Методическая разработка открытого урока по ОП.01 Основы материаловедения на тему «Определение свойства различных текстильных материалов»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей коммунального хозяйства»
Рассмотрено и одобрено
на заседании метод.комиссии
«___»__________20__ г.
Председатель:
________________ Н.В.Ересько
Подпись СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР:
______________ С.Ю.Болтова
Подпись
«____»____________201__ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по ОП.01 Основы материаловедения
По теме № 5-6 «Определение свойства различных текстильных
материалов»
по профессии 19601 «Швея»
Разработчик:
преподаватель Ткаченко О.В.
Донецк, 2016г
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОП.01 Основы материаловедения по теме № 5-6 «Определение свойства различных текстильных материалов »,  разработана для проведения урока в группах по профессии 19601 «Швея».
При проведении урока использована методика обучения, ориентированного на действие - методика дидактических задач, что позволяет развивать самостоятельность, толерантность, умение работать в группах.  Формировать знания по технологии определения свойства ткани, аналитические способности.
В методической разработке представлен: титульный лист, пояснительная записка, план урока, список литературы.
Использование данного материала на уроке, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполняемых операций, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.
Данная методическая разработка рекомендуется для проведения уроков преподавателями теоретического   обучения системы. 
Дата: 31.10.2016
Тема программы: «Строение и свойства тканей»
Тема урока № 5-6 «Определение свойства различных текстильных материалов»
Цели урока:
-     Обучающая: создать условия для понимания темы урока. Заинтересовать студентов. Организовать осмысление мотивации обучения.
-     Развивающая: формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности; развитие познавательных процессов обучающихся. Развитие умения слушать, анализировать, видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.
-     Воспитательная: формирование положительной мотивации учебно-трудовой деятельности; Формирование творческого отношения к труду. Воспитание аккуратности, самостоятельности, любовь к профессии, развитие мотивации успеха.
Методическая цель открытого урока: методика организации изучения теоретических знаний по учебной дисциплине;
Задачи урока:
- расширить значения студентов по теме «Определение свойства различных текстильных материалов»;
- создать условия, максимально приближенные к реальным условия работы швей;
- обратить внимание всех участников открытого урока на важность определения свойств различных текстильных материалов;
- представить возможность студентам получить опыт коллективной работы.
Тип урока: комбинированный урок;
Вид урока: лекция, беседа, исследование.

Формы и методы работы:  индивидуальная, проблемно-поисковая, беседа, демонстрация, работа в группах, самостоятельная работа.
Техническое оснащение урока:
-     Экран, ПК, мультимедиа
-     Доска, мел.
-     Карточки с тестовым заданием.
-    Коллекция образов тканей: хлопка, шелка, габардина, джерси. На каждого обучающегося по 2-3 образца тканей. 
- Ножницы. 
Межпредметная связь:
1. «Оборудование предприятий швейного производства»
2. «Технология обработки текстильных изделий»
Место проведения: кабинет №205
Время проведения 80 минут.
Прогнозируемый результат.
Обучающиеся должны
уметь:
подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
применять материалы при выполнении работ;
знать:
общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
общие сведения о строении материалов;
общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов
Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.
ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.
ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.
ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.
ПК 2.2. Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий.
ПК 2.3. Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки.
ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.
План урока: № 5-6
«Определение свойства различных текстильных материалов»»
I.Организационный момент ( 5 минут):
- приветствие участников открытого урока;
- проверка наличия студентов;
- сообщение темы и целей урока;
- объяснение условий проведения урока;
II. Актуализация опорных знаний студентов (20 минут):
- выполнение экспериментов.
III. Изучения нового материала (30 минут).
- изучение свойств ткани;
-выполнение экспериментов;
-формирование новых понятий о ткани.
IV. Обобщение и систематизация изученного материала (20 минут):
-выполнение самостоятельной работы;
-рефлексия;
- выводы по основным вопросам темы;
- закрепление полученных знаний.
V. Итоговая часть занятия (3 минуты):
Подведения итогов урока, выставление оценок, комментирование оценок.
VI. Домашнее задание ( 2 минуты):
Ответить на вопросы, выполнить рисунок.
Ход урока
I. Организационный момент (5 минут)
Добрый день! Сегодня я с вами проведу урок по учебной дисциплине «Основы материаловедения»
Девиз нашего урока: «Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь!»
Конфуций
Рефлексия «Настроение»
- Ребята, на карточках (Приложение 7) отметьте свое настроение в начале урока:
- хорошо;
- уверен в силах;
- плохо.
Сообщение темы урока
Тема нашего урока: 
«Определение свойств различных текстильных материалов»
Цель урока: научиться определять свойства ткани.
Задачи:
Изучить свойства ткани.
Научиться  применять их при выборе ткани для изготовления одежды.
Познакомиться с новыми технологиями получения ткани и их свойствами
Целеполагание:
- Мы выбираем ткань.
Вопрос: По какому принципу мы это делаем?
Ответ: В зависимости от назначения, от погоды, от вида деятельности
Верно! Мы выбираем по принципу эксплуатации одежды в определённых условиях, поэтому ткань обладает определёнными свойствами, которые характеризуют ткань. Итак, о свойствах ткани.
II. Актуализация опорных знаний, практических и умственных умений обучающихся (Приложение 1), ( 20 мин.)
Вопрос: По происхождению какие волокна бывают?
Ответ: Натуральные и химические
Вопрос: Натуральные волокна бывают, какого происхождения?
Ответ: Растительного и животного
Вопрос: А химические волокна тоже можно разделить? На какие?
Ответ: Искусственные и синтетические
Вопрос: Скажите, как можно их различить на ощупь?
Ответ: Натуральные приятные, чувствуется тепло! А химические блестят и скользят в руке!
- Молодцы! Совершенно верно!
При изучении МДК02.04 1.«Технология обработки текстильных изделий» и учебной практике необходимы ли вам знания о свойствах ткани для одежды?
Ответ: Да! Мы выбираем технические условия при пошиве и величины припусков при раскрое!
III. Изучение материала. Формирование новых понятий и способов действия (30 мин.)
Мы уже знаем, что швея в своей работе должна знать свойства не только волокон, но и тканей и уметь подбирать их в зависимости от вида работ.
Свойства ткани.
В природе существует три основных вида свойств:
Физико-механические, гигиенические, технологические. (Приложение 2).
 К  физико-механическим относятся такие свойства, как прочность, сминаемость и драпируемость.(Приложение 3).
Давайте разберем подробней каждое свойство.
Устойчивость ткани к стирке, воздействию солнечных лучей, к трению, к растяжению.
Устойчивость ткани к стирке – это когда ткань после стирки не потеряла свою форму и цвет.
Устойчивость ткани к воздействию солнечных лучей – ткань считается прочной, если при долгом нахождении на солнце не потеряла свой цвет, т.е. не выгорела.
Устойчивость ткани к трению - любая одежда, которую мы носим постоянно, соприкасается с различными поверхностями,  после чего могут образовываться потертости.
Сминаемость- свойство ткани сминаться
Драпируемость – это свойство ткани под собственным весом образовывать складки.
- Давайте проведём экспертизу:
1.Зажмём в руке кусочки ткани в течении 5-10 сек. Какие ткани обладают большой сминаемостью?
Ответ: натуральные.
- Если мы выбираем натуральные ткани, то должны быть готовы к тому что они обладают высокой смниемостью.
2.Выполним складки из образцов ткани. Какая ткань обладает лучшей драпируемостью?
Ответ: натуральные.
3. В каких швейных изделиях мы можем применить это свойство?
Ответ: вечернее платья, шторы.
К гигиеническим свойствам относятся: гигроскопичность, пылеёмкость, теплозащитность. (Приложение 4).
Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу.
Вопрос: Какая одежда по назначению должна обладать этим свойством?
Ответ: детская, летняя, для занятий спортом
Вопрос: Какой же вывод мы можем сделать, познакомившись с этим свойством?
Ответ: чем ближе одежда к телу, тем большая гигроскопичность.
Теплозащитность – свойство ткани удерживать тепло выделяемое телом человека.
Пылеемкость – это свойство ткани задерживать пыль на своей поверхности.
К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость нитей, усадка. (Приложение 5).
Осыпаемость нитей на швах – это выпадение нитей из срезов ткани.
- Давайте проведем эксперимент:
- берем два образца ткани и пытаемся выдернуть нитки из срезов ткани. Сравнить образцы. Если нити легко удаляются, то ткань обладает высокой осыпаемостью, а если необходимо приложить усилие, то ткань обладает средней или малой осыпаемостью.
Вывод:
Вопрос: Так при какой работе мы можем столкнуться с этим свойством?
Ответ: От поверхности. Если поверхность ткани гладкая, то пыль с нее легко слетает, а если шероховатая, то ткань способна накопить в себе очень много пыли.
- Правильно. Значит, когда мы раскраиваем ткань, имеющую высокую осыпаемость, то мы припуски на швы даем несколько больше чем обычно.
Усадка – это свойство ткани уменьшаться в размерах после влажно-тепловой обработки. Мы знаем, что изделия из натуральных волокон «садятся» после стирки.
Вопрос: Если мы решили шить блузку из хлопчатобумажной ткани, о чем мы задумаемся?
Ответ: Что же делать, чтобы избежать усадки?
- Есть такой термин в технологии «декатировка» ткани – это отпаривание ткани горячим паром перед раскроем.
 - Вывод напрашивается сам по себе. Зная об этом свойстве, мы правильно подготовим ткань к раскрою.
Скольжение – это свойство ткани сдвигаться во время раскроя.
Давайте проведем практический эксперимент:
- У вас на столе лежат два образца ткани и ножницы. Сложите ткань пополам и попробуйте разрезать.
Вопрос: Какие трудности возникли при разрезании?
Ответ: Шелковый образец скользит при разрезании и доставляет трудности, а хлопчатобумажный хорошо разрезался
- Сделаем вывод, при выборе ткани с высокой степенью скольжения, нужно быть готовым к трудностям при обработке. Например, при раскрое лучше закалывать булавками, резать острыми ножницами.
IV. Обобщение и систематизация изученного материала (20 минут)
Мы с вами изучили различные свойства ткани. Давайте проведем небольшое тестирование.
Самостоятельная работа студентов. (Приложение 6).
Впишите в правую колонку таблицы термин из приведенного списка, соответствующий его определению: пылеёмкость, гигроскопичность, драпируемость, скольжение, прочность, сминаемость, усадка
Определение Термин
Способность ткани противостоять механической нагрузке Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги Способность ткани образовывать мягкие округлые складки Способность ткани образовывать морщины и складки, которые устраняются только при ВТО  
Способность ткани сдвигаться во время раскроя.
 
Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды Способность ткани задерживать пыль Проверка правильности выполненного теста
Критерии оценки: За каждый правильный ответ 1 балл : 7-6 баллов оценка «5»;  5- баллов оценка «4»; 4 балла  оценка «3»
Определение Термин
Способность ткани противостоять механической нагрузке прочность
Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги усадка
Способность ткани образовывать мягкие округлые складки драпируемость
Способность ткани образовывать морщины и складки, которые устраняются только при ВТО  сминаемость
Способность ткани сдвигаться во время раскроя.
 скольжение
Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды гигроскопичность
Способность ткани задерживать пыль пылеёмкость
- А теперь поговорим о современных технологиях в изготовлении тканей.
Мы выбираем ткани используя я их свойства, а можно ли заказать свойства для ткани? Представьте что мы находимся в лаборатории которая создаёт новые ткани с необычными свойствами используя нанотехнологии.
Нано» означает одну миллиардную (10-9) долю чего-либо. Именно таковы размеры отдельных молекул, на уровне которых происходит конструирование новых веществ с заданными свойствами. Другое название нанотехнологий — молекулярные технологии.
Умная одежда. Идея интегрировать электронику в ткань возникла достаточно давно, но только развитие нанотехнологий позволило ее реализовать. Кроме того, появилась необходимость транслировать движения человека в виртуальную реальность.
Ароматные ткани. Ароматические вещества подвергаются нанокапсулированию и вводятся в волокнистый материал. Капсулы устойчивы к воздействию влаги, стирке и химчистке, заключенные в них ароматные вещества не испаряются и не разлагаются при действии окислителей. Активируются во время движения.
«Космето-текстиль» - это текстиль, который содержит микрокапсулы с косметическими веществами (для увлажнения кожи - обыкновенный увлажняющий крем; для поглощения неприятных запахов, с витаминами или активными веществами для похудения)
«Текстикаменты" происходит от слов "текстиль" и "медикаменты". Эти материалы оказывают анти-воспалительное, анти-инфекционное или анальгетическое воздействие. Футболки, шорты, повязки для суставов и поясницы.
Антибактериальный текстиль: это ткани, содержащие специфичные молекулы, который останавливает размножение бактерий или грибков
Нанотехнологии в текстиле для военных.
Изначально технология была предназначена для производства противобаллистических жилетов, защищающих солдат от пуль и осколков.
Нанотехнологии в текстиле для спортсменов.
производители спортивной экипировки предлагают супер-современные гидрокостюмы и одежду для профессионалов в разных видах спорта. Такие костюмы из неопрена предназначены для пловцов, для любителей серфинга, бординга и лыж. Специальные покрытия обеспечивают тепло и прочность костюма, эластичный нейлон делает из них вторую кожу, напоминающую кожу морских животных, ещё её называют "быстрая кожа" потому что она имитирует кожу акулы, скорость и маневренность которой объясняется наличием зубчиков на её коже.
«Самоочищающихся» текстильные материалы
В разных странах широко проводятся исследования по созданию «самоочищающихся» текстильных материалов с помощью нанотехнологий. Задача исследователей – придать текстилю такой же эффект, какой свойственен живой природе: листьям растений, крыльям бабочек и насекомых, панцирям жуков. Наноэмульсии формируют на волокнах тонкую трехмерную поверхностную структуру, с которой вода, масло и грязь легко скатываются и смываются. Получаемый «супергидрофобный» эффект приводит к тому, что образующаяся на поверхности материала круглая капля способна скатываться с нее без следа при малейшем наклоне. Такие загрязнения, как пыль и сажа удаляются вместе с каплями воды, а материал приобретает эффект «самоочищения».
Комфортный текстиль - это материалы, защищают от холода и осадков.и давая комфорт в любых климатических условиях. Шьют непромокаемые и одновременно "дышащие" вещи. Микро-отверстия в ткани выпускают наружу капельки пота, но внутрь жидкость уже не пропускают.
Итак, сегодня наша опытно-техническая лаборатория успешно выполнила свои задачи. Мы получили интересные, обогащающие знания, которые можно использовать в повседневной жизни.
Хочу узнать ваше настроение после работы в нашей лаборатории. Я вижу , что индикатор настроения повышен! Прекрасно! Наша лаборатория окончила свою работу. Благодарю за сотрудничество!
V. Итоговая часть занятия (3 минуты):
Вопрос:
Что нового вы узнали на уроке?
Что нового вы узнали на уроке?
Достигли ли вы своих целей?
Что больше всего понравилось?
Какое настроение в конце урока?
Уверены ли в своих силах сейчас?
Студенты дают ответ.
Выставляются оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке.
VI. Домашнее задание ( 2 минуты):
Выполните анализ формы детали, ответьте на вопросы. В тетради выполните рисунок какого-либо окружающего предмета, выполните анализ его геометрической формы.
Используемые учебники и учебные пособия:
Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г., стр 128
Крючкова, Г.А. Технология и материалы швейного производства/Г.А. Крючкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 г., стр 174
Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009 г.
Используемая методическая литература:
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 256 с.