Методическая разработка рабочей программы Основы материаловедения и технология общеслесарных работ


-800100-114300Министерство образования Республики Башкортостан5022850-151765 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. ТасимоваУтверждаю
Директор ГБПОУ Акъярский горный колледж имени И. Тасимова _____________Р.И. Арсланов 04 сентября 2015 г. Приказ № 103-о/д от 31 августа 2015 г.
Рабочая программа
дисциплина: Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.
Профессия: 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
курс: II
группа: ТРМ 14-1
ТРМ 14-2

с. Акъяр2015 г.
ОДОБРЕНА
на заседании предметной цикловой комиссии
специальных дисциплин рабочих профессий первой ступени

Протокол № ________
от « » ______ 2015 г.
РАЗРАБОТАНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.01.13. Тракторист-машинистсельскохозяйственного производства
Председатель ПЦК СД/________/ Мухаметов рР.М.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной работе
/____________/ Бактыбаева А. Х.
.
Разработал(а):.Юлдашбаев И.Н., преподаватель первой категории

Внутренний
рецензент ________________________________________________________

________________________________________________________
Внешний
рецензент ________________________________________________________

________________________________________________________
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 35.01.13. Тракторист-машинистсельскохозяйственного производства
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Акъярский горный колледж имени И. ТасимоваРазработчик:
Юлдашбаев И.Н. преподаватель первой категории

СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять материалы и их свойства;
- выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов;
- соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, шабрении, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании;
- подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды металлических и неметаллических материалов;
- основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов;
- о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ;
- особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту;
- особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;
- виды обработки металлов и сплавов;
- основные виды слесарных работ;
- правила техники безопасности при слесарных работах;
- правила выбора и применения инструментов;
- последовательность слесарных операций;
- приемы выполнения общеслесарных работ;
- требования к качеству обработки деталей;
- виды износа деталей и узлов;
- свойства смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 64
в том числе: лабораторные работы 10
практические занятия 22
контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32
в том числе: индивидуальное проектное задание тематика внеаудиторной самостоятельной работы 32
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Материаловедение 38 Введение Роль материалов в современной технике 2 1
Тема 1.1. Металловедение Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.
Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов. 8 2
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов. Основные материалы для сельскохозяйственной техники. 1
Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения. 1
Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много - и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения. 2
Лабораторные работы 8 Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов Контрольная работа по теме «Металловедение» 2 Тема 1.2. Неметаллические материалы Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств.. 4 1
Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства. 1
Строение и назначение композиционных материалов. 1
Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения. 2
Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент. 2
Лабораторная работа 2 Влияние различных условий на свойства смазочных материалов Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы» 2 Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.
Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.
Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. 10 Раздел 2. Слесарное дело 58 Тема 2.1. Организация слесарных работ Правила техники безопасности при слесарных работах 6 3
Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места. 3
Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента. 3
Тема 2.2. Общеслесарные работы Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание. 8 3
Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия. 3
Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам) 3
Требования к качеству обработки деталей 3
Практические занятия 22 Разметка плоских поверхностей Рубка металла Правка металла Гибка металла Резка металла Опиливание металла Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий Нарезание внешней резьбы Нарезание внутренней резьбы Клепка Пайка и лужение Склеивание Шабрение Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла» 22 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- сверлильные станки;
- стационарные роликовые гибочные станки;
- заточные станки;
- электроточила;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2007. - 272 с.
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
Дополнительные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. - М.: ОИЦ «Академия», 2005. - 30 шт.
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. - М.: 1982. - 208 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: определять материалы и их свойства лабораторные работы
выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
соблюдать технологическую последовательность при выполнении общеслесарных работ: разметки, рубки, правки, гибки, резки и опиливании металла, сверлении, зенковании, зенкеровании и развертывании отверстий, нарезании резьбы, клепки, пайки, лужении и склеивании, шабрении практические занятия
подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов лабораторная работа
Знания: основные виды металлических и неметаллических материалов контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
о технологической и производственной культуре при выполнении работ общеслесарныхпрактические занятия
особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту практические занятия
особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства контрольная работа
виды обработки металлов и сплавов контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
виды износа деталей и узлов контрольная работа
свойства смазочных материалов контрольная работа
основные виды слесарных работ практические занятия
правила техники безопасности при слесарных работах практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
правила выбора и применения инструментов практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
последовательность слесарных операций практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
приемы выполнения работ общеслесарныхпрактические занятия
требования к качеству обработки деталей практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
№ № раздела № темы Наименование темы самостоятельной работы Рекомендуемая литература Кол-во часов Формы выполнения
1 1 1.1.
1.2.
Применение основных свойств металлов и сплавов в сельскохозяйственной технике.
Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.
Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.
Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2013.
10 сообщение
2 1 1.1 Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла» Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2012.
22 Защита проекта
Всего: 32
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Перечень практических работ
№ № раздела № темы Наименование темы практической работы Кол-во часов
1 1.1 Лабораторные работы 10
1 Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов 2
2 1 1.1 Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали 2
3 1 1.1 Ознакомление со структурой и свойствами цветных металлов и сплавов 2
4 1 1.1 Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов 2
5 1 1.2 Влияние различных условий на свойства смазочных материалов 2
Практические занятия 22
6 2 Разметка плоских поверхностей 2
7 2 Рубка металла 2
8 2 Правка металла 2
9 2 Гибка металла 2
10 2 Резка металла 2
11 2 Опиливание металла 2
12 2 Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий 2
13 2 Нарезание внешней резьбы 2
14 2 Нарезание внутренней резьбы 2
15 2
Клепка 2
16 2 Пайка и лужение 2
17 2 Склеивание 1
18 2 Шабрение 1
Всего: 32