Методический материал Проблемно-диалоговое обучение на уроках истории


Дабанова Лариса Германовна, учитель истории высшей категории МБОУ Аларская СОШ
Проблемно-диалоговое обучение на уроках истории как средство личностного развития обучающихся. Из опыта работы.
Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам.
Сократ.
Вряд ли найдется учитель, который не заинтересуется тем или иным методом развивающего обучения. Перед современным учителем истории уже десятилетия стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни. Поэтому, я считаю, применение инновационных технологий и методов развивающего обучения ориентируют учителя на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях ФГОС, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Технология проблемно-диалогового обучения наиболее удачно соответствует вызовам времени. На проблемных уроках ученики не получают готовые знания во время объяснения, а “открывают” их под руководством учителя. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний. У учащихся появляется опыт деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, дети учатся определять границы собственного знания и незнания. Организация групповой работы на уроке позволяет каждому ученику проявить себя. Учащиеся управляют собственной деятельностью, развивают инициативу и самостоятельность, появляется возможность почувствовать себя успешным не только у сильных, но и у слабых учеников. Формируется самоуважение, растёт самооценка. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно-ориентированным, здоровьесберегающим. Проблемные уроки формируют не только ЗУНы, но и УУД.
1-й этап в разработке модели урока по данной технологии заключается в создании проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или интеллектуального затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами сравнения. В качестве примера хочу привести несколько вариантов создания проблемных ситуаций и постановки проблем.
При изучении в 6 классе темы «Раздробленность Руси» урок начинаю с сравнения двух карт: «Древнерусское государство в 9 -11 веках» и «Русские княжества в 12 -13 веках». Происходит побуждающий к теме диалог: что произошло с государством Киевская Русь в 12-13 веках? Почему вы так решили? Происходило ли в других государствах подобное явление? Как оно называется? – проводим актуализацию знаний. Далее прошу учеников сформулировать свои гипотезы о теме урока и вопросах, которые будем изучать на уроке. Как правило, этот этап урока обсуждается непринужденно, ребята активно предлагают свои версии, гипотезы. Важно заметить все версии, оформить их на доске через ключевое слово, тезис, рисунок. Далее в ходе анализа всех предложенных версий выводим проблемы урока – определить причины феодальной раздробленности, как проходил процесс дробления, какой временной отрезок он занял, а также последствия их для разных категорий населения и для княжеств в целом. Далее привожу мнение историка Соловьева С.М. (оформлено на экране): Междоусобицы раздирали страну, несли многие и многие жертвы, великая держава слабела и разваливалась на части. Поясняю, что это лишь одна точка зрения на проблему. Другие(ую) надо определить, изучив материл учебника и дидактический материал к уроку. Таким образом, выводится еще одна проблема, которую надо решить в процессе изучения темы, а также высказать свое отношение к мнениям. На этапе переноса знаний в новые условия предлагаю детям решить еще одну проблему: почему Владимир Мономах смог окончательно разгромить половцев и избавить Русь от их набегов, но не смог преодолеть распад государства Киевская Русь?
Наиболее простой метод постановки учебной проблемы, но не менее интересный - сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением мотивирующих приемов. Часто применяю прием «яркое пятно». Он заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, картины. Так, при изучении в 6 классе темы «Церковь и государство в 17 веке» урок начинаю с демонстрации репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Сопровождаю демонстрацию информацией: перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы 17 века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи. Мчатся розвальни, а за ними, едва успевая, бежит прикованная к поручням княгиня Урусова, сестра Морозовой. Судьба этих женщин будет страшной – посаженные в земляную тюрьму, они умрут мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины В.Сурикова? Ответ на этот вопрос мы найдем, изучив тему «Церковный раскол». Далее можно дать возможность учащимся выдвинуть некоторые гипотезы о том, с чем эти события будут связаны, о роли государства (царя) в этих событиях (исходя из названия урока).
Проблема может создаваться приемом инцидента, т.е. столкновения двух или нескольких противоречивых мнений. Так, при изучении темы «Внутренняя политика Александра 1 в 1816-1820-е гг.» можно начать урок с демонстрации слайда, на котором даны противоречивые высказывания двух представителей либерального дворянства об отношении к императору в разные годы его правления. Анализируя их, ученики формулируют проблему урока: почему так резко изменилось отношение либерального дворянства к Александру 1? Продолжая диалог, можно вывести и другие вопросы темы: все ли слои общества изменили отношение к императору? Кто остался на позициях поддержки политики императора?
На этапе поиска решения проблемы (открытия нового знания) обучающиеся работают в группах с разными источниками информации: учебник, дидактический раздаточный материал (как правило, с учетом разноуровневой подготовки), документы, карты, статистический материал. Практика показывает, что для того, чтобы качественно изучить предложенный информационный материал, времени не хватает.Поэтому возможны варианты предложения информационного мтериала:
-его не должно быть много (особенно на этапе, когда только начинаем работать по данной технологии ) и он должен быть посильным.
- превентивное изучение темы, т.е предварительное чтение текста параграфа дома. Такое построение обучения дает лучший эффект, так как ученики на уроке находят решение проблемы или проблем, т.е. их внимание и познавательные усилия направлены на осмысление самых важных аспектов темы. Они успевают оформить свои знания в разные виды образовательного продукта: таблицы, тезисы, интеллект-карты, кластеры, синквейны, творческие работы. В итоге происходит осмысление информации, перенос ее в новые условия, а это значит, что усвоение прошло эффективно. Поэтому в таких случаях я освобождаю детей от домашнего задания по данной теме или даю задание творческого плана, например, написание эссе.
47142402610485 Этап создания образовательного продукта при работе в группах – на мой взгляд, самый важный момент урока. Я использую такие формы как составление кластера, сравнительной таблицы, написание тезисов. В последнее время все чаще использую форму интеллект-карт. Перед составлением интеллект-карты провожу т.н. мозговой штурм по формулированию важных понятий, персоналий, исторических связей, хронологии, т.е. всего того материала, из которого должна состоять интеллект-карта. На первых стадиях работы с интеллект-картой мозговой штурм провожу в фронтальном режиме, выписываю предложенный детьми и коллективно проанализированный материал на доску. Когда же у детей сформируются определенные компетентности, мозговой штурм проводят сами ученики в своих группах и оформляют т.н. «умный листок», в котором отображают все необходимые для интеллект-карты записи. Затем группы, используя содержание «умного листка» составляют интеллект-карты.
Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.
Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
Широкое использование началось во второй половине XX века благодаря британскому энтузиасту психологу Тони Бьюзену.
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность.
Привлекательность.
Запоминаемость.
Стимулирует творчество.
Развивает мышление, воображение, память
Можно составлять коллективно: в парах, рабочей группой, командой.
Помогает усвоить картину в целом. Учат структурировать текст. Учат обобщать, систематизировать, выделять главное.
По окончании работы группы представляют результаты сваей работы. Как и кто представит – это решает группа. Возможны и приветствуются перекрестные вопросы групп друг другу. Происходит уточнение, корректировка, защита свих взглядов и мнений, аргументированное предъявление своего образовательного продукта.
Занятия с использованием проблемно-диалоговой технологии позволяют школьникам более осмысленно изучать исторический материл, выйти из роли наблюдателя и потребителя на уроке, создают условия для активного самостоятельного процесса познания и развития ключевых компетенций обучающихся. Совершенствуются:
- исследовательские компетенции: находить и обрабатывать информацию, работать с документами;
- социально-личностные компетенции: находить связи между прошлыми и настоящими событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
- коммуникативные компетенции: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать публично;
- организаторская деятельность и сотрудничество: организовывать личную работу, принимать решения, нести ответственность, сотрудничать и работать в команде.


.