;
6. Авторская программа по предмету: Р Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XX века. 10-11 классы. –М: Дрофа, 2009 г.
Для реализации программного материала используется УМК: 1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история: XX век – начало XXI века, 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2011. 2. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др., Россия и мир», 11 кл., - М.: Дрофа, 2015 г.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-  воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; -  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во времеменно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи курса:
- обобщить знания на теоретическом уровне;
- сформировать представление о мировом историческом процессе в его единстве и многообразии;
- сформировать у учащихся историческое мышление, понимание причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
- создать условия для того, чтобы учащиеся осознали место России в истории человечества, взаимосвязь истории страны с мировой историей, вклад России в мировую культуру;
- воспитать у учащихся гуманистическое видение мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам;
- сформировать у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств.
- социализация учащихся в современном мире на основе понимания исторически сложившегося многообразия и необходимости конструктивного диалога между представителями различных социальных групп и культур;
- подготовка старшеклассников к дальнейшему продолжению образования в высших учебного заведениях и привитие им навыков самообразования.Предмет «История» входит в образовательную область «Общественно-научные предметы» и изучается на ступени среднего (полного) общего образования в качестве обязательного предмета в 11 классе в объем
Содержание учебного материала
Введение Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.
Тема 1. Россия и мир в начале XX века
Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.
Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и цеftли партий. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума.Российское общество и реформы. Программа правительства П. А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.
Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жизни страны. Экономический подъем в России. Россия на фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней политики России. Отношения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.
Тема 2. Мировая война и революционные потрясения
Первая мировая война. Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 г. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915—1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других воюющих странах. Выход России из войны. Окончание Первой мировой войны.
Российская революция 1917 г. Революционные события февраля—марта 1917 г.: падение монархии, отречение Николая П. Образование Временного правительства. Формирование Советов. После-февральский политический режим. Создание правительственной коалиции, политические кризисы А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Выступление Л. Г. Корнилова. Большевизация Советов.
Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 г.
Гражданская война в России. Причины и особенности Гражданской войны, ее временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 г. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной Армии. Л. Д. Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.
Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и иностранная интервенция. Победы Красной Армии над войсками А. В. Колчака и А. И. Деникина. Связь Гражданской войны с социальной и экономической политикой большевиков. Политика «военного коммунизма» и ее результаты. Крестьянские восстания. Завершение Гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в Гражданской войне.
От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 г. Конституция СССР 1924 г.
Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образование новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.
Тема 3. Мир в межвоенный период
Мировой экономический кризис. Экономическое развитие стран Запада в 20-е гг. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.
Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.
Модернизация в странах Востока. Страны Востока после окончания Первой мировой войны. Рас пад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика К. Ататюрка. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Гражданская война в Китае.
Тема 4. Социалистический эксперимент в СССРСоветская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП(б) и политики «военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП(б). Переход к новой экономической политике (нэпу). Основные направления нэпа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Проблема многоукладное™ народного хозяйства. Трудности нэпа. Противоречия между экономической и политической системами СССР в период нэпа. Расширение торговой сети и сферы услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в большевистской партии после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина в советском руководстве.
Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. Свертывание нэпа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализация и ее источники. Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 г.: несоответствие демократического характера конституции и социально-политических реалии советского общества.
СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига Наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооруженные конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 г. и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.
Тема 5. Вторая мировая война
Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах. СССР накануне Великой Отечественной войны.
Мероприятия по укреплению военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и ее результаты. Расширение территории СССР в 1940 г.: присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.
Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Провал германского плана молниеносной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941—1942 гг. Ситуация на фронте весной и летом 1942 г. Наступление немецкой армии на юге летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом — начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 г. — весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге и ее значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров — важнейший фактор победы.
Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942—1943 гг. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в условиях войны. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией.
Победа антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Наступательные операции советских войск зимой—весной 1944 г. Наступление советских войск в Белоруссии— операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 г. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны.
Тема 6. Биполярный мир и «холодная война»
Начало противостояния. Политические последствия войны. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установление в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание СЭВ. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание НАТО. Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты.
Мир на грани ядерной войны. Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И. В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Создание ОВД. Обострение международной обстановки. Возведение
Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.
От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряженности. Достижение советским блоком военно-стратегического паритета с Западом. Договор ОСВ-1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.
Тема7. СССР и социалистические страны Европы
СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и денежная реформа. Сталинская диктатура: ужесточение политического режима. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток репрессий во второй половине 40-х — начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н. С. Хрущевым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии — утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н. С. Хрущева. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н. С. Хрущева среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Итоги реформ.
Кризис «развитого социализма». Приход к власти Л. И. Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 г. Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965 г. Попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция «развитого социализма». Кризис догматизированной идеологии. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Углубление кризиса «развитого социализма».
Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито — Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделенной Германии. События 1956 г. в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980—1981гг. в Польше. Создание профсоюза «Солидарность».
Тема 8. Запад и «третий мир»во второй половине XX века
Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х гг. Возрастание экономической и политической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера западного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Изменения в социальной структуре общества.
Научно-техническая революция и общество в 70—80-х гг. Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония — экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах Латинской Америки.
Тема 9. Россия в современном мире
СССР в период перестройки. М. С. Горбачев. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на «ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики перестройки и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и ее решения. I Съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 80-х — начала 90-х гг. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние союзного и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.
Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление биполярности миpa. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.
Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Либерализация цен и ее последствия. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти — исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1993 г. Основные политические силы. Выборы в Государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Два варианта разрешения противоречий между Центром и регионами: Татарстан и Чечня. Чеченская проблема. Политическая жизнь в стране после 1993 г. Развитие многопартийности в России и ее особенности. Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские выборы 1996 г. Изменение в расстановке политических сил. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. Изменения в социальной структуре. Парламентские выборы 1999 г. и президентские выборы 2000 г.: новая расстановка политических сил. В. В. Путин. Стабилизация экономического и политического положения страны. Экономические преобразования. Формирование новой властной вертикали.
Мир на пороге XXI в. Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблемы национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и движения. Роль ООН в современном мире.
Тема 10. Духовная жизнь
Развитие научной мысли. Теория относительности и новая физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.
Научно-технический прогресс. Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космонавтика. Радио. Телевидение. Информационные и компьютерные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связьОсновные тенденции развития мировой художественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Ее особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX в. Музыка. Архитектура. Массовая культура.
Российская культура «серебряного века». «Серебряный век». Проблемы культуры России на рубеже XIX—XX вв. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX в.
Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура. Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация. Отражение событий революции и Гражданской войны в литературе. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Советский кинематограф 20—30-х гг. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX в. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской скусстваикинематографе.Противоречивостьдуховнойжизнисоветскогообщества.Официальноохранительная инеофициозная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.
Тематическое планирование
№п/п Темы Кол-во часов
Вводный урок 1ч.
1. Тема 1. Россия и мир в начале XX века 7ч.
2. Тема 2. Мировая война и революционные потрясения 11ч.
3. Тема 3. Мир в межвоенный период 4ч.
4. Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР7ч.
5. Тема 5. Вторая мировая война 6ч.
6. Тема 6. Биполярный мир и «холодная война» 4ч.
7. Тема 7. СССР и социалистические страны Европы 5ч.
8. Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века 5ч.
9. Тема 9. Россия в современном мире 9ч.
10. Тема 1 . Духовная жизнь 8ч.
Итого 68ч.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -
• для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно- тематическое планирование

урока Тема Кол.
часов Дата
пров. Факт. дата
пров. Домашнее
задание Примечание
1 Вводный урок 1 . Изучить гл.1, устно ответить на вопросы на с.9 Тема 1. Россия и мир в начале XX века 7 2 Новые тенденции в развитии общества 1 3-4. Первая российская революция 2 5. Российское общество и реформы 1 6. Семинарское занятие «Первая российская революция и реформы» 1 7. Россия в системе мирового рынка и международных союзов 1 8. Урок обобщения по теме 1 1 Тема 2. Мировая война и революционные потрясения 11 9-10. Первая мировая война 2 11-12. Российская революция 1917 г. 2 13-14. Гражданская война в России 2 15. Семинарское занятие «Победа большевиков в России: причины и последствия» 1 16. От Российской республики Советов к СССР1 17. Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе 1 18. Семинарское занятие «Новая политическая карта Европы» 1 19. Урок обобщения по теме 2 1 Тема 3. Мир в межвоенный период 4 20. Мировой экономический кризис 1 21. Тоталитарные режимы в Европе 1 22. Модернизация в странах Востока 1 23. Урок обобщения по теме 3 1 Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР7 24. Советская страна в годы нэпа 1 25-26. Пути большевистской модернизации 2 27-28. СССР в системе международных отношений 2 29. Урок обобщения по теме 4 1 30. Семинарское занятие «Тоталитарные режимы: происхождение, сущность, типология» 1 Тема 5. Вторая мировая война 6 32. Агрессия гитлеровской Германии 1 33. СССР накануне Великой Отечественной войны 1 34. Начало Великой Отечественной войны 1 35. Коренной перелом 1 36. Победа антигитлеровской коалиции 1 37. Урок обобщения по теме 5 1 Тема 6. Биполярный мир и «холодная война» 4 38. Начало противостояния 1 39. Мир на грани ядерной войны 1 40. От разрядки к новому противостоянию 1 41. Урок обобщения по теме 6 1 Тема 7. СССР и социалистические страны Европы 5 42. СССР: от Сталина к началу десталинизации1 43. Кризис «развитого социализма» 1 44. Семинарское занятие «Хрущев и Брежнев: судьба реформ» 1 45. Социализм в Восточной Европе 1 46. Урок обобщения по теме 7 1 Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века 5 47. Общественно-политическое развитие Запада в 40—60-х гг1 48. Научно-техническая революция и общество в 70—80-х гг. 1 49-50 Страны Азии, Африки и Латинской Америки 2 51. Урок обобщения по теме 8 1 Тема 9. Россия в современном мире 9 52-53. СССР в период перестройки. 2 54. Крах социализма в Восточной Европе 1 55. Становление новой России 1 56-57. Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике 2 58. Семинарское занятие «Российская Федерация: от социализма к новому обществу» 1 59. Мир на пороге XXI века 1 60. Урок обобщения по теме 9 1 Тема 10. Духовная жизнь 8 61. Развитие научной мысли 1 62. Научно-технический прогресс 1 63. Основные тенденции развития мировой художественной культуры 1 64. Российская культура «серебряного века» 1 65-66. Культура России: от соцреализма к свободе творчества 2 67-68. Итоговое повторение 2
Учебно-методическая и материально-техническое обеспечение рабочей программы
1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история: XX век – начало XXI века, 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2011.
2. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др., Россия и мир», 11 кл., - М.: Дрофа, 2015 г.
Методические пособия для учителя:
Алексашкина Л.Н. Единый государственный экзамен. Методическое пособие для подготовки к экзамену. - М: Экзамен, 2012
Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2009
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
Кириллов В.В. «Отечественная история в схемах и таблицах», М.: Эксмо, 2009г.
5.Чернова М.Н. Работа с документами на уроках истории. 11 класс (Серия «Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор»). – М.: Айрис-пресс, 2008.
6.Варианты ЕГЭ по истории России разных лет.
7.Контрольно-обобщающие тесты по разделам курса.
8.Кадневский В.М. Тесты по истории Отечества. – М.: «Школа -Пресс», 2003
9. Контрольно-измерительные материалы. История России. 11класс. / Сост. К.В. Волкова.-М: ВАКО, 2014
10. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. 11класс. / Сост. К.В. Волкова.-М: ВАКО, 2014

Дополнительная литература для учащихся:
1.Барабанов В.В. История России с древнейших времён до к. ХХ в. 2.Справочник школьника. – М.: «Астрель», 2004. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Уч. пособие. – М.: Изд-во «Проспект», 2009.
3.Захаров В.Ю. История России. Трудные вопросы на экзамене: уч. пособие для школьников старш. кл. и поступающих в вузы. – М.: «Дрофа», 2007.
4. Сто великих битв - М.: Вече,2001
5. 1000 вопросов и ответов по истории: учеб. Пособие под редакцией Л.Н. Алексашкиной. – М.:АСТ,1996.
6. Великие государственные деятели России. – М., 199679. История России в портретах Т.1, Т.2 .-Смоленск,1996
8. Отечественная история XX – начала XXI века. Документы и справочные материалы /Под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2004
Электронные диски:
1.История России с древнейших времен до конца 16в.
2.История России 17-18вв.
3.История России.19в.
4.История России. 20-начало 21в.