Занятие вокального кружка на тему Народные песни. Исполнение акапелла и канон


Подготовила:
педагог доп.образования
Рахимова Д.Д.
МБОУ «СОШ №13»
Тема: Жанры народных песен, их интонационно – образные особенности. Цель:
1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально - эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
3Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
4.Воспитать музыкально - эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал: вокальная работа «Со вьюном я хожу», песни по жанрам: лирическая «Ты воспой в саду соловейко», солдатская «Солдатушки, бравы ребятушки», хороводная «Милый мой хоровод», трудовая «Во кузнице»
Ход занятия.
Подготовительный этап.
1.Дыхательная гимнастика.
Вдох через нос – выдох через рот;
Медленный, глубокий вдох – краткий, резкий выдох;
Выдох несколькими равными порциями (толчками);
Задержка дыхания – на выдохе считать от 1 до 10.
2. Речевые упражнения.
Работа над скороговоркой «Из-под топота копыт пыль по полю летит».
3. Распевание.
П. – Для чего необходимо распевание?
Д. – разогрев, настройка голосового аппарата с целью подготовки к работе.
П. – Почему необходимо регулярно распеваться?
Д. – Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания и исполнения.
П. – Поем распевку «Я пою, хорошо пою».
Исполнение распевки……..
П. – Что такое вокализ?
Д. – Пение без слов, распевание «певучего» гласного звука.
П. – Поем звук «А».
Актуализация знаний о народных песнях.
П. – Послушайте несколько песен и скажите, что их обьединяет?
(Прослушивание песен)
Д. – Это народные песни.
П. – Что такое народная песня?
Д. – Народная песня – это музыкально-эпический жанр фольклора, распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. Народные песни сопровождаются танцами, играми, обычаями.
Народная песня делится на несколько жанров.
Хороводные песниПраздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.
Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.
Частушки - это короткие песенки называли в разных местах по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.
Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты.
Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими.
П. – Ребята, сейчас прослушаем несколько народных песен. Ваша задача определить к какому жанру каждая песня относится.
(Слушаем «Солдатушки» - походная, «Во кузнице»- трудовая, «Милый мой хоровод»- хороводная, «Ты воспой в саду соловейко»- лирическая, «Со вьюном я хожу»- свадебно-обрядовая.)
П. – Как исполняют песню «Со вьюном я хожу?»
Д. – Без музыки.
П. – Такое пение называется акапелла. Акапелла – это пение нескольких голосов (ансамбля или хора) без музыкального сопровождения (аккомпанемента). Прослушать акапеллу.
Работа над песней «Со вьюном я хожу»
П. - Первый куплет поем все вместе.
П. – Послушайте, как исполняют второй куплет.
Д. – с запаздыванием.
П. – Такая техника исполнения называется канон. Канон – музыкальное произведение для нескольких голосов. Мелодию поет один голос, следующий начинает эту же мелодию до того, как первый закончит. Потом таким же образом вступает следующий голос. Чаще всего каноны бывают на 2 и 3 голоса, иногда могут быть на 4 и 5.
Послушать канон (2 и 3 куплет). Разучивание 2 и 3 куплета.
Подведение итогов.
— На какие группы делятся народные песни?— В чём особенность народных песен?— Что такое акапелла?— Что такое канон?
П. – домашнее задание выучить слова песни. Спасибо за внимание! До свидания!