Р. Стивенсон баллада Вересковый мед . «Удивительный подвиг пиктов».


Урок литературы в 5 классе по произведению Р. Стивенсона "Вересковый мед".
ЦЕЛЬ: познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед»; познакомить учащихся с балладой Р. Стивенсона «Вересковый мед»;
совершенствовать умение работы с текстом: учить находить в балладе ключевые слова и фразы; давать характеристику героям, используя текст произведения; развивать логическое мышление, умение отстаивать свою позицию; развивать умение прогнозировать дальнейшие события; повторить сведения о жанре;
воспитывать любовь и уважение к Родине.
Ход
• СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, в городе Эдинбурге. Шотландия – это удивительная страна, которая находится на острове Великобритания (слайд №3,4,5). Ее соседями являются Англия, Исландия.
Родители будущего писателя были обеспеченными людьми. Дедушка и папа Стивенсона занимались строительством маяков, поэтому мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, смотреть на волны, слушать рассказы о разных морских приключениях и мечтать. Многие произведения Стивенсона пронизаны любовью к родному краю, к истории Шотландии.
Роберт с детства был болен туберкулёзом. Это очень страшное, в то время, неизлечимое заболевание. Но… мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага.
Стивенсон учился сначала на инженера, потом на юриста, стал адвокатом. Но любовь к писательству – сильнее. Роберт Льюис старался записывать на бумаге, всё что видел.
Очень трудно было преодолеть сопротивление родителей, которые хотели, чтобы он продолжил карьеру адвоката, но молодому человеку это удалось. Он становится писателем.
«Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил», – писал он в своих воспоминаниях.
Роберту Стивенсону постоянно приходилось испытывать удары судьбы и бороться за своё существование. Послушайте, что предписывал врач молодому писателю, когда ему было только 24 года: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».
Но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях сказано: «никаких волнений», а он постоянно попадает в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане.
Стивенсон пишет: «В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».
Стивенсон прожил на острове Самоа несколько лет. Туземцы – жители острова с большой любовью относились нему. Для проведения церемонии захоронения, они специально прорубили просеку, которая вела на вершину горы, делая это в глубоком молчании. Здесь, на каменной глыбе, можно прочитать слова из стихотворения писателя.
А сегодня мы подробно познакомимся с балладой Роберта Стивенсона, в основу которой была положена народная легенда о пиктах, Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска – необыкновенного цветка, который растёт в Шотландии. Там существуют целые заросли этого растения • Ребята, какими были пикты, как они выглядели? Попробуйте описать их.

Вся история Шотландии так или иначе связана с соревнованием с английскими соседями.Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода.Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.Символы этой страны-клетчатая материя и волынка.В Шотландии до сих пор сохранилась первозданная природа.Шотландия с её дикими горами,прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света.Пожалуй,только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья.Название Шотландия произошло в 11 веке.Ещё Шотландию называют страной верескового мёда,т.к. эта страна гор,покрытых душистым вереском.


Вереск -вечнозелёное растение.Высота-30-50 см, листочки мелкие, свёрнутые,цветы сиренево-розовые, колокольчатые, плод-маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Во время цветения вереска над ним стоит гул от трудяг шмелей и пчёл. Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках- пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными. Зацветает вереск в конце июля-августе и радует людей ковром из цветов порой до снегов.В холод к вереску приползают погреться на солнышко змеи, ящерицы.Вереск закрывает их от ветра , зыщищает от хищников. Народ принимает их за свиту нечистой силы.
Чтение произведения. 

1. О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мёд»?..................................................................................................................................................................................................................................................................
2. Какие черты характера героя прославляются автором?............................................................................................................................................................................................................................................................
3. Какой смысл вкладывается автором в две последние строфы?— Правду сказал я, шотландцы,От сына я ждал беды.Не верил я в стойкость юных,Не бреющих бороды.А мне костёр не страшен.Пускай со мною умрётМоя святая тайна —Мой вересковый мёд!
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Какие признаки жанра баллады вы можете найти в «Вересковом мёде» Р. Л. Стивенсона?........................................................................................................................................................................................................................................................
5. Понравилась ли вам баллада? О чём заставила вас задуматься?..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Слушание музыки (песня-баллада «Вересковый мёд»)
Итог урока. Выставление оценок
Заключительное слово учителя
Ребята, сегодняшний урок, я думаю, заставил вас о многом задуматься. Трудно понять сначала, почему старик пикт делает такой выбор. Он решает за своего сына. Правильно ли он поступает? Подумайте об этом.
Я думаю, что вы сегодня многому научились, получили немало интересных впечатлений, которые сделают вас умнее, добрее, а главное помогут в ситуации выбора сделать верный шаг.
Домашнее задание: выразительное чтение или наизусть любые 4 строфы (16 строчек произведения) .