Специфика работы учителя начальных классов в условиях инновационного общеобразовательного учреждения


Журавлева Анна Сергеевна аспирант кафедры педагогики и методики начального образования, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева», Чебоксарыannasergeevna5@mail.ru  
Специфика работы учителя начальных классов в условиях инновационного общеобразовательного учреждения
Аннотация
Выявлена специфика работы учителя начальных классов в условиях инновационного общеобразовательного учреждения. Приведены результаты экспериментального исследования, направленного на повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов, работающих с одаренными детьми в условиях инновационного общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: учитель начальных классов, инновационное общеобразовательное учреждение.
УДК 373.3
ББК 74.489.83
Рассмотрим специфику понятия инновационное общеобразовательное учреждение. Инновационное общеобразовательное учреждение – это такое образовательное учреждение, в котором созданы качественно новые условия для обучения современных детей, оно оснащено новейшей материально-технической учебной базой, а также современными методическими и дидактическими пособиями. Ведущей целью педагогического состава инновационного общеобразовательного учреждения является воспитание творчески одаренных детей на основе интенсификации их творческих способностей и творческого саморазвития. В данном общеобразовательном учреждении создаются необходимые для осуществления учебного процесса мотивационные и материальные условия для вовлечения учащихся в проектную, исследовательскую, творческую и другие виды и формы деятельности, наиболее интересные и значимые для одаренных детей. Реализация этих задач требует специальной подготовки педагогических кадров – учителей начальных классов [1; 2].
Нами было проведено экспериментальное исследование, цель которого выявление основных трудностей в работе педагогов в условиях инновационного общеобразовательного учреждения с детьми младшего школьного возраста, а также поиски путей совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров с учетом данной специфики. Экспериментальная база: МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары. Основные этапы исследования:
1. Теоретический - включал изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике; сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования (опросы, анкетирование); определение уровня разработки проблемы.
2. Базовый (опытно-экспериментальный) – разработка спецкурса, направленного на повышение профессиональной компетентности учителей начальной школы, работающих в условиях инновационного общеобразовательного учреждения; проведение семинаров по программе данного авторского курса.
3. Аналитико-обобщающий - анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; оформление результатов эксперимента, формулировка выводов.
На констатирующем этапе эксперимента в целях определения трудностей, испытываемых учителями начальных классов при работе в инновационном общеобразовательном учреждении с младшими школьниками, нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 23 учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары.
Табл.1 Основные трудности у учителей начальных классов при работе с учениками младшего школьного возраста в условиях инновационного общеобразовательного учреждения
Недостаток когнитивного компонента (вооружение знаниями новейших методов и форм преподавания) 57%
Недостаточная подготовленность к проектной деятельности 27%
Отсутствие навыков работы с детьми по развитию творческих способностей 36%
Скудный опыт в научно-исследовательской деятельности, самостоятельном саморазвитии 30%
Кроме того, в ходе круглого стола было выяснено, что многие педагоги испытывают необходимость в овладении навыками саморазвития, в знании современных информационных технологий (мультимедиа, сеть интернет, дистанционные курсы), а также мало вооружены знаниями о психофизических особенностях современных детей младшего школьного возраста. Столь жесткие требования к педагогическому составу инновационных учебных заведений предполагают поиски путей повышения профессиональной компетентности педагогов.
Одним из наиболее важных условий нам представляется выбор индивидуального педагогического маршрута, иными словами индивидуализация преподавания. Учителю необходимо понять свой педагогический образ, выработать свою учебную стратегию. Выбрать, близкие для его и его аудитории средства, методы и формы обучения. Как правило, методические разработки прошлых лет, содержат общие для всех указания. Однако, педагог-холерик, которому свойственна порывистость и темпераментность в преподавании, постоянный поиск нового, не может руководствоваться пособиями такого характера.
Учитель-флегматик, предпочитающий выбирать базовые стандартные средства обучения и дидактические пособия, выбирающий строгую и неотступную последовательность и скрупулезность в преподавании, не станет прибегать к методикам, использующим постоянные нововведения. Однако, он постарается, в соответствии со своими психологическими особенностями, опираясь на знание своего ученического коллектива построить интересный и увлекательный урок. К сожалению, часто предлагают для изучения одни и те же дидактические и методические проблемы, далекие от их актуальных запросов, от стиля и условий деятельности. Такой вывод обосновывается тем, что наиболее популярны среди педагогов именно те формы работы, которые обеспечивают максимальный учет их индивидуальных особенностей. Сюда относится не только товарищеская взаимопомощь, но и самостоятельное изучение научно-методической литературы [2; 3]. Мы считаем, что для учителей необходимо устраивать методические ярмарки, встречи, круглые столы, с привлечением самой разнообразной методической литературы.
Следующим необходимым условием повышения профессиональной компетенции педагога, работающего в условиях инновационного общеобразовательного учреждения является создание устойчивой мотивации к саморазвитию.
В педагогических учреждениях в целях стимулирования творческого роста чаще всего используются коммуникативные методы, которые делятся на требования (советы, рекомендации, директивы) и оценку (одобрение, похвала, осуждение, порицание).
В ходе базового этапа нашей экспериментальной работы нами была организована еженедельная работа методического объединения кафедры учителей начальных классов. Был составлен график посещения уроков учителями-коллегами с последующим круглым столом, целью которого стали анализ и обсуждение урока.
Учителя восприняли эту идею с одобрением и с удовольствием приняли участие в таком эксперименте.
Немаловажным аспектом создания устойчивой мотивации учителей к самосовершенствованию, проявлению их творческих и креативных способностей является работа администрации.
В наших исследованиях положительная оценка проделанной работы со стороны руководителей и коллег, заняла по показателю эффективности абсолютное первое место среди объективных факторов. Это позволяет утверждать, что в создании творческой атмосферы в коллективе, исключительно важное значение имеет умение руководителей замечать положительное в работе учителей, поощрение достижений и новейших творческих идей.
Таким образом, нами сделан вывод, что самыми сильными стимулами к самосовершенствованию профессиональной компетентности учителей начальных классов, работающих в условиях инновационного общеобразовательного учреждения, являются оценочные методы: проявление доброжелательного внимания к удачам педагога со стороны администрации и коллег.
Изучив проблему, мы считаем, что творческая активность педагогов зависит, в конечном счете, от всех элементов рабочей ситуации: и от организации методической работы, и от морально-психологического климата, и от слаженности действий руководителей и их требовательности, и от особенностей контингента учащихся, и от учебно-материальной базы, и от наличия у учителей свободного времени и проч. В целях повышения компетентности педагогов к работе в инновационных общеобразовательных учреждениях, нами был разработан спецкурс, «Подготовка будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении». Спецкурс «Подготовка будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении» рассчитан на студентов выпускного курса педагогического вуза, он содержит 28 часов (лекции в количестве 20 часов, практические занятия в количестве 8 часов) и имеет следующую содержательную структуру: теоретическая, технологическая, методическая и практическая подготовка будущего учителя.
Этот цикл лекций мы прочитали для педагогов МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары в рамках нашей экспериментальной работы. После завершения спецкурса, мы провели повторное анкетирование. Из Табл. 2 мы видим, что изменения оказались положительными и качественными.Табл.2 Основные трудности у учителей начальных классов при работе с учениками младшего школьного возраста в условиях инновационного общеобразовательного учреждения (после завершения эксперимента)
Недостаток когнитивного компонента (вооружение знаниями новейших методов и форм преподавания) 2%
Недостаточная подготовленность к проектной деятельности 3%
Отсутствие навыков работы с детьми по развитию творческих способностей 4%
Скудный опыт в научно-исследовательской деятельности, самостоятельном саморазвитии 3%
Таким образом, специфика работы учителей начальных классов в условиях инновационного общеобразовательного учреждения многоаспектна. Компетентность педагогов к осуществлению профессиональной деятельности опирается на различные объективные и субъективные факторы, одним из наиболее важных из них, является расширение специальных знаний педагогов. В этой связи, необходимым условием подготовки профессиональных, компетентных учителей инновационных общеобразовательных учреждений становится введение в образовательный процесс педагогических ВУЗов новейших спецкурсов.
Литература
Вайзер Т. А. Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса: дис.… д. пед. наук. – Нижний-Новгород, 2006. – С. 142-144.
Ларина В. П. Инновационная деятельность школ в региональной системе образования // Педагогика. – 2005. - № 2. - С. 47-54.
Шодиева К. С. Методические аспекты инновационной педагогической деятельности // Психология и педагогические технологии. М. :, 2006. - № 10. - С. 56-59.
Рекомендовано к публикации: Ковалев Василий Петрович,
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики начального образования психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Anna S. Zhuravleva Post-graduate of the Department of Pedagogics and Metodics of Primary Education, The Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev, Cheboksary
annasergeevna5@mail.ruThe specifics of a primary school teacher’s work in an innovational school
Abstract
The scientific article discusses the urgent problem of our time – the specifics of the work of a primary school teacher in an innovational school. In the following article the author introduces us the results of his research, gives practical advice for teachers working in the schools of this type in order to create the most favorable conditions for children to study, for their adaptation and also for the improving of the quality of training and education of the younger generation.
Key words: a primary school teacher, an innovational school
Literatura:
Vaser T. A. Innovatsionnaya deyatelnost uchitelya nachalnoy shkoly kak factor sovershenstvovaniya didakticheskogo processa: dis.…d. ped. nayk. – N. N, 2006. – P. 142-144.
Larina V. P. Innovatsionnaya deyatelnost shkol v regionalnoy sisteme obrazovania // Pedagogika. – 2005. - № 2. - P. 47-54.
Shodieva K. S. Metodicheskie aspekty innovatsionnoy pedagogicheskoy deyatelnosti // Psihologia i pedagogicheskie tehnologii. М.:, 2006. - № 10. - P. 56-59.