Методическая разработка бинарного урока по дисциплине Основы материаловедения и слесарное дело


Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Зеленодольский механический колледж»
ТЕМА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ:
Методическая разработка
бинарного урока по учебной практике
на тему:
«Разметка плоских поверхностей»
Учебная практика УП.02. профессионального модуля ПМ.02. «Выполнение сборочно-достроечных работ»
Курс обучения:2
Профессия: 180103.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов.
Работу выполнил:
Преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла первой категории
ГАОУ «ЗМК»
Богданова Наталья Валерьевна.
2016г.
Аннотация.
Тема: «Разметка плоских поверхностей» соответствует основной профессиональной программе по ФГОС для СПО.
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по учебной практике, с учетом требований ФГОС.
Данная методическая разработка представлена как конспект-модель, снабжённый материалом, необходимым по теме урока. Урок соответствует требованиям методики, состоит из трех основных этапов: вводный, текущий и заключительный инструктажи.
Урок развивает творческие способности и вызывает интерес к изучаемой профессии, повышает качество профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков; снижает механическое заучивание материала.
Урок важен для обучения учащихся по предмету «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ» и для слесарных работ на производственной практике на производстве.
Цель урока: формирование познавательных и профессиональных интересов обучающихся, активной жизненной позиции будущего специалиста через организацию разнообразной познавательной деятельности на уроке в ходе изучения и применения слесарной операции разметка.
При подготовке урока были учтены знания теоретического обучения, особое внимание уделялось Т.Б.
На уроке решались учебные задачи – закрепили ранее полученные знания по научной организации труда и усвоении новой темы урока – разметка плоских поверхностей
Главное внимание на уроке было уделено правильному выполнению разметки плоских поверхностей, организации рабочего места и техники безопасности.
Урок проводился в сварочной мастерской, где имеются наглядные пособия по всем темам производственного обучения.
Была показана презентация по разметке плоских поверхностей.
Поставленные задачи на уроке производственного обучения были выполнены полностью.
Бинарный урок в является одной иэ эффективных форм организации учебного процесса в условиях перегруженности учебных программ и недостаточного количества учебного времени. Объединение на одном уроке теории и практики оправдано с точки зрения эффективности подготовки к сдаче экзамена , в том числе развития необходимых умений и навыков. К тому же сэкономленное время дает возможность уделить больше внимания нравственному воспитанию обучающихся. Эта проблема не менее значима и актуальна в современном образовании.
Бинарный урок обеспечивает:
1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.          Это объясняется тем, что процесс  усвоения и формирования не  имеют временного разрыва. Практические  действия непосредственно вплетаются  в мыслительную познавательную  деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.      Существенной  особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).2. Повышение познавательной и практической активности.       Активность  – сознательно проявляемая потребность  для достижения определенной цели.Самостоятельность – способность без внешней  помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается  число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.      Повышается  готовность воспроизводить усвоенные  знания, продемонстрировать способы  и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное  оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.      При проверке знаний учащиеся во время  урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к  практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.3. Снижение числа  случаев механического  заучивания материалы.       Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся. Более простым становится путь – глубже разобраться в новом материале через имеющиеся знания и практические действия. 
 Эффективность бинарного урока исключительна.1. Соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.2. Объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности. Смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.3. Усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.4. Облегчается изучение сложной темы.
 
Бинарный урок по учебной практике.
Группа: 821
Учебная практика УП.02. профессионального модуля ПМ.02. «Выполнение сборочно-достроечных работ»
Курс обучения:2
Профессия: 180103.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов.
Тема урока: Разметка плоских поверхностей
Цель: формирование познавательных и профессиональных интересов обучающихся, активной жизненной позиции будущего специалиста через организацию разнообразной познавательной деятельности на уроке в ходе изучения и применения слесарной операции разметка.
Требования к знаниям и умениям:
В результате изучения темы и выполнения упражнений учебных заданий обучающиеся
должны знать:
назначение и способы выполнения плоскостной разметки; инструменты и приспособления, применяемые при разметке; правила организации рабочего места; правила безопасной работы при разметке; возможные дефекты разметки и способы их предупреждения и устранения;

должны уметь:
подготавливать поверхности деталей под разметку; производить разметку контуров по размерам и шаблону; производить заточку и заправку кернеров, чертилок и ножек циркуля; соблюдать правила безопасной работы; правильно организовывать рабочее место; предупреждать появление дефектов; устранять дефекты, возникшие при разметке.
Задачи:
Обучающая: обучить учащихся приемам разметки плоских поверхностей
Развивающая: создать условия для формирования познавательного интереса к предмету, выбранной профессии.
Воспитательная: способствовать развитию профессиональных интересов, активной жизненной позиции через осознание собственных действий, ответственность за их результат, воспитать любовь к профессии, бережное отношение к оборудованию, инструментам, материалам, электроэнергии.
Оборудование: разметочная плита, разметочный инструмент, ПК, проектор, листы оценивания, чертежи изделий.Материально-техническое обеспечение
Необходимое оборудование, материалы и вспомогательные средства
Объекты работ Оборудование и приспособления Инструменты и материалы
-учебные заготовки;
-чертежи;
-заготовки для накладных губок тисков. -заточный станок;
-разметочные плиты;
-рефлекторный светильник. -измерительные линейки;
-штангенциркули;
-разметочные циркули;
-чертилки;
-угольники с широким основанием 90о;
-кернеры;
-транспортиры;
-разметочные молотки;
-металлические щетки;
-скребки;
-наждачная бумага;
-медный купорос;
-мел;
-быстросохнущие лаки и краски;
-ветошь.
Литература:
Ю.Т. Чумаченко Материаловедение и слесарное дело: учебное пособие. Изд.6-е,перераб. – ростов н/Д: Феникс, 2013. – 395с. – (Начальное профессиональное образование).
Б.С. Покровский. Основы слесарного дела учебник для нач. проф. образования:- М.: Издательский центр «Академия»,2012
Б.С. Покровский. Производственное обучение слесарей, - М.: Издательский центр «Академия»,2012
План урока:
Организационный момент;
Проверка домашнего задания;
Сообщение нового материала (вводный инструктаж);
Самостоятельная работа обучающихся по разметке плоской поверхности (текущий инструктаж);
Подведение итогов (заключительный инструктаж);
Рефлексия;
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
КОНСПЕКТ –МОДЕЛЬ УРОКА
Этапы урока
Время Элементы дидактики Деятельность мастера производственного обучения и преподавателя общепрофессиональных дисциплин Деятельность обучающихсяОрганизационный момент
5 мин Создание эмоционального настроения на совместную деятельность Приветствие обучающихся.
Проверка наличия обучающихся на уроке производственного обучения. Проверка спецодежды с соблюдением требований техники безопасности Приветствуют мастера п/о и преподавателя.
Рапорт командира о явке обучающихся на урок.
Проверка домашнего задания
20 мин Активизация знаний учащихся
Мастер п/о
Сообщение темы урока. (слайд 1)
Преподаватель.
Повторение теоретического курса на тему «Научная организация труда»
Научиться подготавливать поверхности к разметке, пользоваться разметочными инструментами: организовывать рабочее место, рационально выбирать разметочный инструмент.
Подготовка поверхностей к разметке и нанесение линий (рисок):
Рациональный выбор чертилки
Положение чертилки
Нанесение прямых линий.
Нанесение перпендикулярных рисок с помощью угольника.
Безопасность работы при разметочных работах:
Взаимопроверка ответов. (слайды 2-3) Отвечают на поставленные вопросы.
Проверяют ответы.
Сообщение нового материала (вводный инструктаж) 45 мин
Формирование ориентировочной основы Преподаватель.
Сегодня тема нашего урока: Разметка плоских поверхностей, ответьте на следующий вопрос: чего вы хотите достичь на сегодняшнем уроке? (анализируя данный вопрос обучающиеся формулируют цель урока личностно значимую для себя)
Как известно из школьного курса предмета «Технология» вы уже сталкивались с понятием разметка, поэтому давайте вспомним:
Что понимается под понятием разметка?
Какой инструмент используется для разметки?
Перечислите правила техники безопасности при разметке плоских поверхностей.
(ответы обучающихся обобщаются мастером производственного обучения и проговариваются верные точные ответы на поставленные вопросы, таким образом, происходит выравнивание стартовых возможностей обучающихся).
Мы с Вами выяснили, что же такое разметка плоских поверхностей и для чего она необходима.
Теперь, когда мы с вами знаем тему занятия поставьте в листах оценивания ту отметку, которую вы планируете получить по итогам сегодняшнего занятия.
Объяснение нового материала с использованием презентации
(слайды 4-12)
Кратко запишем в конспект определение «разметка плоских поверхностей», инструмент, применяемый при разметки плоских поверхностей и правила техники безопасности при выполнении данной слесарной операции.
Сейчас проведём контрольный тест на компьютере. Формулируют цель урока, которые они планируют достичь.
Отвечают на поставленные вопросы
Выставляют планируемую оценку в лист оценивания
Слушают объяснение материала
Кратко конспектируют.
Выполняют тест. тест.xlsmСамостоятельная работа обучающихся по разметке плоской поверхности (текущий инструктаж). 170 мин
Практические приёмы работы
Закрепление, развитие, углубление основных способов действий Мастер п/о.
Задание на урок (слайд 13-14)
Сегодня вам предлагается произвести разметку совка на листовом металле согласно размерам, указанным в рабочем чертеже изделия. У каждого на рабочем месте имеется инструкционно-технологическая карта «Разметка металла»
Сейчас займите рабочие места и организуйте свое рабочее место для выполнения слесарной операции «Разметка».
(на некоторых рабочих местах обучающихся приготовлен не весь инструмент, который необходим для выполнения данной операции, а на некоторых рабочих местах добавлен излишний инструмент для выполнения данной работы. Таким образом проверятся технологическая готовность обучающихся к выполнению задания)
Целевые обходы: проверка организации рабочего места обучающихся;
проверка правильности выполнения слесарной операции;
контроль качества работ и соблюдение правил техники безопасности при разметке плоских поверхностей;
оказание индивидуальной помощи при выполнении слесарной операции «Разметка плоских поверхностей».
Преподаватель.
Контроль осознанности выполнения учащимися задания, применение теоретических знаний на практике. Рассматривают предложенный чертеж и инструкционно-технологическую карту.
(см. чертёж и карту) Рабочий чертёж изделия.pdfинструкционно-технологическая карта.docxЗанимают рабочие места.
Анализируют разложенный инструмент и организовывают свое рабочее место согласно теме урока.
Самостоятельная работа обучающихся.
организуют рабочее место, в соответствии с выполняемым заданием;
выполняют операцию «разметка»;
проводят промежуточный самоконтроль правильности выполнения разметки;
производят окончательный самоконтроль.
Подведение итогов урока
13мин Оценивание работы обучающихсяМастер п/о.
Сообщение о достижении цели. Производится детальный анализ допущенных ошибок и их причин, указываются пути и методы их устранения. Демонстрируются лучшие работы обучающихся. Выставляются отметки с комментариями, сравнивается деятельность каждого обучающегося на уроке в сравнении с прошлым относительно самого себя. Заполняют лист оценивания и сравнивают итоговую оценку с планируемой.
Рефлексия.
7 мин Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения в осмыслении своих действий Мастер п/о.
(слайд 15)
Проводиться рефлексию по итогам урока:
Какие затруднения возникали в процессе работы и как вы из них выходили?
Совпали ли ваши планируемые отметки и те, которые вы получили по итогам урока?
Что помешало или помогло достигнуть планируемого результата?
Выбрать картинку эмоционального состояния на уроке и занести её в лист самооценки.(см. приложение) Анализируют свою производственную деятельность и отвечают на поставленные вопросы.
Заполняют в листе самооценки колонку «Рефлексия». Сдают лист самооценки.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
10 мин Мотивация необходимости выполнения домашнего задания Преподаватель.
(слайд 16)
Проще всего узнать, на сколько вы хорошо усвоили материал, при подготовке дома, попробуйте ответить на следующие вопросы:
Дайте определение плоскостной разметки.
Назовите и кратко охарактеризуйте инструмент, применяемый при выполнении плоскостной разметки.
Опишите основные приемы плоскостной разметки.
Каковы основные виды брака при разметки плоских поверхностей?
Перечислите правила техники безопасности при выполнении данной слесарной операции.
Составить технологическую карту по изготовлению совка Внимательно слушают, производят записи в рабочих тетрадях.
Подведение итогов занятий мастером п/о , основываясь на таблицу:
№ Проверки Критерии оценок
"5" "4" "3"
1 Отклонение от размера До 0,1 До 0,2 До 0,3
2 Параллельность сторон В пределах 0,1 В пределах 0,2 В пределах 0,3
3 Правильность выполнения разметки Разметка выполнена правильно Допущены незначительные неточности Допущены ошибки, но не грубые
4 Плавность перехода контура Соответствие контуру Незначительное отклонение контура Значительное но не грубое отклонение контура
6 Выполнение норм времени Более 100% 100% Не менее 90%
7 Правильность пользования
инструментами Правильно пользуются инструментами Допускает незначительные ошибки
8 Организация рабочего места Рационально, правильно Допускает незначительные ошибки
9 Самостоятельность выполнения Самостоятельно, инициативно Самостоятельно Требуется помощь
10 Выполнение требований ТБ Строго выполняет инструкции Выполняет инструкции Допускает нарушения, нет твердых знаний
Список используемых источников (слайд 16)
Ю.Т. Чумаченко Материаловедение и слесарное дело: учебное пособие. Изд.6-е,перераб. – ростов н/Д: Феникс, 2013. – 395с. – (Начальное профессиональное образование).
Б.С. Покровский. Основы слесарного дела учебник для нач. проф. образования:- М.: Издательский центр «Академия»,2012
Ю. А. Якуба. Справочник мастера производственного обучения. М.: Издательский центр «Академия»,2012
Ю.А. Якуба, Методика тестирования качества производственного обучения. Издательский центр АПО. г. Москва,2010г.
Б.С. Покровский. Производственное обучение слесарей, - М.: Издательский центр «Академия»,2012
Интернет источники: nsportal.ru Приложение
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
ФИО Вопросы теории (Фронтальный опрос) Контрольный тест Практическая работа Планируемая оценка за урок Итоговая оценка Рефлексия
Приложение

«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.