Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образованияВведение в информатику-Всё по полочкам





Общеобразовательная общеразвивающая программа

Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся – 5-6 лет

Паргатова Ирина Александровна
Воспитатель 1 категории
Макарова Татьяна Петровна
Воспитатель 1 категории


г.Энгельс
Дата разработки программы 2016 г.







Пояснительная записка.
Образовательная программа познавательного развития.

В  современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры. «Завтра» наших детей - это информационное общество и при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с компьютером и прочими разновидностями вычислительной техники не только как с игровыми предметами, но и как с обучающими, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения.
Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий. Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Работа за компьютером в современном представлении - это творческая созидательная деятельность, требующая наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно. Это ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на формирование умения строить информационные логические модели, развитие умения рассуждать строго и логически, а также развитие фантазии и творческого воображения.
Показателями эффективной реализации программы являются: высокий уровень общего развития обучающегося, овладение им всей суммой необходимых знаний, умений и навыков, обозначенных в программе, стремление к самостоятельной творческой деятельности, позитивное отношение к окружающему миру.




Содержание.
Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике» и согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Используются пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь). В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера.

Все нод проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Нод строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.

Актуальность программы заключается в том, что она соответствует заказу родителей и детей на развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста  посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Отличия программы 
Для проведения занятий компьютеры не требуются.
Цель программы - способствовать формированию у детей умения строить информационные логические модели, развитие умения рассуждать строго и логически, развитие фантазии и творческого изображения, а также умение понимать поставленную задачу (что нужно делать) и способы ее достижения (как делать) посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
обучающие:- 1)Задачи, связанные с форматированием умения строить информационные логические модели.
Развивать умения у детей выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством; обобщать по признаку, упорядочивать по признаку, находить закономерность по признаку;знакомить с вложенными подмножествами ( не вводя термина);сопоставлять части т целое для предметов и действий;знакомить с главной функцией (назначением) предметов;расставлять события в правильной последовательности;описывать свои действия;выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;знакомить с функцией как с действием, применяемым по отношению к разным предметам;описывать порядок действий для достижения заданной цели;находить ошибки в неправильной последовательности действий.
2)Задачи, связанные с своением базиса аппарата формальной логики, а также с формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
знакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);знакомить с отрицанием (не вводя термина);формулировать отрицание по аналогии;знакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков;знакомить с логической операцией «И» (не вводя термина).
3)Задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения.
Развивать умения называть как можно больше свойств и признаков одного объекта; видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;проводить аналогию между разными предметами;находить сходное у разных предметов;переносить свойства одних предметов на другие;представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.
развивающие: -развивать воображение, развивать мелкую моторику, которая влияет на развитие речи и мышления; развивать фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, умение детей работать аккуратно, самостоятельно в едином темпе со сверстниками;
воспитательные: -воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность ,старательность, внимательность и аккуратность; воспитание интереса к процессу обучения ,любознательности.

Сроки реализации
Срок реализации – 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы –
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети старшей группы (5 – 6 лет).

Формы проведения занятий:
- теоретические, практические;

Формы организации занятий:
-коллективные,
- групповые,
- парные,
-индивидуальные.
Педагогические технологии:
-Проблемно- поисковые технологии
-Игровые технологии ТРИЗ
-Рефлексия совместной деятельности
Формы подведения итогов:
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является диагностическое обследование детей в начале и конце года. Определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы на начало и конец учебного года.

Ожидаемые результаты
К концу года обучения дети должны уметь:

-выделять свойства предметов; находить предметы, обладающие заданными свойствами;
-разбивать множества на подмножества (группы на подгруппы), характеризующиеся заданным свойством;
-обобщать по некоторому признак , находить закономерности по признаку;
-сопоставлять части и целое для предметов и действий;
-называть главную функцию (назначение) предметов;
-расставлять события в правильной последовательности;
-выполнять перечисляемую или изображённую последовательность действий;
-применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
-описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
-находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
-приводить примеры истинных и ложных высказываний («правда и неправда»);
-приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
-формулировать отрицание по аналогии;
-пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
-проводить аналогию между разными предметами;
-находить схожее у разных предметов;
-переносить свойства одного предмета на другие.

Учебно-тематический план обучения.



Разделы
программы

Всего
часов

Теория

Практика
Дистан-ционное
обучение
Самостоя-
тельная
работа

1
Выделение признаков предмета
2
0,6
1,4
0
0

2
Формирование понятия «функция»
3
0,9
2,1
0
0

3
Сравнение признаков предметов
3
0,9
2,1
0
0

4
Формирование понятий «часть-целое»
1
0,3
0,7
0
0

5
Разбиение группы на подгруппы
2
0,6
1,4
0
0

6

Выделение подгруппы в группе
1
0,3
0,7
0
0

7
Соотнесение элементов двух групп между собой
2
0,6
1,4
0
0

8
Упорядочение предметов
1
0,3
0,7
0
0

9
Закономерность в расположении предметов
2
0,6
1,4
0
0

10
Последовательность событий
3
0,9
2,1
0
0

11
Разбиение-действий на этапы
1
0,3
0,7
0
0

12
Формирование понятия «алгоритм»
3
0,9
2,1
0
0

13
Кодирование действий условными знаками
2
0,6
1,4
0
0

14
Формирование понятия «логическая операция «И»
1
0,3
0,7
0
0

15
Формирование понятий «истинное и ложное выска зывание»
1
0,3
0,7
0
0

16
Формирование понятия «отрицание»
2
0,6
1,4
0
0

17
Формирование умения пользоваться разрешающи ми и запрещающими знаками
1
0,3
0,7
0
0

18
Задачи на смекалку Развитие творческого воображения
2
0,6
1,4
0
0


Итого
32
9,6
22,4




Схема организации деятельности по реализации программы:
В основе лежит дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности.
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).
Затруднение в игровой ситуации. В ходе игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения.
С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
Повторение и развивающие задания.
Итог занятия. Дети фиксируют в речи, что нового узнали.
Во время занятий используется работа в тетрадях, в которых отражена тематика занятия
Во время НОД предполагается перемещение детей из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся как за столами, в свободном игровом пространстве, так и с помощью применения мультимедийных технологий, таких как проектор. Так же рекомендуется применять физминутки и гимнастику для глаз, которые снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.


Условия реализации и методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации образовательной программы имеются :
кабинет, оборудованный столами и стульями,
шкафы для хранения дидактических материалов, и рабочих тетрадей
демонстрационная доска,
разработки для проведения занятий (схемы, таблицы, раздаточный материал, планы занятий);
разработки для организации контроля и определения результативности обучения ( тесты);
рабочие тетради
методическая литература.
Методическое обеспечение:
Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.;
Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
Ноутбук для индивидуальной работы дошкольников


Приложение № 1.
Учебно-тематический план
работы кружка дополнительного образования«Всё по полочкам»
на 2016– 2017 учебный год.
Месяц
Наименование разделов, тем
Всего часов
Теория
Практика

Сентябрь
1неделя
Мониторинг уровня ЗУН детей.
1
0
1


2неделя
Мониторинг уровня ЗУН детей.
1
0
1


3неделя
№ 1«Выделение признаков предметов».
1
0,3
0,7


4неделя
№ 2 «Выделение признаков предметов».
1
0,3
0,7

Октябрь
1 неделя
№ 3«Формирование понятия «функция».
1
0,3
0,7


2неделя
№4«Формирование понятия «функция».
1
0,3
0,7


3неделя
№5«Формирование понятия «функция».
1
0,3
0,7


4неделя
№6«Сравнение признаков предметов».
1
0,3
0,7

ноябрь
1неделя
№ 7«Сравнение признаков предметов».
1
0,3
0,7


2неделя
№8«Сравнение признаков предметов».
1
0,3
0,7


3неделя
№9«Формирование понятия «часть – целое».
1

0,3
0,7


4неделя
№10«Разбиение группы на подгруппы».
1
0,3
0,7

декабрь
1неделя
№ 11 «Разбиение группы на подгруппы».
1
0,3
0,7


2неделя
№12«Выделение подгруппы в группе».
1
0,3
0,7


3неделя
№13: «Соотнесение элементов двух групп между собой».

1

0,3

0,7


4неделя
№14: «Соотнесение элементов двух групп между собой».

1

0,3

0,7

январь
1неделя
№ 15«Упорядочивание предметов».
1
0,3
0,7


2неделя
№16«Закономерность в расположении предметов».

1

0,3

0,7


3неделя
№17«Закономерность в расположении предметов».

1

0,3

0,7


4неделя
№18«Последовательность событий».
1
0,3
0,7

февраль
1неделя
№ 19«Последовательность событий».
1
0,3
0,7


2неделя
№20«Разбиение действий на этапы».
1
0,3
0,7


3неделя
№21«Формирование понятия «алгоритм».
1
0,3
0,7


4неделя
№22«Формирование понятия «алгоритм».
1
0,3
0,7

март
1неделя
№ 23«Формирование понятия «алгоритм».
1
0,3
0,7


2неделя
№24«Кодирование действий условными знаками».
1

0,3
0,7


3неделя
№25«Кодирование действий условными знаками».
1

0,3
0,7


4неделя
№26«Формирование понятие «логическая операция «И».
1

0,3
0,7


апрель
1неделя
№ 27«Формирование понятие «истинное и ложное высказывание».
1
0,3
0,7


2неделя
№28«Формирование понятия «отрицание».
1
0,3
0,7


3неделя
№29«Формирование понятия «отрицание».
1
0,3
0,7


4неделя
№30«Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими знаками».

1


0,3

0,7


май
1неделя
№ 31«Задачи на смекалку».
1
0,3
0,7


2неделя
№32«Развитие творческого воображения».
1
0,3
0,7


3неделя
Мониторинг уровня ЗУН детей.
1
0
1


4неделя
Мониторинг уровня ЗУН детей.
1
0
1



Итого

36

9,6

26,4



















«ВСЁ ПО ПОЛОЧКАМ»15