Научно-исследовательская работа Целебный источник Кызыл-Дуруг


ЦЕЛЕБНЫЙ ИСТОЧНИК «КЫЗЫЛ-ДУРУГ»
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Торгалыг
Быштак-оол Надежда Николаевна
Природа нашей республики неповторима и своеобразна. Она богата своими природными и лечебными водами – солеными и грязевыми озерами, минеральными и пресными аржаанами.
Применительно к традиционному мировоззрению тувинцев актуальность исследования моей работы определяется тем, что в настоящее время не безразлично и даже стало интересно отношение и взгляды разных поколений к культу аржаанов, особенно со стороны молодого поколения. Кроме того стали соблюдать традиции и обряды – они не утрачиваются среди населения по сей день. Самое важное, установить причины сохранения тех или иных традиционных представлений до наших дней и передать этот опыт к будущим поколениям.
Цель работы – изучение аржаана Кызыл-Дуруг и ее духа-хозяина – Суг-Ээзи как этнографический источник по духовной культуре тувинского народа.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
дать общую характеристику понятия аржаан;
изучить отношение тувинского народа к целебным источникам;
изучить отношение тувинского народа к духам-хозяевам;
изучить обряды и обычаи, связанные с аржаанами.
Объектом работы является обряды и обычаи, связанные с аржаанами у тувинцев.
Предметом работы – аржаан Кызыл-Дуруг и образ его духа-хозяина в традиционных воззрениях местного населения.
Методы: сравнение, опрос населения.
Слово «аржаан» очень древнее и уходит корнями в древний санскритский язык и означается – «святая» или «целебная» вода.
Тувинский народ на протяжении всей своей многовековой истории проявлял и проявляет интерес и стремление к широкому использованию целебных сил природы. Традиция лечиться на аржаанах издревле существует у тувинцев, и этому способствует вера народа в целебные силы природных источников.[2]
Народы Центральной Азии, в том числе и тувинцы с древнейших времен почитали различные природные объекты, среди которых также почитали и освящали культ воды, верили в силу хозяина воды, поклонялись ему.
В традиционных воззрениях тувинцев аржааны, как и все природные объекты, имеют своих духов-хозяев, и в то же время сами имеют свою душу. Именно и поэтому шаманы объясняли целебную силу аржаанов проявлением воли добрых духов, изгонявших при их помощи злых духов, вселившихся в больного. С аржаанами связывается представление о живой воде, способной исцелять даже смертельные раны и даровать жизнь мертвому. Целительная сила связывалась не с водой, а с духом аржаана, чья сила способна исцелять людей. Вода некоторых источников напротив, считалась вредной из-за злых духов, которые в них обитали – аза, албыс. Поэтому существовал обычай – духов аржаанов необходимо кормить.
Под аржаанами подразумеваются водные источники, признанные в народе лечебными. По составу аржааны делятся на минеральные и пресные. Основным принципом такого деления является минерализация, то есть количество растворенных в воде веществ. Если растворенных в воде веществ больше грамма на литр, то такая вода может быть отнесена к минеральным, если меньше грамма на литр – к пресным.[4]
Пресные аржааны – природные источники, имеющие славу лечебных, но по своим характеристикам и химическому составу не попадающие под официально признанное определение лечебных минеральных вод. Количество таких источников на территории Тувы почти в три раза больше, чем минеральных аржаанов. Находятся они практически повсеместно, большинство из них – в доступных местностях, недалеко от транспортных и энергетических коммуникаций. К настоящему времени исследовано более шестидесяти проявлений пресных аржаанов.[3]
В 60-х годах ученые квалифицировали эти источники как «лжеаржааны», то есть отказали им в лечебных свойствах. Наука-наукой, а факт остается фактом: местное население избавляется на пресных аржаанах от многих недугов. Это выделяет их в «особую статью» и требует комплексного подхода для выявления их лечебного действия.
Аржааны с древних времен наши предки почитали, бережно обращались и хранили их для последующих поколений. Обычно аржааны открывали ламы – врачи, шаманы или знающие люди, которые при стечении народа освящали источники, давали советы – от каких хворей и напастей, как лечиться.[3]
В улуг-Хемском районе интересным пресным источником является аржаанТоргалыг – по названию реки, или еще его называют аржаан Кызыл-Дуруг – по названию горы, располагающейся рядом с аржааном. В последнее время среди молодежи стал распространяться и такое название аржаана, как Беш-Хонар – приезжим на аржаан обязательно прибытие в течении пяти суток.
Название аржаанаБеш-Хонар звучит в стихотворенииТоргалыымны:
…Беш-лехонарсураглыгбоаржаанымныБедикыдыккамгалакчыБайла-ДаамныСыгыт-хоомейаялгазынырлапчыдарСыгырганынунуышкашТоргалыг-Хем…
Аржаанрасположен в нескольких километрах к северо-западу от п. Торгалыг. Предание гласит, что аржаан был открыт местной шаманкой, которая освятила его и наказывала народу беречь и ежегодно освящать этот источник как обладающей великой целебной силой. Шаманка утверждала, что над источником властвует дух горы Бай-Даг, расположенной вблизи аржаана. По свидетельству местного населения, здесь лечатся и при суставных, глазных заболеваниях, и при ангине, а особо отмечают, что помогает при заболеваниях почек.Обращает на себя внимание высокое для пресных подземных источников содержание органического углерода – 46 мг/л (бальнеологическая норма – 5 мг/л). Воды, содержащие определенный класс органических веществ, например «Нафтуся», используются при лечении некоторых урологических заболеваний. В отношении аржаанаТоргалыг это согласуется со стихийным использованием его местным населением при болезнях почек.[4]
Пользуются аржааном с середины июля по вторую половину августа, когда природа достигает своего «расцвета, и источник к этому времени уже поспела». Аржаанный сезон начинается с ритуала аржаанчалаары – особый ритуал набора воды источника в посуду, которую приносили с собой приезжие. В аржаан приезжают лечиться со всех кожуунов республики.
На аржаане проводятся различные праздники, соревнования среди отдыхающих. Во время праздника «аржаанчалаары» устраиваются народные гулянья, конные скачки, национальная борьба хуреш, соревнования по волейболу. Также проводятся концертные программы среди молодежи и почетного взрослого населения.
Приезжая на аржаан, люди первым делом подвязывали к ветвям священного дерева, росшего у самого источника, чалама – ритуальные ленточки, возжигали огонь – сан салыры, совершали ритуальное действие – чажыг – окропление, кормление Природы. Было при этом произнести благопожелание к духу-хозяину целебного источника –аржаана.[1]
По словам Татьяны Балдан духом-хозяином аржаана является девушка с очень длинными волосами, а среди молодого поколения распространена версия, что им является огромная змея. «Увидевшего змею ждет в дальнейшем счастливая жизнь.» - БайлакКыргыс. Другие говорят наоборот, что если увидеть змею – будет несчастье или даже смерть. Поэтому, увидевший змею человек, не должен был никому говорить про это, при таком случае дух мог не забирать его душу. С этим Альберт Узун-оолрассказывала случай: «Учащиеся старших классов Торгалыгской школы каждый год ходят на аржаан, чтобы очистить от мусора земли – расположенные рядом с аржааном. В 90-е годы 11-классники пошли в очередной раз, чтоб собрать мусор. Одна из учениц увидела огромную змею, которая и являлась духом-хозяином аржаана и она сразу же всем сказала про увиденное ею, в место того, что она не должна была никому не рассказывать про это. И через несколько дней ее не стало. Верящие вдуха-хозяинааржаана, рассказывали, что душу девушки с собой унес дух аржаана».
Лечение на аржаанах – часть мирового культурного наследия, которую мы должны не только беречь, но и приумножить для наших же будущих потомков. Целебные источники, находящиеся на территории нашей республики становятся поводом особой гордости.
ЛИТЕРАТУРА:
А. К. Кужугет. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. – Кемерово, 2006г.
Ж. Е. Чоксум, К. Д. Аракчаа. Аржааны Тувы – памятники природы. 2006 г.
К. Д. Аракчаа. Слово об аржаанах Тувы. – М.,1995г.
Пресные аржааны. http://arjaan/narod/ru/presnyeRu/htmlИнформаторы:
Альберт Узун-оол
БайлакКыргысТатьяна Балдан