Разговор о доброте, милосердии, доброжелательности.


РАЗГОВОР О ДОБРОТЕ, МИЛОСЕРДИИ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
Цели:
воспитание у учащихся нравственной культуры;
осмысление понятий "доброта", "корысть", "взаимопомощь", "милосердие; «прощение»;
формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической куль турой.
Задачи:
развивать познавательную активность учащихся;
содействовать формированию нравственной позиции
школьников;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом.
Эскадра заранее была разделена на группы по интересам и способностям.
1-я группа — консультанты (они готовят маленькие сценарии по заданным темам).
leftbottom2-я группа — художники (оформляют класс, пишут лозунги, рисуют).
3-я группа — певцы (исполняют песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы).
4-я группа — ведущие (они цитируют философов и писателей).

Учитель.
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку.
Путь человека труден —
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, —
Слезы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, —
Ласка нужна, не угрозы.
Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Но ведь у всех вас за плечами хоть и небольшая, но жизнь. И потом у вас есть интуиция — внутреннее чувство истины и справедливости... Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители
древности, а потом выскажем свои собственные взгляды.
1-й ученик. Древнегреческий философ IV века до н.э. Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье". (Ученик показывает лозунг, приготовленный к классному часу.)

2-й ученик. Римский философ I века до н.э. Сенека считал: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив". (Демонстрирует лозунг. )
3-й ученик. Английский писатель И.Бентам в XVIII веке утверждал:
"Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим". (Показывает лозунг, подготовленный школьными художниками).
centerbottom
Учитель. Будет уместным также вспомнить слова известного вам классика русской литературы Л.Н.Толстого: "В жизни есть одно несомненное счастье — жить для других".righttop
Но почему все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец, эгоист - несчастлив? Правы они или нет? Вопрос открыт. Кажется, все наоборот: заботься только о самом себе, ни с кем не делись, "тяни на себя одеяло" — и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают... Но это великая иллюзия. Рассудите сами, если человек любит только себя, то он ведь никогда не будет иметь верных друзей, и как только придут жизненные испытания, он остается один, он будет отчаиваться и страдать. Не это ли утверждал русский классик И.С.Тургенев?
leftcenter1-й ученик (цитирует Тургенева). «Себялюбие — самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево».
Учитель. Этот разговор о доброте и взаимопомощи мы начали еще и потому, что знаем: теперь вокруг понемногу, словно подснежники после зимы, пробиваются ростки добра. И это радует. rightbottom
Милосердие, доброжелательность, примеры внимания друг к другу — обо всем этом теперь пишут в местных газетах, говорят по радио. Мы знаем имена жертвователей и добрые дела, которые они совершили. Какие акции милосердия? (Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Выдающиеся музыканты проводят концерты, средства от которых перечисляют на благотворительные цели. Когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, когда трагически погибла атомная подводная
лодка «Курск», ведь вся страна откликнулась на чужую боль. На счета пострадавших и их семей со всех сторон пошли деньги. Учащиеся приводят конкретные примеры взаимопомощи и любви человека к человеку.)Учитель. Все это достойно уважения и, как говорится, вошло в историю. Но как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять человеколюбие? Если да, то как? (Учащиеся приводят примеры заботы о младших братьях, о престарелых соседях, вспоминают о субботниках по очистке школьной территории...) А теперь посмотрим такую сценку (ее исполняют два ученика).
Автор. Готов для человечества он многое свершить...
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел,
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Автор. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид.
Автор. Дома Наташка мечется, гуляй, мол, с ней с утра!
Мальчик.
Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?!
Автор. Пока еще он подвига себе не приглядел...
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Автор. В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра...
Сестренка. Я тоже человечество, и мне гулять пора!
Учитель. Как вы думаете, есть ли настоящая доброта в этом мальчике? А какие полезные дела вы сами ежедневно делаете?
(Учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями).
Учитель. Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, но, не получив последних, начинают раскаиваться в том, что сделали доброе. Бывает такое? Бывает! Но тут эти огорчения не совсем правомочны. Все дело в том, что, критикуя кого-то в чем-то, никогда не стоит забывать и о самом себе. Как ты сам ведешь себя в подобных случаях? Ведь кто из нас, положа руку на сердце, скажет, что он сам, встречая людей, которых должен был бы поблагодарить за только что оказанную помощь, не забывал бы этом. Ага, то-то и оно! А что думают об этом философы Сенека и Марк Аврелий?
1-й ученик, (строгим голосом цитирует Сенеку). Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди! Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжения?
2-й ученик, (цитирует Марка Аврелия).
rightcenter «Когда ты сделал кому-то добро и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?
Учитель. Увы, философы считают, что сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь?

Но, наверное, у всех вас, ребята, есть хорошие друзья. Расскажите, а как вы относитесь к ним, спешите ли к ним на помощь в трудную минуту или, зная о людской неблагодарности, не любите лишних хлопот и огорчений? Что вы цените в них прежде всего? (Все высказываются. Потом звучат стихи.)1-я ученица.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
2-я ученица.Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей! (Р.Гамзатов)leftcenter
Учитель. Что вы скажете по поводу этих строк, прочтенных девочками? Ведь нить дружбы легко порвать, соединить труднее. (Учащиеся высказываются — нельзя быть злопамятным, нужно уметь прощать и понимать друг друга. Каждый может ошибиться, но это не значит, что он плохой человек... Приводят примеры из жизни. Затем выходит группа девочек. Они читают стихотворение.)1-я ученица.
И к тому, что похвалят,
И к тому, что ругают —
Ко всему постепенно Человек привыкает.
К ежедневной заботе,
К еженочному бденью,
К напряжению при взлете,
rightbottomК пустоте при падении...
2-я ученица.
Привыкает к сраженьям,
К тишине и порядку,
Привыкает к мишеням,
Привыкает к достатку,
К незнакомому краю,
Что вдали возникает...
Словом, к аду и раю Человек привыкает.
К знойной ярости юга, righttop
К черноте бездорожий.
1-я и 2-я ученицы.
Лишь к предательству друга
Он привыкнуть не может. (В.Николаев)
Учитель. Мы только что говорили об умении прощать, о том, сколько сил и мудрости необходимо для этого доброго шага. Как вы относитесь к этому утверждению поэта о предательстве, к которому нельзя привыкнуть? Конечно, настоящая дружба несовместима с предательством, как с крайним выражением зла. Если ты в чем-то не согласен — выскажи прямо свою позицию, постарайся переубедить друга, приди с ним к единому мнению, но тайного не совершай за его спиной ради личной выгоды — так будет честнее и порядочнее. Лгать, притворяться из шкурных интересов, пусть даже находя этому кучу оправданий, — дело непристойное и достойное осуждения.rightcenter
Учащиеся высказываются, приводят примеры из кино и из жизни. Идет дискуссия о мнимых и настоящих друзьях. Звучит ".Песня о друге" В.Высоцкого.
Учитель. Какой вывод сделали вы для себя из нашего разговора? Какие советы, наказы на месте родителей дали бы своим детям о дружбе, об отношении к окружающим людям? (Учащиеся высказываются.)
1-й ученик. Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал — богаче стал.
Что сберег — то потерял.
2-й ученик.lefttop
Лишь тот не на год — на век богат,
Кто дружбу хранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год — счастлив навсегда.
Кто дружбу пронесет через года.
Учитель. Всем известно, что каждый воспитанный человек, общаясь с другим человеком, проявляет интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувствует его переживаниям. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты, кроме того, это еще и помогает поддерживать хорошие отношения со всеми людьми. Но все же нечасто встретишь среди нас человека, который бы никогда и ни с кем не ссорился, значит, уже по одному этому видно, что нам всем стоит задуматься над своим поведением и отношением к ближнему. Ну, а теперь группа "Души прекрасные порывы" даст нам полезные советы на всю предстоящую жизнь:
Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков,
Ссоры вырабатывают плохие черты характера,
В споре будьте сдержанны и тактичны,
Никогда никого не упрекайте (правда, нам нередко кажется, что мы не упрекаем, а просто высказываемся. Если же все-таки упреки прозвучали и ссора произошла — скорее помиритесь!
Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие действительно становятся добрее и симпатичнее.
Учитель. А теперь мы послушаем поэта Б.Окуджаву. Какие мысли, высказанные им, вам особенно близки? (Звучит песня "Давайте восклицать! ").
Учащиеся. Нужно стараться видеть в людях хорошее, иногда это хорошее бывает увидеть трудно, но этот труд и необходим и благороден; каждый человек в душе добр...
Учитель.
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета!
Пусть станет вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом!
Ребята исполняют композицию "Мы желаем счастья вам!"
В мире, где кружится снег шальной.
Где моря грозят крутой волной.
Где подолгу добрую ждем порой мы весть.
Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому из нас,
Знать, что счастье есть!
Мы желаем счастья вам.
Счастья в этом мире большом!
Как солнце по утрам,
Пусть оно приходит в дом.
rightbottomМы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
счастьем поделись с другим!