Семинар — практикум Формирование стрессоустойчивости педагогов

практикум
«Формирование стрессоустойчивости педагогов».
Цель: 1. Познакомить педагогов с основными понятиями стресса и его составляющими.
2. Помочь учителям осознать свои возможности и масштабы профессионального мастерства.
3. Научить искать положительное в любых ситуациях.
Материалы: Белые листы по количеству присутствующих, часы с секундной стрелкой, карандаши и ручки. Дополнительно несколько докладов от учителей по данной теме.
Ход семинара.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые учителя. В самом начале я сразу хочу провести с вами одно упражнение. Упражнение 1. «Письмо волшебнику»
Вам необходимо написать письмо волшебнику, в котором вы можете попросить его о исполнении ваших желаний, о помощи в каком – либо деле, рассказать о своих проблемах и трудностях и т.д. Не забывайте, что это настоящее письмо, и письмо это волшебнику
Сегодня мы с вами поговорим о стрессе, о наших переживаниях и эмоциональном выгорании педагогов. Как сформировать у себя стрессоустойчивость и правильно реагировать на сложные ситуации.
Это не просто семинар, это – семинар-практикум. Мы поработаем над собой, заглянем в самые потайные уголки нашей души и научимся с вами управлять своими действиями, мыслями и желаниями. Начнем с того, что:
Стресс – это реакция организма на сильное чувство или ощущение. (Г.Селье)
В природе существует 3 стадии стресса. 1 и 2 стадии – это стимул к действию. Это даже хорошо, хотя существует миф о том, что любой стресс – это отрицательное воздействие на организм. 3 стадия – это стадия истощения, нервного и эмоциональное выгорание. Здесь уже необходимо вмешательство со стороны, либо принятия самим кардинальных мер по выходу из сложившихся обстоятельств.
Поведение человека в острые моменты воздействия стресса 1. Главная и основная заповедь – в острой ситуации не следует принимать никаких скоропалительных решений, а также немедленно их выполнять. 2. В острой стрессовой ситуации нужно сесть удобнее, сосчитать не торопясь, от 10 до единицы. 3. Затем, для усиления антистрессового эффекта, зафиксировать свое внимание на дыхании. При этом нужно медленно вдыхать воздух носом и на некоторое время задерживать дыхание, затем еще медленнее, также через нос, выдыхать его. 4. Если стрессовая ситуация застает человека в помещении, нужно в первую очередь смочить лоб, виски и руки холодной водой, затем медленно осмотреться по сторонам, фиксируя взгляд на предметах, попавших в поле зрения. Можно найти какой-нибудь мелкий предмет и детально рассматривать его не менее 4 минут, знакомясь с формой, цветом, структурой и т.д. 5. Затем еще раз проследить за своим дыханием, т.е. сделать вдох, задержать дыхание и затем медленно, через нос выдыхать воздух, при этом нужно концентрировать внимание на том, как расслабляются и опускаются плечи.
Для баланса внутреннего мира необходимо следующее соотношение: 35% - это положительные эмоции, 60% - это нейтральные эмоции, и всего лишь 5% - отрицательные эмоции.
Итак, 2 упражнение. Давайте смоделируем любую отрицательную, или же просто неприятную ситуацию. Здесь можно работать и индивидуально. И постараемся найти 7 положительных сторон, причин и т.д.
Три мифа о стрессе.
Миф первый. Стресс для всех одинаков. Неправда! Ситуация, стрессовая для одного человека, для другого может быть совершенно нормальной. Например, для одной хозяйки прием гостей дома – сплошная нервотрепка, тогда как для другой – это праздник и удовольствие. Все зависит от точки зрения!
Миф второй. Стресс всегда вреден. Это тоже далеко от истины. Стресс так же важен для нашей жизни, как для скрипки – правильное натяжение струн: если оно слишком слабое, то звук получится глухим и дребезжащим, а если слишком тугое, то скрипка будет издавать довольно резкие звуки или струна порвется. Стресс может как испортить жизнь, так и разнообразить ее. Вопрос в том, как вы к нему относитесь.
Миф третий. Стресс поджидает нас повсюду, и с этим ничего нельзя сделать. На самом деле сделать кое-что можно. Например, относиться к стрессовой ситуации с юмором, чтобы снять напряжение и суметь найти рациональное решение.
Для каждого из нас необходима внутренняя гармония, или баланс. Чтобы добиться этого баланса (по мнению Эрика Берна) необходимо чтобы внутренний стержень: 1. Родитель, 2. Взрослый и 3. Ребенок соответствовал: 1. Надо, 2. Могу и 3. Хочу. Только при достижении соответствия, будет гармония. Если этого нет, то это уже внутриличностный конфликт. Необходимо всегда придерживаться 3х правил:
Осознать и принять
Найти ресурсы.
Действовать.

Упражнение 3. Тест на определение тревожности (М.И. Литвак)
Засеките время на секундной стрелке
Отведите взгляд и отсчитайте 1 минуту.
Как только минута пройдет, посмотрите на часы.
Сколько прошло секунд? Запишите.
Ответы:
Норма – 65 секунд.
Легкая тревожность – 55-64 секунды.
Средняя тревожность – 40-54 секунды.
Меньше 40 – необходимо обратиться к специалисту.

Синдром профессионального выгорания – стабильное состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Такие реакции возникают на фоне хронического стресса.
Для того чтобы избежать эмоционального выгорания необходимо умение не вгонять себя в стрессовую ситуацию. Для этого можно использовать 2 техники саморегуляции:
Высказываться. Правило 3х предложений.
- сказать о своих чувствах, все направить на себя.
- выделить сильные стороны оппонента.
- перевести разговор на другое время.
Например: «Мне не приятно, когда вы меня критикуете при всех, я всегда к вам относился с большим уважением, давайте я к вам зайду и мы это потом обсудим!?»
Правило «Айкидо».
- занять лучшую позицию – согласиться.
- спросить о возможных действиях, чтобы это исправить.
- убедить в том, что вы обязательно исправитесь, и такого больше не повторится.
Упражнение 4.
Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что на вас начинают падать камни. Необходимо быстро во что-то превратиться, чтобы выжить.
«Стресс вола» - быстрая адаптация к стрессу. (если превратился во что-то твердое, сильное, волевое)
«Стресс кролика» - избегание стресса. (убежать, спрятаться)
«Стресс льва» - мобилизирует активность. (сильный, мужественный, мудрый)
Упражнение 5.
Каждый у себя на листочке попробуйте составить список своих желаний. Главное условие- их должно быть 13. Обсуждение.
И в завершении нашего семинара, давайте вернемся к письму, которое мы писали волшебнику в самом начале. Давайте попробуем ответить на самый главный вопрос: кто такой волшебник? Да, это мы сами, это каждый из нас. Давайте теперь мы ответим на это письмо, попробуем подобрать слова и ответить на все вопросы.
Обсуждение по итогам: вопросы, предложения, отзывы.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115