Родительское собрание в старшей группе «Игра — как верный друг и помощник в работе с детьми».


Родительское собрание в старшей группе
Тема: «Игра - как верный друг и помощник в работе с детьми».
Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности речевых игр.
Задачи:
Познакомить родителей с играми на развитие фонематического слуха, на развитие лексико-грамматических категорий и развитие пространственных представлений.
Развивать умение играть самим в речевые игры и донести умение играть в данные игры с детьми, способствуя становлению правильной речи.
Вызывать положительный настрой на совместную деятельность.
Оборудование:
 Мультимедиа.
Цветные символы-квадраты.
Листы бумаги, цветные карандаши
Вступление.
Добрый день, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Давайте же поприветствуем друг друга! Здравствуйте! Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца нашей встречи.
Сейчас, отгадав кроссворд, вы узнаете, благодаря чему можно добиться успехов в речевом развитии ребенка.
Родители отгадывают кроссворд:
1 - ИНЕЙ - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи;
2 - Град - разновидность осадков, выпадающих из облаков;
3 - Роса́ — атмосферные осадки, образующиеся обычно ночью на поверхности земли, растениях;
4 – Туча – большое темное облако. Ключевое слово в кроссворде – игра.
 Да, с помощью игры можно добиться успехов в речевом развитии детей.
У вас на столах лежат карточки - символы с помощью которых я прошу вас ответить на мой вопрос. Знаете ли вы речевые игры? Если да - поднимите красную карточку, если нет - синюю карточку, сомневаетесь – зеленую.
Сегодняшняя наша встреча пройдёт под девизом:
«Расскажи – и я забуду.  Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь».
Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.
Но сначала мы поговорим о показателях речевого развития.
Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки. Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный состав. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) — существительные (вход — выход), прилагательные (хороший — плохой), наречия (быстро — медленно), глаголы (говорит — молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? — Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); близкие по смыслу слова — синонимы (ходить — идти, шагать, топать, вышагивать и др.).Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используются слова в середине). Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует, существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей — учитель, читает книги — читатель, строит дома — строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа — железный, банка из стекла — стеклянная). Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).
Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремился точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета. Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с интонацией ( вопросительной, восклицательной), могут передать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям  (радость, печаль, негодование и т.д.). Ребёнок умеет изменять темп речи, чётко произносить слова. Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет словарный запас, строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказывать содержание сказки, какого-либо события. Развитая речь облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив, сближает с незнакомыми детьми. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.                                                                                                                               
1 .Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2.Общение ребёнка с другими детьми.
3.Речь взрослого - образец для подражания.
4.Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей. (Обсуждение.)
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления.Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.      
 - Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на     протяжении всего дошкольного возраста? Чему мы должны учить ребёнка?
•         Формирование звуковой культуры речи.
•         Обогащение словарного запаса.
•         Формирование грамматического строя речи.
•         Обучение рассказыванию, связной речи.
•         Развитие выразительности речи.
                                                                                                                      
Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям: • Воспитание звуковой культуры речи. • Обогащение активного и пассивного словаря. • Формирование грамматического строя речи. • Развитие связной речи. Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка. В этом нам помогут речевые игры-помощницы.
Речевые игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь, актививизируют умственную и речевую деятельность, помогают развивать внимание и память.
Сегодня мы с вами поиграем в игры, чтобы вы их лучше запомнили и  смогли поиграть в них со своими детьми дома.
Развитие фонематического слуха.
Фонематический слух –  умение различать звуки речи на слух и в собственной речи.
Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.
Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кощка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.
Умение сосредотачиваться на звуке, а также различать и анализировать их в словах называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель игр на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Формирование фонематического  слуха  у детей   происходит при восприятии  устной речи окружающих и, одновременно,  при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки звуков.
У наших детей одной из причин нарушения звукопроизношения является недоразвитие фонематического слуха, т.е. дети путают звуки близкие по звучанию. Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или  подобрать слова с заданным звуком.
И начнем мы с вами играть  именно с этих игр -  на развитие фонематического слуха и слухового внимания.
«Назови картинки парами». Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
«Спортсмены». Предлагаем ребенку топнуть или шагнуть (подпрыгнуть), если он услышит заданный звук, например звук [У]. Взрослый предлагает звуковой ряд, а ребенок выполняет движение, услышав этот звук : А, О, М, У, И, В, У, П, Б, О, У, Э, У, Ы. 
Услышь – хлопни. Взрослый произносит ряд слогов и  слов, а ребёнку с закрытыми глазами, услышав заданный звук предлагает хлопнуть в ладоши. Например, звук [Х]: пу, мох,ком, ах, бах, на, ту, хор.
«Зоркий глаз». Детям предлагаем найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. Например, найди слова со звуком [Т]: стул, стол, телефон, стекло.
Назовите  второй звук в слове. Цель: учить слышать звуки в словах.
Назовите первый звук в слове.Цель: учить слышать звуки в словах.
Назовите последний звук в слове.Цель: учить слышать звуки в словах.
Поймай звук. Цель: учить слышать слова с  заданным звуком. Ход игры: Предложите ребенку отгадать  одно слово, в котором  слышится заданный звук. Например:звук [Б] - бант, мука.звук [А] – Катя, окно.звук [Т] – каша, тарелка.
Звук [П] – волосы, лопата.
Звук [М] – мышка, книжка.
Дидактическая игра  «Кружок»
Записать слово не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нарисовать (МАК – 000). Количество звуков и букв в словах должно совпадать. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три – [к - о - н']. Подобные слова лучше исключить.
Теперь поговорим о том, что дети неправильно употребляют предложно-падежные конструкции, дети с трудом самостоятельно могут придумать простое предложение, наблюдаются ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов, согласования различных частей речи, например, окна-окны, тетрадей – тетрадков, стулья-стулы, карандашей – карандашов, морковный  - морковенный, деревянный – деревенный, ведерко – ведрочко. По полю мчится вороной…... На солнце греется полосатый…. Мой книга на столе.
Для формирования лексико – грамматического строя речи ребенка я предлагаю вам поиграть в следующие игры:
Развитие ассоциаций. Взрослый  называет слово-предмет, а дети в ответ называют слово-признак или слово-действие. Например, играем по первому кругу со  словом –кот, дети называют только слова-признаки, играя по второму кругу дети называют слова-действия.
«Четвертый лишний». Цель: находить лишний предмет и давать обоснование почему.
2. «Назови семью». Цель: учить называть семью.
3. «Чей? ЧЬЯ? Чьи?». Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных.
 4. «Посчитай». Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
У большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У детей возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой), в ориентирование в схеме собственного тела, в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Преодолению пространственных нарушений и  подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры и работа карандашом с тетрадью в клеточку.
Ориентировка на листе (лист белой бумаги и цветные карандаши).
-нарисуйте желтым карандашом в центре листа круг;
-нарисуйте вверху справа овал синим карандашом;
-нарисуйте вверху слева зеленым карандашом квадрат;
-нарисуйте снизу три треугольника красным карандашом.
Если мы работаем по картинке, задаем вопросы такого типа: «Где на рисунке солнце?» (В верхнем правом углу) или «В какой руке девочка держит шарик?» (В правой). «Где находится песочница?» (В нижнем правом углу).
Сверху, снизу, справа, слева. Цель: ориентироваться в пространстве.
«Предлоги». Цель: учить правильно, употреблять данные предлоги.
Назовите, где находятся коты на этой картинке.
«Чудесный мешочек». Цель: определять на ощупь предмет, называть его, придумывать предложение с данным предметом.
Давайте завяжем или закроем крепко глаза  и каждый определит на ощупь предмет в мешочке, только потом его назовёт и составит предложение с этим предметом
«Исправь ошибки Незнайки». Цель: учить слышать и исправлять данные ошибки.
Учим выполнять графические диктанты.
Графический диктант — это воспроизведение рисунка ребёнком под диктовку взрослого. Выполняется он на листе бумаги в клетку. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой.
Речевые игры-помощницы:1.Скажи наоборот: Прилагательные(мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой) Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность) Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать) 2.Слова для определения действий: Какими словами можно сказать про то ,что может делать котёнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.) Что делает котёнок, когда его берут на руки?(прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.) 3. Слова-определения: О чём можно сказать, используя слова: круглая(тарелка, сковорода….). ------------------------------------------------круглый(шар, мяч, обруч…….) -------------------------------------------------круглое(колесо, зеркало…..) ----------------------------------------------красный(флаг, мяч,…..) ----------------------------------------------красная(косынка, майка,…..) ---------------------------------------------красное(знамя, яблоко,…..) 4. Слова-наречия:Как передвигается черепаха?(медленно, спокойно, плавно…) Как падают листья на землю?(бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….) Как вы играете в д.с.?(весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,..) 5. Родственные слова:Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,.. Какие клички можно придумать о лисе, что бы было понятно, что она рыжая ( рыжуля, рыжик, рыжулька ,рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.) Как сказать о цыплёнке ,чтобы понять, что он пушистый? 6. Сравнение: На что похоже солнышко? На что похож ёж? На что похож ручеёк(ленту, змейку, дорожку, зеркало…)
Все эти игры помогут вам и вашим детям в речевом развитии.
А теперь попрошу вас еще раз ответить на вопрос, который я задавала в начале нашей встречи. Помогла ли вам данная консультация расширить свои знания о речевых играх? (если да- то поднимите красную карточку, если нет – синюю карточку, если затрудняюсь – зеленую карточку). Спасибо.
Как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить.
Ведение родителями дневника развития речи своего ребёнка (отмечают появление новых звуков, слов, фраз, высказываний).                                                                                                         Изготовление родителями книжки - раскладушки «Мой ребёнок». Родители рисуют своего ребёнка, рассказывают о нём, описывают всё печатными буквами. Книга будет находиться в специальном накопительном портфеле ребёнка. Он сможет её прочитать, как только научиться читать.          
Подведение итогов собрания - Как Вы можете помочь своему ребёнку?
Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.
Читайте художественные произведения.
Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.
Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.
Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.
Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.                                                                                 
Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т.д.                                                                                                                                            
Посетить вместе с ребёнком зоопарк, театр, выставку.                                         
Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.              10.Принимать активное участие в работе детского сада.